Место, где каждый найдёт себе милый сердцу уголок.

Apr 16, 2019 16:21




Это путешествие было чуть менее года назад летом. Поездка в Сизьму состоялась в рамках путешествия по Вологде и Вологодской области. И, признаться честно, понравилась мне больше всего.
Вологда Вологдой, но какая бы она зелёная не была, есть в этом городе то, над чем ещё нужно работать и работать. А вокруг есть места, где встречают хлебом и солью, причём в буквальном смысле.


Есть место, куда действительно хочется вернуться, и куда хочется приехать вновь. Хочется ли там пожить? Это пока ещё вопрос, но то, что там уютно, и тебя ждут, это правда.
Село есть неподалёку, с названием Сизьма. Село это находится в 110 КМ от Вологды в Шекснинском районе. Туда мы и направились сегодня. Это одна из немногих найденных экскурсий на выходные.
Собравшись у местного тюза на небольшом автобусе количеством в 13 человек, мы и отправились в Сизьму.
Но поездка была больше не по селу, а по святым местам, которые есть там. Это и храм Николая-Чудотворца, и колодец Георгия Победоносца, и часовня Ксении Блаженной, и источник Пантелеймона-целителя.
Пост будет как обычно, как и многие другие у людей в ЖЖ. Я покажу вам некоторые фотографии, что делаю очень редко, поэтому кому не хочется читать много текста, могут просто пролистать пост до конца и посмотреть эти фотографии. Ну а тем, кому интересно прочесть, я для вас и буду рассказывать.
Дорога до Сизьмы заняла примерно часа полтора - два. Дороги в Вологодской области хорошие, правда конечно не обходится без ремонта, но утром было свободнее. По возвращению из Сизьмы обратно в Вологду пришлось постоять в пробке.
И так посмотрим, что же это за село, и когда оно было упомянуто впервые?

