"Искусство - это не вещь..."

Jul 03, 2014 23:00

Свете - огромное спасибо! Благодаря ее стараниям можем немножко "послушать" Александра Георгиевича. Я читала и ловила себя на том, что именно слушаю, будто звучит голос рассказчика...
Оригинал взят у svetlyach0k2010 в "Искусство - это не вещь..."
К сожалению, вся цитата не поместилась в заголовок.
"Искусство - это не вещь, оно требует от зрителя сотворчества и приносит ни с чем несравнимое наслаждение" Г.А.В. Траугот.




Мне посчастливилось быть на этой встрече http://books-vitanova.livejournal.com/37493.html. Мне посчастливилось еще раз видеть и слышать своего любимого художника, очень доброго и мудрого человека. Не только я, все, кто встречался с ним хоть раз, говорят: слушать Александра Георгиевича можно бесконечно! Это правда! А Лидия Степановна Кудрявцева сказала: "Когда они что-нибудь скажут, это есть истина, как сказал Гоголь про Пушкина" ("они" - это Валерий и Александр Трауготы).
К сожалению, Вита Нова не записывала встречу, но (слава гаджетам!) я же говорила год назад, что мне просто необходим смартфон)) И вот он пригодился!!! Я записала встречу! И теперь мне нужна ваша помощь, чтобы выложить видео в интернете. Я попробовала в контакте, но там максимальный размер загружаемого файла - 2 Гб, как разбить видеофайл на куски?

А пока ..

Я благодарю всех: Олега (Яхнина), Вита Нову, Наташу, которая так всех изящно представляет. Что может художник добавить к своей работе. Я могу сказать честно, что это довольно трудная работа. Трудная тема. Я мечтал сделать Фауста, но когда мы с братом стали над ним работать, то мы столкнулись с неожиданной для нас после многих работ вещью. Вообще ум и талант - они нераздельны. А в этой работе я понял, что они соперники. Потому что у Гёте это очень ясно. В других темах, которые мы делали, мы различали, как талант и ум различно направлен. И в этом смысле теряется художник. Я не знаю, понятно это или нет, но на самом деле проблема. У Гёте, когда вникаешь в его текст, понимаешь, что он не только художник, но и ученый. Все-таки художник и ученый- это различные совсем, а Гёте.. думаю, мне не хватает ума, чтобы это объяснить, но работа эта немножко сводила нас с ума. Потому что там очень чувствуется эти два соперника: ум и талант. Не знаю, ощущается ли это в работах, но мы хотели сохранить вот этот внутренний конфликт поэта Гёте.
Во время этой работы я потерял брата, но я чувствую его присутствие. Все рисунки, которые делаются уже после его смерти, все равно это наше общее. И я благодарю всех, кто с вниманием на это смотрит, потому что это очень сложно вникать в эти рисунки.

Этот черный цвет.. Когда мы начали делать на черной бумаге, собственно, это был Булгаков, и черный цвет нас поддерживал в том, что мы опускаемся в какой-то мрак, мы туда ныряем и оттуда возвращаемся, и линия.. мы хотели, чтобы она погружалась в пространство и выходила от туда. Вот и все, что я мог рассказать. Спасибо.

- А как продвигается работа с Даниилом Граниным - ? (Алексей Захаренков)
- Мне не нравится основа «продвигается работа». Во-первых я очень не люблю кончать. Для меня каждая тема, и для брата была каждая тема, над которой мы работаем - хочется с ней жить всю жизнь и не хочется с ней расставаться. Как она растет? Она растет как дерево. Сказать, что она кончена, это как бы отрубить и пустить на дрова.
Если серьезно сказать, то я рад этой теме, которую предложило издательство. Это книга Гранина о войне. Потому что накопленные воспоминания, которые, казалось, я уже забыл, сова возникают картины войны, которые я думаю всех, кто ее пережил, в значительной степени сформировали. Я благодарен этой теме, но конечно я не могу спешить, жду, когда она сама вырастет.
- Гранин торопт
-Ну я его понимаю.
Спасибо.

