Всегда интересно взглянуть на города, сошедшие со страниц книг. Бывает, что книга вдохновляет тебя на путешествие, а бывает, что она попадает к тебе в руки уже после того, как ты прошагал по улицам и улочкам, описанным в произведении. Бывает и так, что, читая, не замечаешь, что город влияет на судьбы людей, и только сам побывав в этом месте, понимаешь как и почему он это делает...
История по первому сценарию была у меня с поездкой в Сербию. Можно сказать, что из-за книг Павича я и отправилась в "страну души", как я называю Сербию, побывав в ней. Я с гордостью рассказывала друзьям-сербам, что мой любимый писатель - их соотечественник. Правда, не все его знали, что меня удивляло и даже обижало: "Вы не знаете своих классиков!" - возмущалась я. Но, когда после моих долгих рассказов о Павиче одна девочка вставила: "А мой любимый писатель - Чехов", - я все и всех простила.
Белград
"Кто хочет овладеть крепостью, тому придется сначала овладеть собственной душой. Через собственную душу ведет нас и путь на Белград - к одному из древнейших городов мира, который разрушали чаще других. (. . .) От большей и, возможно, красивейшей части Белграда не осталось и следа, на нее мы никогда уже не сможем взглянуть, не сможем ее сфотографировать или прикоснуться к ней. Но истории принадлежит и другая, исчезнувшая часть, та, которая не поддается реконструкции, та, которая хранится не в окружающем нас мире, а в нашей душе."
Милорад Павич "Биография Белграда"
Другое дело было у меня с Римом - никакой художественной книги о вечном городе перед поездкой 2014 года мне не попалось. К путешествию я основательно готовилась, купила (додумалась же!) путеводитель и слушала, какие достопримечательности должен посетить культурный человек в Риме. И что в итоге? Ритм города закружил нас (нас с мужем) в своем темпе, и мы наслаждались музыкой улиц города, его культурных и бескультурных мест, наплевав на путеводитель и иногда сверяясь с картами ситимэпс (citymaps - хорошая штука для путешествий, только не в Азии, конечно, там не поможет). И только недавно я случайно почитала мнение русского классика о городе, и скажу так: с первой частью фразы я решительно не согласна: В Рим или влюбляешься с первой секунды - и на всю жизнь, или не полюбишь его никогда! А со второй - я категорически согласна! Италия - для того, чтобы жить: жить и наслаждаться...
Рим
"Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу - и уж на всю жизнь. Словом, вся Европа для того, чтобы смотреть, а Италия для того, чтобы жить."
из писем Гоголя Данилевскому
Стамбул
С культурной столицей Турции и книгами о ней у меня сложились запутанные отношения. Стамбул - многослойный город, в который непреодолимо тянет, хочется туда возвращаться и возвращаться! Но когда я читала "Сладкие соли Босфора" - до поездки 2014 года - меня больше интересовал мелодраматический сюжет произведения, и только спустя время, я решила пролистать книгу еще раз, на предмет чувств автора к Стамбулу, так как в своих интервью Эльчин Сафарли не раз признавался в любви этому потрясающему городу.
"Как не может быть вдохновения, когда из окна спальни виден Босфор? Могучий, сентиментальный, сказочный."
Эльчин Сафарли "Сладкие соли Босфора"
Вильнюс
Во время нашей новогодней поездки 2014-2015 года, посетив Ригу и Таллин, мы почему-то обделили вниманием Вильнус (почему-то - по финансовым причинам, конечно). Но если бы мы вернулись в Прибалтику, я бы с удовольствием окунулась в атмосферу сказки, царящую на улицах Ашмянос, Басанавичяус, Беатричес, Лапу, Гаоно. Почему? Все ответы в книге.
"Оказывается, есть такая не то примета, не то просто городская легенда - если ищешь ответ на какой-то вопрос, хочешь узнать что-то важное или, скажем, совета спросить, иди на улицу Всех Святых, ходи по ней туда-сюда, думай свою думу и слушай внимательно, рано или поздно дадут тебе ответ человеческим голосом."
Макс Фрай «Сказки старого Вильнюса»
Ташкент
В столице Узбекистана я еще не была, но очень хочется, в том числе благодаря этой книге. Даже слова о нем греют, только прочтите! Представляю, как греет сам город.
"Когда я сильно устаю, я вспоминаю вязкий мед ташкентского солнца, керамический блеск виноградных листьев, тяжелые брусы янтарных, слёзных на срезе, сушеных дынь, светящуюся изнутри золотую плоть абрикосов, сладкую истому черной виноградной кисти с желтыми крапинами роящихся ос. Из дому надо выходить с запасом тепла - мне до сих пор тепло, благодарение Создателю. Солнечное свечение дня Солнечная, безлюдная сторона улицы Карагачи, платаны, тополя - в лавине солнечного света. Мне до сих пор тепло".
Дина Рубина "На солнечной стороне улицы"
Читала и путешествовала Мария Костенко, и даже иногда фотографировала)
Maria Kostenko