Первое упоминание о Сизьме относится к XV веку. В то время волость была вотчиной Кирилло-Белозерского монастыря. В 1612 году во время польско-литовской интервенции село было разграблено, а все жители были сожжены в деревянной церкви. Прах заживо сожженных сизьмичей покоится под храмом Николая чудотворца. Вопреки всему село было отстроено и до сегодняшних дней сохраняет свою самобытность.
Жемчужиной Сизьмы является храм Святителя Николая Чудотворца с обилием древних святынь. Именно этот храм мы и посетили в первую очередь, но фотографировать там нельзя, поэтому конечно же оттуда фотографий не будет. Но нужно ли это? Ведь каждый человек приезжает в Храм не для этого. Фотографии можно сделать и в других местах. Если вы смотрите мой ФБ или теперь уже инстаграм, то могли заметить, что фотографий, не смотря на небольшую численность достопримечательностей хватает и так.
Но я отвлёкся. Перед тем, как зайти в Храм Николая-Чудотворца мы были встречены в Сизьме хлебом и солью в буквальном смысле этого слова. Ведь встречать гостей хлебом и солью - это русская традиция, о которой не стоит забывать. Хлеб был из местной пекарни. Кстати, при заказе экскурсии, можно сказать и то, что бы они заказали и хлеба, и вам испекут столько, сколько закажете.
Хлеб и соль съедены, группа собралась, и вот мы вошли в Храм. С нами была экскурсовод Любовь, а в Сизьме присоединилась экскурсовод Елена, которая и сопровождала нас в течение всего прибывания в Сизьме.
Храм Николая-Чудотворца содержит множество икон, Причём, что интересно, говорят, что многие из этих икон обновляются самостоятельно без вмешательства человека. Призывали даже реставраторов из Москвы и спрашивали: как же так получается, что не прикладывалась рука человека к иконам, а лики проявляются? Реставраторы посмотрели, подумали и сказали: видимо Божья благодать да вера в Вашем храме сильна.
Храм был построен очень давно. В 1929-ом году его закрывали, иконы в буквальном выкидывали, глумились над ними, были те, кто не верил в Бога, и участвовал во всём этом безобразии, но наказание от Господа так или иначе пришло. Были времена, когда храм служил зернохранилищем, и в эти времена человек, обычный местный житель, который работал там на складе сторожем видел Николая-Чудотворца, который пришёл как старец и сказал ему: пусти меня в Храм, и ты не пожалеешь. Ты не заметишь как я войду и выйду. Долго не соглашался тот человек, но потом уговорил его Николай-Угодник, и только переступил порог храма, тут же исчез. И звал его сторож, и искал, и даже копал лапатой зерно, но так никто и не был найден. Боялся он, что исключат его за это из партии, выгонят из колхоза, ежели прознают про то, но ничего не произошло, никто не выгнал, никто ничего не сказал, и сказал потом житель: не пусти я его тогда, может и жизнь была моя бы хуже, и всё было бы иначе. А Николая-Чудотворца, точнее его икону вновь тот человек увидел у себя же на кухне.
Множество икон так или иначе разным образом вернулось в этот храм. Где только не были они найдены, и в каком только виде: и в виде просто доски, и в виде доски, закрывающий какие-либо окна, но, как я уже сказал, иконы обновляются, и обновляются сами. Есть икона и Ксении блаженной и Матроны московской, и конечно же Николая-Чудотворца и Серафима Саровского.
Храм состоит из зимнего храма внизу, и летнего храма на втором этаже. Ну и, конечно же, колокольня, куда было позволено подняться, но не дозволили звонить в колокол в связи с Петровским постом.
Так же, как и в любом храме, есть и церковная лавка, где можно купить и поставить свечи. Ведь храм действующий.
После посещения храма нас повели на обед. Но не на простой обед, а на обед из русской печи и в деревянной избе. Друзья, что может быть лучше вкуснейших щей, картошки с мясом, чаея с пирогами, ведь всё это из настоящий русской печи. Как я уже говорил в селе соблюдают русские традиции. Угощали нас так же и местным Сиземским пивом. Кто-то сказал, что оно похоже на квас, но от этого оно не стало хуже. Щи были со сметаной конечно же. Было всем вкусно.После обеда было сказано: у нас порядок такой: поел, забери с собой, так что мы были отпущены ещё и с пирогами.
Но продолжим о Сизьме.
Поселок появился на реке Сизьме, вокруг которой стали селиться рабочие и купцы, торговавшие с судами, ходившими по реке. Богатое село стало привлекать к себе народных умельцев, плотников, музыкантов, певчих и т. д. Именно поэтому традиции русского народа остались здесь нетронутыми, и даже в наше время можно узнать, как жили наши предки.
Кстати, язык местных жителей ничуть не менее стар, чем и местная архитектура. Как подтвердили специалисты-филологи, здесь говорят точно на таком же диалекте, что и в 17 веке. Поэтому местная речь, на которой коренные жители общаются друг с другом, для простых россиян совершенно непонятна. Но вот с местной речью нам не повезло. Как сказала Любовь, если бы экскурсию проводил бы другой экскурсовод, то мы бы услышали именно ту речь, с присказками, которая и существует там сейчас, но к сожалению не повезло.
Конечно же кроме церквей есть ещё и музеи, но мы сегодня мимо них. Но посмотрим ведь, какие музеи существуют?
В селе есть уникальный музей быта русских крестьян. В нем можно лично познакомиться с тем, как изготавливали лен и ткали ткани, варили домашнее пиво и т. д. Там же есть богатая коллекция старинной мебели, гончарных, бондарных и кожевенных предметов. В том числе и коллекция домотканной одежды, скатертей и полотенец.
В самом селе также активно возрождают традиционные народные промыслы, например, плетение посуды и утвари из соломы и бересты, кружевоплетение, ткачество, выпечка печатных пряников, пивоварение.
Точно так же, как и в старину, здесь празднуют церковные праздники, проводят народные гуляния, играют по вечерам на гармошке и поют частушки.
К слову говоря, пряники в сувенирном магазине купить вы можете. Это так же обязательное правила, которое просят соблюдать: оставить там не менее 130 рублей. Именно столько стоит пряник.
После всего порядка и местных обычаев, которые невозможно не соблюдать, мы отправились дальше к колодцу Георгия-Победоносца.
там же находится и часовня Ксении Блаженной.
В которую обязательно вы зайдёте. После того, как о часовне вам расскажут, можно будет попросить у Ксении блаженной то, что необходимо. Просить можно как письменно, ручка и бумага будет вам дана, так же и устно, обойдя часовню при раза против часовой стрелки.
История появления этого колодца следующая: году так в 1678-ом году в одной семье родился мальчик, и было замечено потом, что не наступает он на ножки, болят они у него, и не может сам передвигаться. И вот однажды приснился ему сон, и было велено идти в деревню Соловарку и выкопать лапатой ямку, и появившейся водой умыться и полить себе ноги, и будет ему исцеление. И отнесли его родители туда, и вырыл он эту ямку, и пришёл домой своими ногами. А днём исцеления был был днем памяти святого Георгия Победоносца Так и назвали колодец.
Ну а деревянная часовня появилась в той же деревне в 1991-ом году.
Вообще святая Ксения появилась в Сизьме следующим образом: во время войны, многие ленинградцы были эвакуированы и жили они в семьях вологжан, и как память были у них листочки с ликом Ксении, и просили они её о помощи. И вот, когда война закончилась, ленинградцы, возвращаясь домой в качестве благодарности оставляли в Вологде и Сизьме эти листочки с ликом святой.
И так посетив Святые источники, и Храм с часовней, повернули мы в обратный путь. Кстати что из источника целителя Пантелиймона, что из колодца Георгия-победоносца можно конечно же набрать Святой воды, можно и обмыться. Всё там облагорожено.
Каждый, наверное возвращался со своими мыслями, своими ощущениями. Ехать или нет в Сизьму? Мне кажется поехать стоит.
Зачем, конечно же каждый решит сам для себя. Ну а я, как и обещал, покажу фотографии тех мест.






































К четырём часам вечера мы благополучно вернулись в Вологду.
Что ж, завтра последний день, и вечером мы садимся в поезд и едем домой.

Приятного всем вечера.
Я всегда с вами.
Ваш русский француз!

1

паломничество, Вологодская область

Previous post Next post
Up