Теория привязанности. История.
В 1960х годах психолог Гарри Харлоу (Harry Harlow) и его коллеги провели ряд экспериментов с детёнышами макаки резус, которые стали настоящей сенсацией. Маленькие обезьянки после рождения содержались в полной изоляции от своих матерей и других сородичей. Их хорошо кормили и ухаживали за ними, но при этом они росли в полном одиночестве. Детёнышам предлагалось две суррогатных “мамы”: одна из них была тёплой и мохнатой, а другая из проволочных конструкций. “Проволочная мама” была снабжена бутылочкой, из которой обезьянки могли сосать молоко, а "тёплая мама" такой бутылочки не имела. Обезьянки предпочитали её проволочной, обнимая "тёплую маму".
Эту картинку я впервые увидела в каком-то лохматом 80м году, в журнале "Наука и жизнь":
Я не хочу помещать сюда видео с записью экспериментов, они достаточно тяжёлые эмоционально. Думаю, что сегодня такие эксперименты не прошли бы этические стандарты. Для тех, кто хочет узнать больше об экспериментах Харлоу, рекомендую прочитать книгу "Открыть ящик Скиннера", автор Лорин Слейтер.
Маленькие макаки были помещены обратно к своим сородичам через 6 месяцев после содержания с суррогатными "матерями". Оказалось, что маленькие обезьянки страдают серьёзными нарушениями: они без конца кусались, раскачивались, полностью избегали общества других обезьян, по-видимому, неспособные общаться с ними. Став взрослыми особями, самочки не проявляли никакого интереса к сексу. Если их искусственно оплодотворяли и у них появлялись дети, они не знали, что делать со своими детьми. В лучшем случае, они их игнорировали. В худшем -- атаковали.
К моменту завершения этих экспериментов стало ясно, что социальное и эмоциональное развитие ребёнка берёт свои корни в его раннем взаимодействии со взрослыми.
(По материалам учебного пособия "Как развиваются дети", авторы: Роберт Зиглер, Джуди ДеЛоаш, Нэнси Айзенберг, 2011)