То, о чём долго предупреждали большевики, сбылось: я побывал на Сахалине!
Погнали в ознакомительный галопом по дальневостокам!
Прямой перелёт в Южно-Сахалинск дался на удивление легко, хотя в полёте рядом сидел какой-то задрот, каждые тридцать секунд припадошно дёргавшийся и расчёсывавший свои патлы. Из-за чего поспать не удалось, зато поразмышлял над тяжкой судьбой нарколыг, которым, судя по соседу, многочасовые перелёты даются ой как непросто. Заодно видел в ночи множественные факелы горящего попутного газа в болотах где-то в районе Ноябрьска - красивое...
Сам областной центр вызывающе уныл.
Глазу зацепиться решительно не за что, кроме климата. Который ужасен.
Влажность такая, что при выходе на улицу начинаешь разевать рот как судак на берегу Волги. Выглядывает солнце - попадаешь в парную с +35 градусами. Заходит за тучку - сразу по ощущениям дубачелло. И такие перемены каждые двадцать минут, из-за чего идёшь как Чиполлино, скидывающий и возвращающий взад кожурки.
Крайне нестабильны осадки, каждая вторая туча грозит вот прям ливнем. Но далеко не всегда им заканчивается.
Климатическая зона отличается от средней полосы. Так, например, именно на Сахалине вполне себе актуальна песенка "Тополиный пух, жара июль", в середине таки июля пух там как раз летал. И сирень цвела с жасмином до кучи.
Японское градостроительное наследие на острове представлено фрагментарными руинами. Исключением служат пара-тройка зданий в Южно-Сахалинске, наиболее симпатишное ныне приспособлено под вполне себе крутой краеведческий музей (Марина Ивановна, привет!).
Руины объектов культа тоже встречаются там-сям
Ну и какие-нито артефакты присутствуют в поле зрения внимательного этнографа
На острове аж до двухтысячных местами действовала построенная японцами в начале XX века железнодорожная сетка с соответствующей колеёй и японскими же паровозами и вагонами. Сейчас старые ветки уже перевели на российский стандарт, либо закрыли, но вагоны и паровозы можно лицезреть в очень занятном железнодорожном музее. Примечательном, впрочем, в первую очередь своим директором, а по совместительству экскурсоводом. Будучи в целом равнодушным к железкам и паровозам (что не помешало неделей позже метнуться в аналогичный музей в Хабаровске, ага), был прям-таки впечатлён данным дядькой, и вот картой Сахалинских железных дорог. Холст, масло (и тут я не шучу).
Опять же, про не цепляющийся за город взгляд - по мне так гениальное панно. Хочется прямо подойти и пожамкать пластилин. Только это не пластилин.
Успешно акклиматизировавшись, на следующий день была посещена местная экоферма.
На огромной территории расположены всяко-разно коровники, козлятники и баранники с конюшнями.
Сперва подумалось, что это классическая история для квёлых хипсторов, повизгивающих "ой, коровка!". Аляповатые фигуры там-сям, включая (с придыханием) самого большого тигра в мире! добавляли антуражу.
Вон на горизонте его самая большая башка торчит.
Но потом дотопали до оленьего загона - и дело пошло на лад.
Даёшь каждой бабе тургруппе по оленю! По пять оленей!
В завершение дня был посещён "Горный воздух".
Город, как и всё на Сахалине, стоит на сопках, и прямо в черте находится офигенный горнолыжный курорт, построенный в шестидесятые. Туда натурально со всего Дальнего Востока и отчасти из Сибири на каталку ездят. Трассы даже летом впечатляют и количеством, и разнообразием.
Я бы катнул с удовольствием!
И Сахалин, и Курилы (составляющие вместе Сахалинскую область) один из наиболее сейсмоопасных регионов страны. Землетрясения с цунами там совсем не редкость. Бывают очень сильные. Хоть и был тогда мал, но помню про трагедию в Нефтегорске, когда землетрясением ночью стёрло с лица земли целый город.
Конечно, в данном контексте вдвойне интересно было посетить действующую сейсмостанцию, где рассказали о фиксации толчков, алгоритме предупреждения населения о цунами...
...и куче прочих интересных вещей, типа того, что при толчке ни в коем случае нельзя сразу выскакивать из дома, а нужно прижаться к несущей стене дома. Ибо кучу людей накрыло козырьком подъезда, как раз когда выбегали.
Ещё из любопытного - я когда ехал из аэропорта, увидел и там рекламный плакат ублюдошного "ПИКа". Ну и поинтересовался, на какую амплитуду толчков рассчитаны ныне строящиеся дома. Оказалось ни на какую. Нет вообще нормативов, которые должны соблюдать девелоперы. Ну и лепят в регионе, где толчки в 5-6 баллов это обыденность, столь милые сердцу новомосквичей многоэтажки.
