Боробудур - символ величия вселенной.

Jun 17, 2011 00:12

БОРОБУДУР - СИМВОЛ ВЕЛИЧИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Остров Ява в Индонезии не только привлекает своей прекрасной природой




Боробудур -загадочный холм богов в горной местности Индонезии,в центральной части острова Ява - одно из величайших чудес Юго-Восточной Азии.


Более 1000 лет назад всего в 40км от столицы султаната-Джокьякарты-буддийские монахи построили самый большой по площади храм Азии в виде ступенчатой пирамиды со статуями Будды.



Многочисленные предания и легенды о Боробудуре порождают множество вопросов о строителях и предназначении этого фантастического сооружения.
Боробудур - самое крупное буддистское святилище, где в камне излагается все учение великого Будды..До сих пор археологами не обнаружено никаких свидетельств культового предназначения этого сооружения.Существует целый ряд предположений о роли, которую храм играл в прошлом. Вскоре после его обнаружения на самой верхней площадке под одной из ступ была найдена металлическая урна с прахом, а также некое изображение из металла. Таким образом,Боробудур мог оказаться местом хранения важнейших реликвий буддизма, а в урне,возможно ,находились останки легендарного Будды,которые в Ш веке до н.э. царь Ашока приказал убрать из первоначального места захоронения в Индии. Но сенсационная находка была забыта и,возможно,утрачена.А ведь она могла положить конец сомнениям относительно того,что в Боробудуре покоится один из самых великих религиозных деятелей мира.
Установлено,что буддизм основал принц из Северной Индии Сиддхартха Гаутама. В VI веке до н.э. за полную самопожертвовований жизнь он стал Буддой,Просветленным. Буддисты считают, что в основе недовольства человека лежит эгоистическое стремление к богатству и вечной жизни. Цель буддистов -прекращение круговорота рождений,который держит человека в иллюзорном мире страданий, стремление путем последовательных рождений и совершенствования в жизни стать бодхисаттой,то есть полубогом,когда достигается состояние небытия(нирваны) при слиянии с Вселенной.Это происходит в том случае,если удается добиться полного слияния с природой,пройдя через три стадии-эти уровни озарения и символизируют Боробудур.
Боробудур никогда не был сооружением для царствующих особ,как египетские пирамиды.Любой желающий мог беспрепятственно подняться на храмовый холм.Боробудур производит впечатление воплощенного в камне символа космической системы буддизма. Это фантастическое открытие сделал в 1929 году немецкий ученый В.Ф. Суттерхайм.
Когда в начале XIX века британские и нидерландские путешественники прибыли на покрытую девственным лесом равнину Кеду острова Ява,их взору открылись только роскошная растительность и цепь вулканов.


Боробудур был погружен в тысячелетний сон. Ситуация изменилась с началом колониальных завоеваний Британской империи. В 1814 году сэр Томас Стамфорд Раффлес,заместитель губернатора острова Ява,во время одной из инспекторских поездок впервые услышал о невероятном заросшем лесом холме Боробудур.
Сэр Томас Раффлес послал туда голландского инженера Х.К.Корнелиуса,которому и удалось обнаружить захватывающее дух сооружение из каменных блоков на склонах естественного холма.
Перед ним предстала 10-ступенчатая пирамида высотой 35 м: дорога процессий,5 квадратных террас и 3 круглые террасы(с многочисленными кололоколовидными ступами),увенчанные большой ступой. В нишах террас и ажурных верхних ступах помещены 504 статуи Будды,на стенах обходов нижних террас-1460 рельефор из жизни Будды -все это свидетельствовал о том,что храм занимал одно из центральных мест в истории буддизма.


Этот известный буддийский храм, датируемый VIII-IX вв называют восьмым чудом света.. Название чуда света на санскрите означает храм на горе или храм множества Будд.


Его конструкция состоит из трех частей: самый нижний имеет форму пирамиды из пяти квадратных террас, основной конус представлен тремя круглыми платформами, а верхний ярус - это гигантская «ступа» на квадратном фундаменте. Комплекс по площади превышает 55 тыс. м2, и выстроен в форме лотоса. Храм состоит более чем из двух миллионов каменных плит


Нижний ярус символизирует сферу страстей, вожделение - Камадхату. Ученые полагают, что он был достроен позже, чтобы придать стабильности всему комплексу. Ранние рукописи описывают, что этот ярус имел 160 рельефных панелей, каждая из которых описывала мир чувственного и его развитие по законам кармы.



43 панели показывали, как одно и то же событие приводило к разным результатам, а оставшиеся панели иллюстрировали, как разные действия приводят к одному и тому же результату. Современные туристы и сегодня могут посмотреть несколько из сохранившихся панелей.


Последующие четыре уровня воплощают порядок-Рупадхату. Верующие все выше и выше поднимаются на холм. . Более 120 панелей повествуют о жизни Гаутама Будды, его деяниях и реинкарнациях. Каждый раз Будда представлен образцом благородства и сострадания, что соответствует принципам буддизма.

