Я с детства знал, что где-то есть город Староуткинск. А ещё где-то есть город Новоуткинск. И плюс к этому существует деревня Межевая Утка. Кроме того есть Висимо-Уткинск и Усть-Утка. Да уж. Много у нас на Урале "утиных" мест. И все они стоят на берегах реки Утка. А тут посмотрел в Интернете, и оказалось, что Межевая Утка - это вовсе не деревня, а река. Есть просто Утка, и есть Межевая.
А вспомнил я об утках в связи с тем, что мы в прошлое воскресенье побывали сначала в Новоуткинске, потом в Староуткинске. Посетили сначала Новую, потом Старую Утку. И хотя в обеих Утках мы были чуть дольше, чем две минутки, но всё равно, быстро приехали, потом быстро уехали.
Посёлок Новоуткинск расположен совсем рядом с привычной нашей дорогой на скалы Собачьи Рёбра. Мы всё время ездили мимо указателя, и только теперь захотели посмотреть, а что же там.
Едем. Погода солнечная. Снег. И каждая веточка покрыта белым инеем.
И Староуткинск, и Новоуткинск -это старые уральские горнозаводские посёлки. И там, и там плавили металл и жгли лес на уголь, как и почти везде на Урале.
А называли эти посёлки до революции по фамилиям заводовладельцев. Староуткинск был Уткой Демидова, а Новоуткинск - Уткой Яковлева.
Кстати от одной Утки до другой довольно далеко. Километров тридцать по дороге Первоуральск-Шаля.
Новоуткинск больше по размерам и населению, и расположен ближе к "цивилизации". От него недалеко до Первоуральска, да и до Екатеринбурга ближе.
В какие-то, не столь давние времена здесь существовал завод сварочного оборудования "Искра", который был построен во время войны для того, чтобы выпускать аппараты для сварки танковой брони. Не знаю, дожил ли этот завод до нашего времени. Но судя по тому, что самый большой и красивый плакат в Новоуткинске вот этот...
Новогодняя сказка уральской провинции. Ледяные сталактиты.
Впрочем, сталагмиты тоже имеются.
А ещё в посёлке есть свой "кремль". Он пока не достроен. На снимке ниже это заметно. Краснокирпичная стена с целым рядом декоративных "бойниц по верху. Основание круглой угловой башни справа. Может быть, летом на ней достроят шатёр.
Монументальные кремлёвские ворота. Правда почему-то проёмы ворот заложены кирпичом. Но, может быть, это только пока? Со временем Новоуткинский кремль станет самой заметной достопримечательностью этого места. Эх, это ж моя детская мечта - чтобы в нашем городе был свой настоящий кремль. Пусть хоть в другом месте эта мечта станет явью.
"Кремль" явно построен церковью. Храм находится через дорогу от него. И ограда храма выстроена в том же стиле. Правда она заметно пониже и не заслоняет его белых стен.
Ворота.
Может быть, новоуткинский "кремль" - это монастырская стена? Но я не слышал, чтоб в этих краях был монастырь. Створки ворот украшены художественной ковкой.
Мы конечно же пошли в храм. На крыльце - добрые мохнатые псы и люди, которые явно украшают свой храм к празднику Крещения.
Внутри - очень мощная, красивая роспись, много резьбы. Иконы, украшенные вставками из уральских самоцветов. И всё это явно не было сохранено в таком виде с времён дореволюционных. Всё было сделано во времена новейшие. Как-то совсем не ожидаешь встретить в довольно небольшом уральском посёлке столь богато украшенный храм.
Пока мы восхищались убранством храма, я нажал не на ту кнопочку на фотоаппарате, и он перестал снимать. Я и не сообразил сначала, на какую именно кнопочку нажал. Наверное, это было нам небольшое вразумление на тему того, что нельзя снимать в церкви без благословения.
Оказалось, что наши проблемы от автоспуска. Жмешь кнопку, а затвор щёлкает с десятисекундным замедлением. Зато уж щёлкает несколько раз и соответственно делает сразу несколько кадров. Хорошо, хоть успели снять вот это. Композиция из бересты "Серафим Саровский и медведь". Это объёмная аппликация. Каждая фигура имеет объём. В середине она толще, к краям потоньше. Каким образом это было сделано - мы можем только догадываться. Сами мы так не умеем. И рамка из круглых палочек, тоже обмотанных берестой.
