Шуя - городок в Ивановской области, который любители поездок выходного дня посещают обычно по пути в Палех или Плёс. Но, как и многие другие центры купеческой торговли (а с XVIII века - и различных производств), он вполне может занять вдумчивого путника на целый день, а с учётом окрестностей - и на два-три. Убедиться в этом
блогерам предлагали наравне с представителями туриндустрии, но приглашение местной активистки Татьяны Кульвановской, старательно год за годом поднимающей туристический потенциал родного края вопреки бездействию властей, их почему-то не прельстило. К счастью, я пока ещё числюсь сотрудником компании-туроператора, отправляющей клиентов в том числе и по России, а потому участие принял. Отблагодарить гостеприимным хозяев отправкой сборных групп, увы, мы в обозримом будущем вряд ли сможем - абсолютное большинство показанных нам объектов пока рассчитаны на индивидуалов и неприхотливых школьников. Однако прорекламировать то, что понравилось, всё ж постараюсь, пусть и с некоторым запозданием.
Всё-таки съездить сюда несложно и самостоятельно. Из Москвы на своём транспорте - аж двумя путями: через Иваново (по вечно реконструируемой и запруженной М-7 или по более живописной, но узкой М-8) или через Ковров (тут, конечно, без вариантов), и вряд ли это займёт менее 5 часов даже ночью. Но с недавних пор по милости губернатора сюда ходит прямой поезд "Ласточка", и мы как раз успели им воспользоваться, пока промо-цены не привели в соответствие с устоявшимися. Чуть больше трёх часов в комфортном вагоне с просторными туалетами и питьевой водой обошлись в 460 р - с питанием и/или развлекательной системой в бизнес-классе, разумеется, было бы подороже, но тоже вполне бюджетно.
Вокзал как визитная карточка города вполне представителен: деревянный, одноэтажный, но чистый и функциональный.
Кафешка “Брависсимо”, куда нас завезли на завтрак - единственное из запомнившихся мест общепита благодаря необычно окрашенным драникам “Чёрный лебедь”, рецепт которых работницы старательно берегут.
Первый пункт экскурсионной программы - разумеется,
Музей Мыла, построенный Татьяной за свой счёт и на своём же участке (администрация лишь полуразрушенные дома в центре предлагала под скопившуюся коллекцию). Почему мыла? Так его в Шуе как минимум с начала XVII века варили, большой ценностью было в те времена. Да и сейчас разноцветные брусочки ручной работы неплохо продаются - желающие могут прямо здесь отовариться, либо в многочисленных торговых точках по всему уезду.
Нас сходу поделили на две группы, и мне повезло подняться с первой: Катя как экскурсовод - лучшее, что в этом заведении есть, с большим энтузиастом рассказала нам практически о всех экспонатах, истории края и прочих изюминках мыловарения и мылопотребления.
Большую часть экспозиций составляют различные фигуры из мыла, причём многие сделаны детьми - видимо, как раз на мастер-классах.
Утюг и швейная машинка - казалось бы, к мылу отношения не имеют, однако ж оно полезно и в их эксплуатации.
Наконец, спустились в нижний зал, где после небольшого вступления для нас провели экспресс-мастер-класс. Затем состоялась небольшая викторина для эрудитов и квиз для догадливых (да, я в курсе, что это изначально синонимы). Вот вы сможете сходу ответить, почему оперы называют мыльными, судью требуют на мыло, а противнику угрожают намылить шею?
Пришлось отвлечься от резьбы по мылу на анимационную программу с Мочалкой и Королём Мылом. Простейшее из банных гаданий: посредством веников - кто за ленточку вытянет самый пышный, тому и удачи во всём.
Остальные достопримечательности Шуи находятся на левом берегу Тезы, соединённому с заречной частью двумя параллельными мостами одинакового размера. “Исторический” с виду обычный, но ныне используется лишь пешеходами - для автомобилей просто построили рядом примерно такой же.
Следующая остановка, в программе изначально не обозначенная - мастерская по плетению лозы, владелец которой, бывший десантник, планирует устраивать мастер-классы для групп, в т.ч. по гончарному мастерству. Пока же здесь лишь продаётся традиционная продукция ремесленников - от ваз до ларей, бочек и санок.
Отобедав, доехали по дремотной жаре (печку водитель забыл выключить, что ли, а через окно ещё солнышко припекало) к красивому храму в селе Кузнецово. По пути ещё пытались Музей сказки под открытым небом посетить на территории местной свалки, но у въезда увидели лишь весьма богатую коллекцию часов, а статуи богатырей, Чуда-Юда и прочих персонажей куда-то исчезли. Сотрудники Татьяну успокоили, что те на реставрации, но сомнения остались - шуйская земля богата и вандалами, нетерпимыми к любой частной инициативе по украшательству привычной разрухи.