Надумаете пожить в Ю-С, заселяйтесь в старый жилой фонд, там при бо-ме сильном толчке шансы выжить будут всяко больше, чем в говне и палках от ПИКа и им подобных бракоделов.
Следующим днём настало время уже размять затёкшие органы в походе до водопада Айхор. И тут открылась главная жемчужина острова: медведи просто крышесносящая природа!!!
Не понимаешь, то ли ты на Пандору попал, то ли в парк Юрского периода. Отвал башки, одним словом!
Все растения больше привычных в разы. Вместо травы по пояс - джунгли, накрывающие с головой!
Лопухи чуть ли не в человеческий рост, под любым втроём можно от дождя спрятаться.
Некоторые явно обладают зачатками интеллекта
Короче, сам водопад фиг бы с ним, видывали мы водопады, но дорога к нему это было нечто!
Довольно сложная, но виды вокруг компенсировали.
До кучи на тропе был встречен медведь.
Нет, не этот, а всамделишный натурист.
И хоть завтраков туриста было аж тринадцать штук и сожрал бы он самых медленных, ощущения, скажу вам, не из приятных. Свисток нихрена не помог, удаляющуюся бурую жопу увидели только после бабаха отпугивающего заряда.
После водопада закат был встречен на священной для местных аборигенов айнов (увы, исчезнувших) горе Лягушке.
Ну, с определённых ракурсов и без деревьев она действительно напоминает лягушку :)
Промышленностью не обделён остров-рыба, дакфейс-Лукич в небольшом городке Корсакове не даст соврать
В святые девяностые на продажу были выставлены концессии по разработке Сахалинского шельфа, оформившиеся в итоге в гигантские проекты Сахалин-1 и Сахалин-2, забурившиеся в недра где-то в море тремя нефтегазодобывающими платформами.
Оба проекта были транснациональными до недавних пор, но сейчас основными операторами выступают Роснефть в первом и Газпром во втором. Хотя, слышал, хитрые японцы и индусы не стали вставать в позу и остались в совладельцах.
Выглядит даже на берегу грандиозно.
А днём милый пляжик.
Курорты Охотского моря ждут!
Так, а чего это мы ещё на берегу? Прыгаем в лодки уже и на всех парах, по бурунам и плавунам дадим километров пятьдесят по Анивскому заливу к одноимённому мысу.
Новая Зеландия, Джексон начал съёмки "Сильмариллиона"?
Нет. Это Сахалин, детка!
На небольшом островке вплотную у мыса Анива располагается объект влажных фантазий сталкеров всей страны и ближайшего зарубежья. Действовавший до двухтысячных маяк - вот это неожиданное название! - Анива.
Ныне засиженный чайками и людьми в спасжилетах грандиозный и величавый заброс, изящный плод инженерного гения некоего японского архитектора (да, построен он был соседями тоже в начале XX века).
К заброшкам у меня отношение примерно такое же, как к железкам, но кукситься не буду, выглядит впечатляюще что издали, что вблизи.
Ну и окружающие пейзажи доставляют нонстоп, разумеется.
Хозяйке на заметку, как раз по дороге с Анивы автор омыл телеса в Охотском море. Бодрячком, но купабельно.
Может сложиться впечатление, что на Сахалине святым духом и впечатлениями питаются. Но нет, это поклёп и провокация.
Готовы?
Выпускаю Кракена!
На озере Буссе неподалёку от всё того же Корсакова гостей обряжают в болотники, перчатки для приёма родов у крупного рогатого скота, и выбрасывают катамараном на устричную банку. Где ходишь по колено в воде и смотришь вниз.
А там дно вместо гальки или песка покрыто живыми и отжившими устрицами. Которые ищёшь, достаёшь и потребляешь (если разгрызёшь).
Они, конечно, маленькие, но вполне неплохи. А для самых голодных специально обученный водолаз вон уже тащит к столу Ромаринок и Сахалинских - местные огромные виды устриц, по размеру больше напоминающие лапти.
Альтернативой морепродуктам служат сахалинские печенюшки
Я вообще рассчитывал, что пян се там на каждом углу, но на самом деле их ещё поискать надо.
Конечно, попробовал - вкусно. Но я знаю на Китай-городе секретную пянсешную, где плюс-минус такие же. Были, ибо в рамках подготовки к поездке ходил туда порастягивать желудок буквально в июне, и вот испортилось место, к моему горькому сожалению.
Ах да, кракена тоже расчленял.
Большой по 5 тыщ, поменьше - поменьше.
Когда приступаешь к нему думаешь: ну щас, дорогой товарищ, я тебя в одно лицо целиком сожру и не крякну.