Таких берестяных панно в храме несколько.
А потом мы пошли в "кремль". Он оказался красивым садом. Я думал, что внутри кирпичной стены будут монастырские корпуса, кельи. Но тут только сторожка и деревья, деревья.
Красивые деревья, все в инее. Молодые кедры. Через много-много лет они вырастут, и в их кронах станут вить гнёзда птицы.
А посреди сада стоит довольно большая голубятня. Целый дом для голубей.
Как же всё тут чудесно и странно, совершенно не похоже на привычный нам мир.
Красивая кирпичная стена закрывает лишь небольшой кусочек сада. Остальное - простой деревянный забор. Впрочем, вторые ворота тоже есть. Но почему-то они не краснокирпичные, а оштукатуренные.
Пока Новоуткинский "кремль" ещё в хаосе созидания, но контуры будущего вырисовываются довольно ясно. Постепенно всю стену сделают в одном стиле, построят башенки, а ворота сделают железными с ажурными коваными узорами. Интересно будет на него посмотреть года через два-три.
А мы пошли к пруду. Захотелось сфотографировать храм со льда.
Получилось вот так.
На льду играли дети.
А мимо нас ходили серьёзные молодые люди и носили на лёд длинные доски. Скоро тут устроят иордань и помост для крещенского купания. Судя по количеству досок, это будет серьёзное сооружение. Видимо местный священник не разделяет мнение отца Виктора о том, что в день Крещения купаться в проруби не стоит.
Промчался двухголовый хвостопёс.
Мы не могли оторвать глаз от красивых видов.
А на другом берегу за деревьями виднеется заброшенная школа, в которой однажды побывала Женя. Эта школа того же проекта, как и та, что стоит в нашем Верх-Нейвинске.
Хвостопёс перешёл на лёгкую рысь и разделился на две отдельных особи.
А мы решили, что нам уже будет достаточно новоуткинских впечатлений, и решили вернуться к машине. На площади стоял екатеринбургский автобус. Написано "Новоуткинск-Первоуральск-Екатеринбург".
Прямо за автобусом - жёлтое здание с иконой над дверью. На двери написано: "Входи с молитвой". Мы уже решили было зайти, как вдруг старушка, стоящая на остановке, сказала:
-Не ходите, там боговерующие живут.
Это было сказано таким тоном, как-будто она хотела сказать:"Ой, не ходите, там вас живьём съедят".
Мы подумали, что тут и вправду монастырь, и беспокоить монашествующих не стоит.
А это наш походный натюрморт. Хлеб и плавленный сырок.
Времени было ещё мало.
-А почему бы не съездить ещё и в Староуткинск?
Тридцать километров - это ведь немного. Что ж. Едем. Едем мимо Собачьих Рёбер. Заехать бы ещё и туда, на "наше" блогерское место. Мы видели эти скалы летом, видели осенью. Посмотреть бы на них ещё и зимой. Но это уж в другой раз. За один день мы сразу в три места не успеем.
Поворот на Староуткинск. От Собачьих Рёбер до Староуткинска плыть по Чусовой нужно два дня. Обычно именно тут или заканчивают сплав по Чусовой, или наоборот, начинают.
Нам показалось, что Староуткинск - это гораздо большая глухомань, чем Новоуткинск. Ведь он расположен гораздо дальше от "цивилизации", в Шалинском районе. А на Урале, как известно "три дыры - Шаля, Ляля, Таборы".
Но первые попавшиеся нам по дороге жители совсем не походили на обитателей глухомани.
И первым зданием Новоуткинска , которое мы увидели, стал новый культурно-досуговый центр.
А нам нужно было к заводу. Мы знали, что тут есть живописные развалины старинного завода.
-Где у вас тут завод? - спросили мы у какой-то женщины.
-Идите сначала направо, потом налево, дойдёте до плотины и увидите.
Что ж, пошли. Идём мимо длинного старинного здания бывших торговых рядов. Что тут сейчас? Наверное, какие-нибудь склады.
Вывеска "Комиссионный". В деревне был комиссионный. Странно.
Фрагмент пропильной резьбы на карнизе.
Всё вполне благопристойно. Разрухи нет.
