Все церкви Тернополя, которые способны вызвать интерес у туристов, находятся в центре города. Возле церкви Рождества Христова всегда очень много людей и машин - самый центр, как-никак. Эта часть города похожа на растревоженный муравейник. В годы постройки же этой церкви здесь была восточная окраина Тернополя. В 16 веке город укреплялся и рос, строился замок, создавалось Тернопольское озеро, которое изначально имело оборонное значение. Выездом из города с восточной стороны служили Каменецкие ворота. Возле них и появилась деревянная церковь, которую в народе называли Средней.
Название этой церкви Тернополя известно из королевской грамоты, которая гласит, что городской вал проходил возле деревянной церкви Рождества Христова. Она получила его потому, что освящение происходило на Рождество. При церкви был госпиталь, она владела несколькими полями. В конце 16 века храм был сожжен татарами. Однако в 1602 году начинается строительство каменной церкви на его месте. Строительство ведется 6 лет, о чем написано на одной каменных плит здания.
Каменный храм окружали мощные стены, сама же она была построена с рассчетом на нападения на город. Он мог выполнять роль небольшой цитадели, если оборона Тернополя будет прорвана. Неподалеку от города пролегал Черный шлях татар - путь, который они активно использовали для рейдов к польским владениям. Турки и татары часто нападали на Тернополь, и даже стоящая на окраине церковь была построена с рассчетом на возможность обороны.
К концу века в церковном дворе появилось кладбище. Церковь неоднократно перестраивалась, а в 18 веке ее разделили на два храма - православный и католический, правда, в конце века она снова стала принадлежать католикам. В 19 веке в стенах пробили несколько окон для улучшения освещения - изначально, как и во всех оборонных храмах, окна были маленькими. Во время Второй мировой войны этот храм получил только незначительные повреждения.
С приходом советской власти эта церковь не была закрыта. В общем-то, ее вообще никогда не закрывали, за исключением необходимости ремонта после нападений на город. В 50-х снесли только ее ограду, расширив улицу. Колокольня была разобрана, в 90-х годах прошлого века была построена новая. Ныне православный храм действует по сей день и считается одним из лучших образцов подольской архитектуры 17 века. В нем находится широко известная святыня - чудотворная плачущая икона Тернопольской Божьей Матери. На территории находится памятник жертвам Голодомора.
Памятник митрополиту Василию Липковскому - церковному реформатору и религиозному деятелю Украины, основателю неканонической Украинской Автокефальной Православной Церкви. Он же был первым священником, который провел службу на украинском языке. Все памятники на территории этой церкви в Тернополе установлены на средства общины УАПЦ, основанной митрополитом Василием Липковским.
Внутренний дворик - небольшие уличные часовни, каких много на Западной Украине, с православными лозунгами. Этот, например, является перефразировкой греческого девиза "Свобода или смерть". Он появился в Греции как знак протеста против диалога с католической церковью. Несмотря на то, что лозунг ассоциируется со стремлением перебить всех неправославных, понимать его следует как выражение желания умереть за свою веру - поступить подобно мученикам, если под угрозой казни будет предложено отречься от православия.