После 5000метров пути и постоянного чередования изображений на рельефах они добираются до самой высокой террасы в форме квадрата.



Отсюда открывается вид на свободные поверхности без декоративных элементов.Это воплощение Арупадхату(мир отсутствия форм).Круг,символ бесконечности,у которого нет ни начал,ни конца,представлен образно.похожие на часовни куполообразные каменные сооружения благодаря ромбовидным отверстиям ограничивают взор на 72 статуях сидящего Будды.
Человек должен помнить ,что ему всегда известна только часть правды.


Третий ярус - это основной конус - символизирует сферу без форм(, так называемую Арупадхату. В период расцвета этого буддийского храма здесь, внутри ступ или ниш в стене, были статуи Будды в натуральную величину.




Каждая ступа имела форму колокола и была богато украшена. Часть из них сохранилась до нашего времени.


Три уровня соединены лестницей, ведущей к главной дагобе. Ее высота 8 метров, она символизирует центр вселенной, гору Меру. К ней и стремятся паломники, надеясь достичь высшей ступени познания, прикоснувшись к древним камням.
Подниматься следует по определенному маршруту, это выработанный веками ритуал. Путь паломников идет по спирали справа налево и называется «дорога процессий». Чтобы добраться до вершины приходится преодолевать пять километров.


Такое движение, справа налево характерно для буддистов, они считают, что перемещаясь против часовой стрелки приближаются к раю, а если выбрать противоположное направление, по ходу движения часовой стрелки, то можно попасть в ад и обречь себя на вечные муки. Желающих проверить так ли это на самом деле за последние века не нашлось.
Больше всего загадок таит в себе центральная ,крупнейшая по размеру ступа на самой верхней террасе. Предполагают,что изначально в ней не было статуи Будды и она символизировала состояние нирваны,полное освобождение от бесконечных душевных метаний.


Словно по огромной иллюстрированной книге паломник двигался по первой галерее храмовой горы,рассматривая изображения плохих и хороших поступков,а также связанных с ними вознаграждений или наказаний.поднимаясь по лестницам,он добирался до пятого уровня.


В этом путешествии его сопровождали 1300 рельефов и 432 статуи Будды,»повествующих» о буддизме,о жизни Сиддхартхи,его пути к истине,просветлению.

Духовное восхождение заканчивается освобождением от всего земного.В этом отношении Боробудур можно сравнить с мандалой,основной магической диаграммой,широко используемой в буддийском и индуистском тантризме при медитации,помогающей преодолеть иллюзорный мир предметов.
Боробудур представляет магический холм,на котором верующие должны были размышлять о жизни и стремиться достичь более высокого уровня сознания. Но после распространения на Яве новой религии,индуизма,это монументальное сооружение было предано забвению,как и идея о поэтапном озарении человечества.
В XVIII веке были лишь частично заметны верхние террасы. Лишь в 1814году обнаружили монумент во время английской оккупации острова в ходе англо-голландской войны.Голландец Корнелиус организовал экспедицию, он собрал отряд в 200 человек и полтора месяца очищал монумент. Его работу продолжили другие между 1817 и 1822. С 1835 года верхняя часть монумента была расчищена и весь комплекс стал хорошо обозреваем. В 1849-1853 художник Вильзен провёл работу по зарисовке рельефов. Его работы попали в Музей Античности в Лейдене. В 1873 комплекс был сфотографирован. Тогда структура комплекса была совершенно не ясна, и в 1882 инспектор по культуре предлагал полностью разобрать памятник и разместить в музее.
Тем временем памятник разворовывали, рельефы, скульптуры, орнамент растаскивали торговцы сувенирами. Король Сиама, посетивший в 1886 году губернатора, увёз с собой восемь бычьих упряжек со статуями и элементами орнамента и увёз скульптуру единственного сохранившегося хранителя храма
В 1907-1911 Теодор ван Эрп предпринял первую капитальную реставрацию комплекса. С 1900 года молодой офицер входил в Боробудурскую Комиссию в Магеланге. Реставрация увенчалась большим успехом, и комплекс приобрёл торжественный и внушительный вид.
По причине ограниченного бюджета в первую очередь проводились работы по улучшению дренажа и восстановлению общей структуры. Для долгосрочной реставрации требовалось много дополнительной работы. Кроме того, Боробудур построен на холме, и необходима была работа по предохранению памятника от размывания почвы, проваливанию, коррозии и повреждений от растительности джунглей.Единственным решением была бы полная разборка сооружения, укрепление холма и полная реставрация. Эта огромная работа была проведена в 1973-1984 под эгидой ЮНЕСКО. Сейчас комплекс Боробудур входит в число объектов Всемирного Наследия.
В 1971-1981 годах благодаря уникальному проекту ЮНЕСКО стоимостью 25 млн.долларов были устранены наиболее серьезные повреждения храма-сооружение было полностью разобрано и снова собрано.
(По материаламEnigma,Магические места планеты,2008г,пер. с нем)

Найдено в сообществе  ruwhitejaguar вот тут http://ruwhitejaguar.livejournal.com/85861.html

архитектура

Previous post Next post
Up