Только автобусное расписание говорит нам, что тут всё-таки глухомань. Рейсов очень немного.
Магазин "Лукошко". Великоват этот дом для магазина. Наверное, тут же и гостиница. Похоже Староуткинск развивается в основном за счёт туризма.
Проходим странный дом "без крыши". Вернее крыша тут есть, но она плоская, как на каком-нибудь гараже, что для традиционных русских домов совсем нехарактерно.
Идём дальше.
Самый центр посёлка - здесь. Тут храм и памятник погибшим на войне.
Идём мимо новой школы под оглушительный щебет воробьёв. Кажется, что их тут сотни. Подходим - воробьи сразу умолкают. Но стоит нам отойти совсем немного - и птицы начинают чирикать с удвоенной силой.
И наконец - вот он, берег пруда.
Года три назад плотину реконструировали. В ходе этой реконструкции поменяли древний деревянный водослив на бетонный, облагородили берег, а старый завод огородили красивым заборчиком. Вот он, завод.
Самое главное здание древнего металлургического завода- доменный корпус. Естественно, его постоянно перестраивали, стараясь поспеть за прогрессом в индустрии. Эти стены построены в 19-м веке на месте тех доменных печей, которые были ещё при Демидове. Вот так доменный корпус Староуткинскго завода выглядел сразу после постройки.
А по этому бетонному руслу течёт река Утка и где-то там, вдали, сливается с Чусовой.
В советское время над этим корпусом была надстроена железная громада уже новой домны. Эту огромную железную штуку люди прозвали самоваром.
Завод был металлургическим довольно долго. Он прекратил своё существование уже в двухтысячных. Естественно, сразу после закрытия завода здесь захотели сделать индустриальный парк для туристов. Это было бы эффектно - старые стены и старое железо. Но, идея индустриального парка оказалась неподъёмной даже в Нижнем Тагиле, где денег и возможностей куда больше. А соблазн попилить и продать в металлолом тысячи тонн стальных конструкций был велик.
Нужно сказать спасибо хотя бы за то, что не распилили часть стальных стропил и перекрытий. За счёт этого здание ещё держится. Если б распилили всё, то оно бы обрушилось.
Интерьеры бывшего доменного корпуса напоминают античные развалины. Или церковь в Майкоре, которую строили во время Первой Мировой войны, да так и не достроили.
Перекрытий между этажами, наверное, и не было. Раньше всё это пространство занимала доменная печь. По стенам шли железные мостки и лестницы, нужные для обслуживания домны.
Арки.
Здесь перекрытия были спилены.
А тут слава Богу нет. Может быть, за счёт этих балок здание пока держится.
А в этом домике, наверное, была какая-нибудь заводская контора. Окна высокие и с полукруглыми завершениями. Зачем его разрушили?
Мы обходим доменный корпус. Со стороны реки он выглядит так.
На фронтоне - дата последней реконструкции домны - апрель 1955-го года.
А здесь река Утка, прорвавшись сквозь плотину, разливается и образует довольно широкое русло.
Именно тут в 18-м и 19-м веках каждый год происходило грандиозное событие. Тут зимой строили барки, а весной стаскивали их с берега в реку. Это был праздник, который назывался спишка (от слова "спихивать"). Всё население заводского посёлка выходило на берег и длинными шестами, с песнями, шутками и смехом сталкивало барки в воду. Потом их нагружали железом и когда вода в Чусовой поднималась, выводили из устья Утки на простор этой быстрой и опасной реки.
Ну, а нам пора. Ехать до дома ещё долго.
Идём обратно мимо памятного камня на берегу пруда.
Мимо плотины.
Мимо улиц древнего уральского посёлочка.
У досугового центра видим довольно большого сиамского кота, который деловито бежит мимо машин. Символично получилось. В Новоуткинске - собаки, в Староуткинске- кот.
Интересные здесь места. Сюда нужно приехать ещё раз. Мы пробежались тут галопом по Европам. И пропустили многое. А о многом даже и не знали. А тут есть хороший музей. А в Новоуткинске - пещера и дом писательницы Марковой. А я даже не знаю, кто это такая и что она написала. Постараемся вернуться сюда летом.
А пока перед нами опять дорога и уже заходящее, вечернее солнце. Оказалось, что от Староуткинска до нашего дома 98 километров.