(Наташа) - Я хотела спросить о связи между «Мастером и Маргаритой» и «Фаустом». Прослеживаются ли они в вашей работе?
- Вообще, Булгаков был театрал и мы с братом шутили, что он Фауста знал больше по опере, чем по книге. Вообще, в европейской культуре Фауст родился до Гётеи никогда не умрет и будут еще писать на эту тему, потому что без Фауста нет Европы. И мне когда-нибудь хотелось представить пушкинского Фауста. (..) Пушкин так многогранен, у него можно все найти, но эта линия Фауста у него очень интересна (…)
(Наташа) - Фауст до Гете был много у кого, но ни у кого не было такого финала - у всех он был наказан, а у Гете он оправдан. Вы были согласны с трактовкой Гёте или Вам ближе тот, народный Фауст.
- Я не могу сказать, что Фауст оправдан, Гёте все дальше и дальше все время сближал Фауста с собой и я думаю, что Гёте думал о собственном опрадвании и конечно он оправдан… я надеюсь.
- Откуда берутся образы в ваших иллюстрациях?
- Вообще я считаю, что портреты людей, наших друзей, близких, они нам посланы Богом. Каждое лицо имеет своих прототипов. Когда мы начали делать «Фауста», мы задумали, что сам Фауст это будет Валерий, мой брат. Потому что он был человеком очень открытым и очень общительным. В то же время он содержал в себе закрытые стороны, склонный к философии, склонный даже к некоторому пессимизму. Поэтому мы думали, что это он в роли Фауста, не то чтобы совсем, но чуть-чуть. И также и другие. Особенно один человек, о котором мы думали, как о дьяволе - это Мефистофель. Не хочу его называть. Тут еще возник такой вопрос: Мефистофель у Фауста обладает юмором, единственный. Я всегда считал, что юмор - это святость. У Мефистофеля есть какая-то… Не знаю.. Это наши сомнения… работа не закончена еще. Я сказал, что не люблю кончать, на самом деле, когда работа издана уже, она не закончена, может быть я буду еще продолжать работать.

- Про Путина расскажите(Алексей Захаренков)
- Путин произвел на меня впечатление довольно неожиданное, потому что обычно должностные лица они не смотрят на человека. Обычно чувствуется, что разговариваешь с манекеном, который абсолютно без интереса к тебе относится. Даже если тебе пожимают руку, как будто ты для него не существуешь. А у Путина неожиданно я увидел, что человек смотрит на тебя с интересом. И от этого (..) сразу возникает разговор. Я увидел, что человек способен с интересом смотреть. Все-таки я занимаюсь портретом, у меня есть какое-то чутье, особенно к глазам - это не сыгранно, это настоящий интерес.
- Почему Вы не взяли блокнотик и не зарисовали Путина? (А. Захаренков)
- Я приготовился, что это будет неприятно, что-то вроде визита к зубному врачу. Если бы я знал, что это будет спокойно, я бы взял. (..)