Жизнерадостная смотрительница преподала урок, как правильно креститься, входя в храм - мол, иначе уподобляетесь дьяволу, который издевался, переиначивая эти жесты. Рядом в подвальном помещении оборудовано производство свеч двумя методами.
Заливку формочек расплавленным воском можно и дома организовать, дело нехитрое.
А вот для протягивания нити с одного барабана на другой через подогреваемую ванну с воском через постепенно увеличивающегося размера ушко требуется покупное оборудование - это уже промышленные масштабы. Начав процесс, его нельзя останавливать, пока весь моток не перекочует на соседний барабан, иначе есть риск порвать нитку при возобновлении движения.
Презентация ресторана-отеля “Тройка” после угощений и экскурсий по этажам (наверху есть несколько номеров с удобствами в коридоре - говорят, пользуются спросом) продолжилась осмотром территории.
У местных овец недавно народилось потомство, а мы подоспели как раз ко времени кормления, и нас встретил разноголосый мекающий хор.
Посмотрели и ангар, где стройматериалы в потоковом режиме выпекают - на сегодня там работы уже завершены. А вот в отдельное большое здание завода по производству светодиодных ламп нас не пустили - туда только в халатах можно, и чтобы не пылинки. По пути обсуждали предприимчивость хозяйки, прибывшей сюда из Узбекистана.
А напоследок нам показали мемориальную площадку с флагами 15 братских республик, сражавшихся в ВОВ как единая страна, и многих это проняло чуть ли не до слёз. Обустроена она намеренно вне ограды, в общем доступе - ну, не должны местные хулиганы и на такое покуситься, как некогда уже разломали детскую площадку, подаренную соседям щедрыми иностранцами.
В село Васильевское мы в итоге прибыли с опозданием часа на два, мельком глянули из автобуса на стены местного монастырского комплекса и сразу прошли на экскурсию по музею. Мастер-класс в Доме ремесел нам провести, конечно, не успели, как и народные игры.
Зато, чтобы визит в село нам точно запомнился, ивановский водитель решил усадить автобус на брюхо, срезав на повороте через кювет.
Нет худа без добра - пока искали решение проблемы в виде местных тракторов, я успел прогуляться до развилки с живописным кладбищем и реставрируемой потихоньку церковью, даже в сумерках красиво отражающейся в талой воде.
Гранд-отель - единственное, видимо, достойное место проживания в Шуе, расположен на шумной центральной улице, поэтому страдающим от чуткого сна стоит попросить заранее номер с окнами во двор. Сигнал wifi тоже не во всех ловится - по крайней мере, с закрытой дверью, а во включённом в стоимость проживания (3000 за двухместный стандарт с душевой кабинкой) завтраке отсутствует кофе, но можно доплатить за заварной.
Церкви в Шуе проглядывают повсеместно - их здесь штук 20, да и солдатских монументов хватает.
В центре между корпусами торговых рядов обустроена пешеходная улица, где в числе прочего расположен и невзрачный музея имени Фрунзе. Центральный холл и почти весь верхний этаж этому названию вполне соответствует. Встреча с настроением, как это было обещано программой, обернулась русскими народными песнями ряженых пенсионеров, а для желающих - и танцами с завершающим веселье хороводом.
Основная экспозиция музея - обычный набор фотографий с распечатками и некоторым числом неврачных экспонатов, но хоть оформлено это весьма необычно с обилием стеклянных “стен”. Мне даже удалось некоторые вроде как огороженные стенды рассмотреть вблизи, протиснувшись между перегородками.
Кульминация рассказа о предреволюционных бедах шуйского пролетариата и жизнедеятельности Фрунзе завершается весьма любопытной диорамой: наступление конницы Чапаева, Будённого и ещё кого-то разом предлагается рассмотреть во всей красе из белогвардейских окопов.
А вот потом мы спустились в подвал, и там местным рукоделием насладились по полной.
Помимо макета шуйского кремля бывший военный на досуге смастерил великолепную модель городского центра, а потом ещё и каждую из порушенных коммунистами церквей восстановил по сохранившимся записям!
Но ещё пуще отличился коллекционер, собравший множество сосудов с секретами (большая их часть раскрыта в продающейся здесь же книге). Например, кружки с дырочками, выпить из которых можно, лишь зажав часть и присосавшись к оставшейся.
Эти стеклянные “чехлы” надуты поверх поделок, чтобы, будучи заполненными, создавать забавные оптические иллюзии. Есть на стендах и хрюкающие при питье пиалы, и “умные чайники”, и другие непроливайки - и все при желании экскурсовод может показать в действии!
По пути к Воскресенскому собору я ненадолго отделился от группы, чтобы взглянуть вблизи на монумент расстрелянным красноармейцами священникам и попавшей под шальную пулю девочке.
Сам собор ныне прежде всего известен благодаря чудотворной иконе Смоленской божией матери, ныне утерянной.
