Ногинск, музей Мостъ

May 02, 2022 10:56


Сегодня расскажу про совершенно удивительный музейчик (крохотный, всего одна комната) в Ногинске.





Музей «Мост» был создан членами Ногинского клуба туристов им. Б. Н. Левитского несколько лет назад. Когда-то узкоколейная дорога буквально спасла Глуховскую мануфактуру Морозовых.



Потом о ней на много лет почти забыли, а потом туристы, члены клуба, нашли в болоте первый «экспонат» - железнодорожный костыль, которым прибивают рельсы к шпалам.

Экскурсию в музее проводит Рустам Тикарев, организатор сообщества музей-мастерская «Мостъ». Почему собственно «мост»?



После него к нам попал фрагмент рельса, - рассказывает Рустам Тикарев. - Мы с коллегой также бродили по лесу и рассуждали, что хорошо бы найти кусочек самой железной дороги, хотя бы гвоздик. Внезапно навстречу вышел мужчина с рельсом в руках и со словами о том, что он сам его только что отыскал и с удовольствием передает находку нам. Ну не чудо ли?



Сейчас находок в музее много, болта вокруг Ногинска хранят много интересного



Почему вообще торф и откуда? Ну, торфа у нас тут в Подмосковье много. Я всю жизнь знала про нашу Шатуру, а вот в Ногинске своя история.

Богородско-Глуховская мануфактура Морозовых в конце XIX века нуждалась в топливе для своего оборудования, и его источником стали торфяники. В 1880 году началась разработка торфа, а более чем через 30 лет построили узкоколейку для доставки топлива к фабрике. Паровозы тоже работали на торфе. Во время первой мировой войны прокладывались новые участки магистрали. В 1915-1917 годы на узкоколейке использовали труд военнопленных немецких солдат.



Когда то, давным-давно из города Богородска можно было доехать до деревни Дальняя на паровозике. Это была узкоколейная железная дорога, которая шла от Глухова, через деревню Рузино, на озеро Коверши, далее мимо Калитино и Тимково к Рюминским болотам, на которых велась добыча торфа. Собственно, для этого в 1914 году она и была построена - возить торфяные брикеты для паровых машин Морозовской фабрики.

Позднее, в советские годы эта дорога была частью сети УЖД Электрогорского торфопредприятия им. Классона.

Узкоколейка от Богородска (Ногинска) оказалась востребованной среди местных жителей, которые активно ею пользовались. Многие старожилы и сейчас помнят, как ездили по ней в деревянных пассажирских вагончиках, за грибами и ягодами, а мальчишки купаться на озеро. По этой дороге возвращались домой усталые, но счастливые рабочие торфоразработок.

Просуществовала наша узкоколейка до 70-х годов, но теплые чувства и воспоминания об этой дороге, многие жители сохранили до сих пор. Ссылка



Все это было найдено в болотах под Ногинском



Например, вот это - часть «элеватора» для торфа. Рустем рассказал, что сначала не поняли, что это, хотели сразу выбросить.



А потом нашли такое фото и схему, сразу стало понятно, что это за «позвонок».



Воссоздана «избушка рабочих»







Как собственно выглядела узкоколейка



И... Главные инструменты торфоразработчиков - корзины. Самое ужасное, что основной рабочей силой там были женщины. Особенно в советское время. Особенно во время войны.



В Шатуре стоит памятник - женщина с корзиной на плече. А вес такой корзины, полной торфяных брикетов, был более 20 кг.



Работали на болотах «торфушки» и «русалки».

Рустем рассказал, что и сейчас в Ногинске торфушкой называют грязную, небрежную одежду. «Торфушки» ходили в многослойной одежде, постоянно грязной от торфяной пыли.





А работа «русалок» была ещё опаснее, они по пояс в воде оттаскивали корни деревьев от режущих механизмов.



Брикеты торфа. Ими топила вся Европа.



Немножечко еще артефактов





Патефон заводят!



Узкоколейка!





Адрес музея Ногинск, ул. Новоногинская, д. 13. Телефон: 8(965)155-18-79. Вход свободный, но нужно предварительно записываться по телефону.



Расположен он в совершенно чУдном здании



Сам клуб туристов занимает одну комнату, при нас люди собирались на майским сплав :)



Наличники есть везде и у всех моих знакомых :) У вас есть наличники?



Вокруг тоже прекрасное





и таинственное



Прекрасный музей! И люди, которые сделали его.

Московская область, музей

Previous post Next post
Up