Наташа: я хочу пояснить, для тех, кто не в курсе. Александр Георгиевич получил недавно премию Президента.
- Это очень важное событие, и дело не только в том, что это во-первых деньги, во-вторых, почет, а дело в том, что художника в книге обычно очень сильно затирали. И до сих пор: издается Маршак с рисунками Конашевича, Лебедева, и пишется: «Маршак - детям». Почему не написать: «Лебедев, Конашевич, Маршак - детям»? Тем более, что в детской то книге ребенок прежде всего смотрит на рисунок, а потом читает. Это привело к зазнайству писателей. Это очень плохая вещь, зазнайство. Писатели должны быть скромнее. Я всегда повторяю этот рассказ, считаю что это очень важно. Издательство «Детская литература»в начале 50-х еще до смерти Сталина выдвинуло Конашевича на сталинскую премию. Тогда это была очень важная премия. И все писатели и художники не снимали эту медальку с портретом Сталина. Я помню, был такой художник Ромадин - в деревне, стадо коров, он пишет, но с медалькой. И вот все должны были радоваться, что выдвинули Конашевича. И тогда Маршак и Чуковский, который отнюдь не были приятелями, потому что они расходились и принципиально и лично, они объединились и написали в газету письмо, что они очень любят рисунки Конашевича, но сталинская премия - это другой масштаб. И это было оскорбительно. Успех детской книги российской, советской, это был успех, созданный художниками. Потому что до появления Лебедева, который привлек замечательных художников, и это было не детская книга, а было искусство, которому некуда было приткнуться во время тоталитарного строя. И вот они создали такое экспериментальное издательство, в котором творчество было главным. Это было высокое искусство. Я помню, как Алексей Фёдорович Пахомов на похоронах Лебедева сказал, что Тихонов говорил, что Маршак идет от детских стихов, английских, а Лебедев идет от высокого искусства и ставил себе задачи искусства. Конечно, Маршак писал блестяще тогда, но Лебедевские книги были созданы художником. Такое уважение было к детям, они считали, что дети способны воспринимать искусство, а до этого считали, что это просто пупсики. И рисовали в детских книгах (и до сих пор в основном рисуют) каких-то пупсиков. Считали, что ребенок - это пупсик и все. А это уважение к детям впервые проявилось в детской книге лебедевской школы. И никаких скидок. И я возвращаюсь, к тому, что впервые дли такую премию художнику и это очень важно. Художник вообще очень важная персона в книге, а особенно в детской. Тут он вообще главный.
Еще хочу добавить. Это хорошо, что сейчас идет вал переизданий. Но издаются испорченные издания - Лебедев, Пахомов - все они начали портить свои рисунки под давлением, под прессом. Но это было как в басне Крылова: «соловья взяли в кулак и говорят: соловушка, пой». И так же портили свои стихи и поэты. Маршак издается в самом испорченном виде. (Александр Георгиевич приводит примеры: «Пудель», «Мистер Твистер», «Пожар»:
«В английской деревне старушка жила
Сухарики грызла и кофе пила»
И вдруг:
«На свете старушка спокойно жила..» Что это за строчки?

А взять «Мистера Твистера» Казалось бы, что там переделывать.. Но во время войны, союзники американцы, не хорошо. ..
Есть такие строчки, когда один швейцар звонит другому швейцару и говорит:

«5-25-29 «Италия»
Можно мне вызвать швейцара Виталия?
Слушай, Виталий,
И дальше сообщал, что
«приедут туристы,
Это ужасные скандалисты. Ты отвечай им,
Что нет номеров.
- Понял, Виталий,
Так будь же здоров.»

И вот все эти эпизоды вычеркнуты.
Вообще вещь легко обескровить - вычеркните одну строчку, уже не то, а если так редакторским карандашом.. Почему это делается? - по сталинским меркам.

Или «Пожар» - знаменитые стихи:

«Кузьма, пожарный старый,
20 лет тушил пожары,
40 душ от смерти спас,
Падал с крыши 10 раз»

Нету- не хорошо, как это - пожарный падал с крыши 10 раз? Это уже бросает тень на нашу пожарную службу. И так далее.
«Злой огонь ревет и пышит,
Двух пожарных сбросил с крыши.»
Тоже нет. Все подстрижено. Должна быть какая-та критика печати.

Вообще, 20-е годы - это годы подъема, а дальше, 30-е - постепенно все урезалось. Я помню, как (..) рассказывал: «Мы с Маршаком сделали книжку: «В Испании уничтожены знаки препинания» Книжка вышла с картинками блестящими. 37-й год. Но я успел уничтожить весь тираж, не осталось ни одного экземпляра, не осталось текста. Иначе что бы это было: в Испании арестованы знаки препинания.. «

Так что художники в моем лице получили свое законное признание.
***
Дальше очень шумно
(…)
Я закончу тем, что для меня - все люди - дети. И на самом деле это так. И святое писание учит.
Спасибо.

Ну а по поводу новой книги могу только присоединиться к высказыванию Трауготов: "Прекрасно изданная книга - это благородная роскошь", и конечно, чтение этой книги " приносит ни с чем не сравнимое наслаждение"!!!!!!!!
п.с. ссылки на видео буду добавлять в этот пост, если получится))

Гёте, мероприятия, Траугот Александр

Previous post Next post
Up