Буквально в двух шагах город заканчивается необустроенным пока что берегом Тезы.
Жемчужина сегодняшней программы - подъем на колокольню Воскресенского собора, одну из высочайших в Европе. На пасху её открывали бесплатно всем желающим позвонить в колокола, самый тяжёлый из которых в своё время поднимали по деревянному настилу длиной в несколько кварталов. Но кое-кто отложил визит до последнего дня, когда вдруг устроили состязание звонарей, и горожан уже не пускали. Часть пути наверх по винтовой лестнице проходится почти в полной темноте, благо мало у кого сейчас нет фонарика на телефоне.
Заснял покадровую панораму всей Шуи. Самый живописный, пожалуй, кадр - с разлившейся Тезой и ныне вошедшим в состав города селом Юрчаково. Справа виднеется главный городской парка по соседству с кладбищем. Необычная ограда с промежутком снизу, достаточным для того, чтобы любой желающий пролез, наводит на мысль, что это “эвакуационный” выход для застигнутых мертвяками врасплох посетителей.
После обеда по Дуниловскому тракту с опозданием почти на час прибыли в село Введеньё с мужским Николо-Шартомским монастырём - одним из древнейших в России.
Молодой говорливый священник неспешно показал нам все три храма, начав с собора Николая Чудотворца 1651 года.
“Зимняя” церковь Казанской иконы Божьей Матери красивого синего цвета с 1678 года расположена на втором этаже здания нетипичной формы.
В целом здесь всё довольно обычно - свежая роспись (есть остатки начала XIX века), позолоченный многоярусный алтарь. Но есть и любопытные отличия - например, скамьи-трансформеры у дальней от алтаря стены, на которых можно и сидеть, и на коленях стоять, придерживаясь за подлокотники.
Преображенская церковь, расположенная над Святыми Вратами, ещё проще декорирована - алтарь-ширма да несколько икон на стенах.
А вот в Казанской церкви мистически сумрачно - окна здесь небольшие, лампы зажигают редко. Рядом с алтарём выставлена коллекция кусочков разных святых. На приусадебный участок, увы, времени нам не хватило - я сам мельком из-за угла собора глянул на поля, а ведь где-то здесь и мастерская по отливу колоколов имеется.
На обратном пути остановились на минутку у церкви в Горицах - редкие желающие вышли с фотоаппаратами.
За лишь частично покрашенным храмом виднеется деревенское кладбище - наверняка ещё действующее.
К Успенскому женскому монастырю к северу от Дунилово нам подъехать не разрешили - лишь полюбоваться отражением в живописной луже.
Зато тёплый туалет у шлагбаума посетили почти все, причём дамы сходу оккупировали мужскую секцию, т.к. женская традиционно оказалась закрыта, а потом ещё и от дальней стены нас прогнали, чтобы на свежем воздухе сэкономить время.
С моста через Тезу в селе Дунилово, некогда превосходившем Шую размерами, женский монастырь выглядит ещё лучше. Река, конечно, лишь по весне такая широкая - а ведь когда-то была судоходной, из-за чего Шуя и развилась как купеческий город.
Пока народ затаривался пирожками и молоком в дуниловской пекарне, я со всех сторон осмотрел закрытую пока Воздвиженскую церковь напротив. Хорошо, когда повсюду лужи - в два раза больше красоты в одном кадре.
Погрузились опять в автобус, тронулись... и через 100 метров вышли! Сказали б мне заранее, что сельский музей здесь совсем рядом, мог и поподробнее изучить нехитрую коллекцию утвари и инструментов. А тётки-шопоголики - купить побольше сувениров местного рукоделия.
Пять глав Всехсвятской церкви и шатра её часовни уже довольно давно побелены, а дальше дело пока не пошло.
Старинная усадьба фабриканта Небурчилова стоит на берегу всё той же реки Теза в сосновом бору и с недавних пор обстроена гостевыми домиками - часть из нашей группы ночевала здесь и вместо ночных прогулок по улицам побаловалась банькой.
Последний пункт “культурной” программы - посещение фирменного магазина "Шуйская водка". Ликеро-водочный комбинат - крупнейшее из ныне оставшихся в уезде производств. Татьяна и сама там раньше работала - знает, чем гостей на прощание порадовать. Ну, по крайней мере, большую их часть.
Я же тем временем успел прогуляться ещё раз по центру мимо опустевшего под вечер рынка, чтобы сфоткать замеченную в окно выдающуюся даже по деревенским меркам неграмотность. Видимо, назвали, как дочка попросила... Или это хитрый маркетинговый ход: чтобы уж точно не забыли!
Заметили, что некоторых фотографий не хватает? Одно из правил сообщества вынудило часть отобранных удалить, но в
отчёте в моём журнале при желании можно и на них глянуть.