Фигвам, две фаланги съедаешь и чувствуешь себя оверпережравшим.
По вкусу на раков вообще очень похоже, только мясо нежнее.
При Японии, владевшей южной частью острова с 1905 до 1945 года, Сахалин назывался Карафуто и меня отношение японцев к своей территории впечатлило безмерно.
По всему острову за каких-то сорок лет была построена сеть автомобильных и железных дорог, колоссальными темпами развивалась промышленность. В немалой степени это достигалось за счёт чернорабочих из Кореи, которых завозили на остров чуть ли не в положении рабов, и которые, в отличие от японцев, не эвакуировались в сороковые в фатерлянд, а преимущественно остались жить на Сахалине.
Вот, например, руины целлюлозно-бумажной фабрики времён Карафуто.
Между нами, девочками, все эти забросы эпично смотрятся, как правило, снаружи, внутри тлен, говны и корявые граффити. Тут тоже самое, но из серии "все полезли, и я полез".
Мог бы и не лезть, но призрак белой коровы усладил мой дзен
Остатки японской цивилизации можно наблюдать вблизи города Холмска в виде пафосно названных разрушающихся мостов, протянутых трудолюбивыми сынами страны восходящего солнца над пропастями.
Ощути себя начинающим руфером
Также в меню: километровые туннели с отдыхающими медведями (распугивали громким караоке)
И свежий салат из лопухов
Или вот дороги обычные. По большей части на острове они вот такие. Стиральная доска, на которой в сухую погоду каждая машина оставляет за собой столб пылищи. В какой-то день был шестичасовой перегон в машине без кондея - это было незабываемо. Блондинки, брюнетки, рыжие - все стали к вечеру цвета медвежьей жопы.
Внимательный читатель уже весь шокированный такой "всеми полезшими", но да, я поехал в групповой тур.
Просто такую поездку в одно лицо осуществить сложно до невозможности, как в силу логистики, так и всяких милых мелочей, типа медведей.
И да, это был выезд "Неизвестной России", с гидом которой Иваном Ширяевым я познакомился
в прошлом году на кладбище и, чего уж скрывать, соблазнился на дальняк в немалой степени в силу личности самого Ивана. Впрочем, в итоге он этот выезд не вёл, уехав с группой примерно в те же даты на Курилы, но мы пересеклись одним из вечеров в Южно-Сахалинске.
Могу сказать, что формат Единой России Неизвестнача подойдёт далеко не всем, но, пожалуй, ближе всех подкрался к моему видению того, какой должна быть поездка. Бодро-стрёмно-зашибись, а не это вот унылое говно с "посмотрите налево, посмотрите направо".
Верю, что со временем инстаграм-морок спадёт и люди вернутся в лоно святой католической церкви. Но пока можно и так. Изредка.
Не уснули там ещё? Тогда вот вам курильского бобтейла.
Всегда думал, что они крупнее, но нет. Два виденных на Сахалине кота были размером с обычную кошку, но с уполовиненным хвостом.
Кинем взгляд на родину Игоря Николаева (ага, того самого) город Холмск...
Сплаваем промеждудел на лежбище сивучей
Их там прям сплошной ковёр и... Вы бы знали, как от них воняет...
А под конец рванём на самую южную точку Сахалина, мыс Крильон. Прямо по берегу - другой дороги там нет, через речки и ручьи, стекающие с окрестных сопок.
Мимо выброшенных на отмель сухогрузов
И утерянного рая интроверта
Прямо по морской капусте!
Через водопады в туманы!
К хоббитам, эльфам и энтам, ведь мы не в России, мы в Средиземье!
Перекусим вот уж точно посередине нигде - да, это был один из самых впечатляющих обедов в моей жизни, и совсем не еда была тому причиной :)
Отдохнём на забытом всеми кордоне там же, посередине тумана
И - дальше, в сопки, туда, где кажется, что джип сейчас разорвёт пополам!
Но всё будет хорошо, за рулём крутые ребята с Сахалина.
В бамбуковых расстилающихся полях...
там-сям виднеются приветы из японского...
...и советского прошлого.
Артефакты, уходящие в зелёную бездну
А вот и творение французов, построенный по заказу Российской империи маяк на мысе Крильон
Несколько сотен метров и -
Справа Япония, в море Курилы,
Слева Камчатка, сзади обрывы.
На Сахалине очень красиво...
Я на краю, на самом краю бескрайней России!
Это был обзорный пост по Сахалину, дальше больше.
Не переключайтесь, всё будет!
И пока ютуб совсем не отрубили, мой личный саундтрек поездки (хотя в сообщества обычно вставляется из ютуба что-то рандомное))