Наше большое кавказское путешествие

May 14, 2020 18:25

В эти дни, когда природа посыпается, от свежей зелени просто не оторвать глаз, а вишни цветут совершенно бешено, смотря на все это из окна квартиры, или во время редких прогулок по двору, все чаще вспоминаю прошлые майские, ни одни из которых не были проведены дома, только в пути-дороге. И вот рассказ про одни из них.

Вот что я писала после возвращения:

Пытка Кавказом начинается у тебя, добрый мой читатель. Надеюсь, ты не позабыл меня за эти долгие, но пролетевшие одним мгновением, короткие, но такие насыщенные событиями, весенние дни. 10 дней, к счастью, без Интернета и почти без связи, 10 дней погружения в горы, буковые леса и цветущие поляны. 3600 км проехано, 100 км пройдено, 12 км проплыто, 5 ГБ снято, а сколько всего услышано, увидено, унюхано, попробовано и потрогано! Как хочется, чтобы в перипетиях этой странной весны, ты ощутил теплоту и красоту этих чудесных гор. Невозможно рассказать в двух словах, показать на нескольких фотографиях, поэтому приготовься к долгому-долгому рассказу, терпеливый мой читатель.
3 года назад  мой рассказ растянулся на несколько постов, а сейчас постараюсь крупными мазками нарисовать картину чуда, которое мы увидели тогда.

И хоть мы однозначные любители Севера, Кавказ - не жаркий, а весенний, с еще лежащим кое-где снегом, влюбил нас в себя.
Дорога далась нам довольно легко: пообедали на Дону, переночевали под Ростовом (первый раз в жизни в отеле при заправке - привет, Роснефть)), и к обеду следующего дня были уже в Адыгее.

Первое, куда мы рванули, было самое желанное - плато Лаго-Наки. Но поскольку оно было засыпано снегом, прогулялись только по краешку.

А в поход вместо этого пошли на Большой Тхач - красивейшую гору, название которой переводится с адыгейского, как Бог. Божественная гора оправдывает свое название, не правда ли?

Она прекрасна и величественна!

Для того, чтобы попасть на нее, воспользовались местным транспортом, так что наше пузотерское автопутешествие приобрело и оттенки джиппинга, да еще и на самой проходимой машине.

По Тхачу мы бродили три дня, любуясь разными ландшафтами: буковыми и хвойными лесами, криволесьем и, наконец, альпийскими лугами с цветами на северных и с глубоким снегом на южных склонах.

Кроме флоры наблюдали и местную фауну: насекомых, разных птичек, даже кавказских серн, которые с поразительной ловкостью прыгали по отвесным скалам.

К счастью, не встретили мишек, следы жизнедеятельности которых попадались нам очень часто.

После похода началась «экскурсионная» часть отдыха. Мы объездили кучу интересных мест в долине реки Белой.

Водопады долины ручья Руфабго

Большая Азишская пещера у дороги на Лаго-Наки

Дольмен возле Гузерипля

Аммониты в русле Белой

И, конечно, сама река Белая.

Увидев валы и бочки - мы же первоначально туристы-водники -  мы почувствовали, как зачесались руки, тоскующие по веслам. Быстренько нашлась фирма, организующая рафтинг, и вот мы уже на реке, первый раз на рафте. Галоша та еще) Это, конечно, не катамаран или байдарка, но нам очень повезло с гидом - было весело)

А потом поехали знакомиться с поселком Мезмай и красотами его окружающими. Судя по рассказам нескольких наших знакомых о Мезмае, нас ждал сказочный городок, в котором туристов ждут с распростертыми объятиями. И сначала ожидания оправдывались, и в Мезмай вела нас шикарная дорога, построенная совсем недавно.

Но, похоже, денег, отпущенных на туризм, хватило только на дорогу. Разогнавшись на спуске в долину, мы едва успели затормозить, как дорога … кончилась. Ну, не совсем, конечно, но назвать это дорогой не поворачивался язык.

В общем, вместо представлявшегося нам городка с уютными улочками, приветливыми кафешками и гостеприимными гостиницами, мы увидели покосившиеся дома, коров и грязные дороги. Ну, да, ладно - решили мы, - мы сюда не в кафе приехали сидеть, а природу смотреть. И этим и занялись. Природа тут действительно потрясающая!

Чего стоит, например, Орлиная полка - пожалуй, одно из красивейших мест, где мы были в нашей кавказской поездке.

Или знаменитые самшиты возле поселка.

А после рванули в Гуамское ущелье. Оказывается, это знаменитое место Кавказа, а мы про него только что узнали) Кстати, гуама в переводе с черкесского - неприятное сердцу. Странно, нам там приятно и красиво показалось.

Еще в 1930-е годы здесь была проложена узкоколейка из Апшеронска, в основном, для вывоза леса. Постепенно часть дороги разобрали, а в 2011 г. оползень разрушил участок в несколько сотен метров, и сейчас здесь  ходит только туристический минипоезд от Гуамки на 1,7 км.
Посмотреть ущелье не так просто. В выходные, когда основной наплыв туристов, их возят на поезде, и тогда посмотреть ущелье пешком не получится - не пускают, т.к. в некоторых местах расстояние между рельсами и обрывом очень маленькое, и если пойдет поезд, можно запросто свалиться, если не от страха, так от того, что реально негде стоять. Поезд останавливается на станции Урочище Монахово, и дальше можно посмотреть ущелье пешком. Раньше туристам выдавали каски. Сейчас видимо головы стали крепче или люди глупее. Камушки здесь падают иногда.

Чтобы посмотреть ущелье, как следует, а не пропыхтеть на поезде, мы пришли сюда с утра пораньше: поезд начинает ходить в 9 ч., и надо еще успеть вернуться до его отправления. На прогулку по ущелью с фотографированием у нас ушло часа 1,5.

И вот пролетело время отдыха, пора домой.

Обратный путь мы, конечно, разнообразили, как смогли: сложно проехать мимо чего-то интересного)
Побывали в двух усадьбах Веневитиновых, стоящих на берегу Дона километрах в 10 друг от друга. Блеск и нищета - только такие слова приходят на ум при этом зрелище.

И уже, подъезжая к Москве, заехали в Богородицк - Тульский Петергоф: удивительное творение талантливейшего учёного, ботаника, лесовода, писателя и философа Болотова. Увы, от его великолепных фонтанов в Богородицке (усадьбе внебрачного сына Екатерины Великой графа Бобринского) не осталось ничего…Вроде как, собираются его реконструировать, надеюсь еще раз приехать и увидеть чудо.

Вот так, за 10 дней мы побывали совсем в другом мире, увидели кучу интересного, и за это мы благодарны нашему железному коню, вернее, рогатому лосю - Хийси.

Фотка из другого путешествия, но именно отсюда пришло это имя)

А вашу машину, кстати, как зовут?)