Музей Рерихов в Одессе не слишком известен и среди туристов, и зря. Как можно догадаться, он посвящен семье Рерих, в основном, Елене Ивановне и Николаю Константиновичу. Написать об этих людях так, чтобы не получилась огромное полотно текста, очень сложно, но мы попробуем. Кстати, в музее советуем экскурсию, так будет намного интереснее. Вход бесплатный, экскурсии тоже, но стоит пожертвовать доступную сумму на развитие музея.
Николай Константинович Рерих (1874-1947) - художник, археолог, путешественник, писатель, философ, сценограф и общественный деятель. За всю свою жизнь он написал около семи тысяч картин и около 30 книг, две из которых - поэзия.
Жена Николая Константиновича Елена Ивановна Рерих (1879-1955) - эзотерический философ, общественный деятель, писатель. Она серьезно повлияла на формирование направления нью-эйдж в России, перевела немало литературы на тему философии и религии, на основе дневников Елены Ивановны и ее переписки было написано несколько десятков книг. О спиритических сеансах и общении с учителями Махатмами можно писать очень долго, пожалуй, отложим эту тему.
Елена Ивановна участвовала и выступала организатором культурно-просветительской деятельности своего супруга, основала его музей в США, вместе с Николаем Константиновичем занималась созданием Института Гималайских Исследований Урусвати... Она поддерживала все его начинания, имела схожие взгляды. В общем-то, об их совместной деятельности писать можно очень и очень много, а вот что думал об этом сам Рерих:
Из экскурсии в музее Рерихов в Одессе можно узнать о них все, что вообще известно об этой семье. Здесь имеется небольшая часть картин Рериха и его учеников, привезенные из других стран сувениры и редкости, фотографии, заметки в газетах, книги... В музее потрясающая атмосфера, которую невозможно описать, и уходить оттуда просто не хочется.
Каждая картина Рериха имеет свою историю, и об этом обязательно расскажут на экскурсии. Вот, например, эта называется «И мы не боимся». Когда Сергей Радонежский стал отшельником, его одиночество скрашивал только медведь. Он же позднее сопровождал процесс строительства монастыря и не нападал на монахов.
Здесь на заднем плане картины «Агни-Йога» и «Песнь о Шамбале». Рерихи интересовались индийской философией, переводили труды и писали собственные.
Вот что написала Елена Ивановна Рерих о картине «Песнь о Шамбале»:
Сказано, что не будет большего певца Священных Гор. Навсегда он останется непревзойденным в этой области. Действительно, кто сможет настолько посвятить себя такому постоянному предстоянию перед величием и красотою этих вершин, воплотивших и охраняющих величайшую Тайну и надежду Мира - Сокровенную Шамбалу. Со мною останется одно из последних запечатлений его Мечты, его любви - «Песнь Шамбалы». На фоне величественного заката, освещенная последним лучом сверкает в отдалении Сокровенная Гряда, за ней расстилается непроходимая область, окруженная снеговыми гигантами. Впереди, на темной пурпуровой скале, сидит сам Певец... Весь смысл его жизни, его устремления, его творчества, его знания и великого служения запечатлены в этой песне Шамбалы и о Шамбале.
А это сама картина, здесь ее получше видно:
Картина Рериха «Спешащий» из серии «Его страна». «Где еще можно получить такую радость, как восход солнца над Гималаями...», так писал Николай Константинович. Картина несет метафорический смысл некой благой вести, гонец символизирует наступающий Свет, который идет с Востока и скоро заполнит весь мир.
«Сокровище гор». Художник хотел сказать, что истинное сокровище изображено на заднем плане, и это совсем не кристаллы минералов. Рерих часто упоминал неоценимые сокровища, которые хранятся в Гималаях. Название горы Канченджага переводится как «пять сокровищ великих снегов», гора хранит пять самых важных сокровищ мира. Рерих писал, что это не золото или драгоценные камни, а совершенно другие сокровища Древнего Востока.
Картин очень много, и мы не будем описывать здесь все. Каждая из них интересна по-своему, о каждой можно написать отдельный пост. В музее есть картины и учеников Рериха.
Николай Константинович стал инициатором создания Пакта Рериха. Его идеи развиваются и сейчас. Суть международного договора заключается в защите культурного наследия всех народов и преимуществе этой задачи перед военной необходимостью. Пакт был подписан в 1935 году в Вашингтоне, но идея возникла в семье Рерихов намного раньше, во время археологических раскопок. Уже в 1899 году Рерихи говорили о необходимости защиты памятников старины, которые могут дать человеку знание о мироощущении древних людей. Это знамя мира, отличительный флаг пакта для обозначения памятников, учреждений и т.д.:
Семья Рерих много путешествовала, Елена Ивановна и Николай Константинович объездили почти весь мир. Наибольшее внимание они уделяли России и Востоку. Во время путешествий занимались раскопками, собирали фольклор, изучали местные обычаи, Николай Константинович писал картины... В поисках Шамбалы Рерихи отправились в пятилетнюю экспедицию, о которой тоже невозможно рассказать в двух словах. Где-то на середине экскурсии отключили электричество, поэтому фото без горящих лампочек, которые бы отмечали маршрут.
Центрально-Азиатская экспедиция длилась с 1923 по 1928 год. За ней наблюдала советская, английская и немецкая разведки, английская в 1927 году надавила на тибетские власти, и экспедиция Рерихов не была допущена в Лхасу. Пять месяцев они были задержаны, после чего кое-как удалось добраться в Индию.
В 1930 году была написана работа Николая Константиновича «Шамбала: в поисках новой эры». В ней он писал, что Шамбала - святой город, который находится к северу от Индии и связан с подземным городом Агарти тоннелем из Гималаев.
Конечно, это далеко не все, что можно написать об этой семье, а ведь есть еще и дети, которые, кажется, пошли по стопам родителей. После революции Рерихи оказались отрезанными от России, поскольку жили в Финляндии на побережье Ладожского озера из-за болезни Николая Константиновича. Позднее семья Рерих переехала в Лондон, какое-то время они прожили в США и Индии. Рерихи пытаются вернуться на Родину, но получают отказы. Николай Константинович умер в Кулу, возле его погребального костра был установлен памятный камень. Елена Ивановна тоже не получила возможности вернуться в Россию и была кремирована в Индии.
Адрес музея Рерихов в Одессе: ул. Большая Арнаутская, 47.
График работы: 10:00-18:00, выходной день - понедельник.