В книжках всегда написано, что усыновленный ребенок всегда ищет корни - пытается понять, узнать, кто его настоящие родители, кто он такой и все такое. Я никогда этого не понимал. Вот ты, самостоятельная человеческая единица, что еще ты хочешь узнать о себе, какая ценность в том, кто были твои настоящие родители, если ты их никогда не видел, какую ценность могут иметь сведения о том, кем они были, что любили, чем владели? Это уже в отвале, кроме биологического материала. Ну, если ты непоседа в семье интровертов, или чернокожий в семье белых, естественно твое отличие объясняется генетикой. А еще-то что?
Истинную значимость имеет только то, что на табло. Я - успешный менеджер. Я отлично закончил университет. Я ловко управляюсь с топором. Я плохо рассуждаю логически. У меня нет музыкального слуха. Какую значимость в этом настоящем ряду будет иметь Мой папаша из деревни, Мой дедушка был матросом. Я происхожу из колхоза, Мама родила меня в семнадать и оставила в роддоме. Ну или наоборот - Мои настоящие родители принц и принцесса, а меня отняли обманом и отдали селянам. Я всегда считал, что все эти поиски корней сродни патриотизму - попытка придать себе вес, которого у тебя нету, путем прикрепления к авторитетам - родина, семья, род, корни...
И относился к этому без уважения.
Потому что я сам всю жизнь поступал точно так же.
Я искал, не зная, кто я такой. Я пытался самоутвердиться путем слияния. Я говорил себе (и к стыду своему не всегда только себе) - моя мать с севера, там все такие, и я такой. Или - в нашей семье все... Или - у нас в городе обычно... И прочую чушь.
Я смотрел на себя в зеркало и спрашивал - кто я? Кто был мой дед? Я еврей? Я горец? То, что я не северянин по крови, видно было всегда.
Я никогда не слышал, чтобы такие вопросы задавал мой брат и мой отец. Уверен, что они принимали себя, как самодостаточную самоценность, малую цельную единую величину. И свою потребность в этом я воспринимал как изъян - я слабый, я нуждаюсь в поддержке того, что не существует. Давно умерли люди, которые были моими предками, чем они могут являться для меня-живого? Какой ответ мне нужен от них? Какая поддержка? Разве каждый из нас не отделен по сути?
Я утратил семью в большом смысле - клан, которому я мог бы принадлежать. Я потерял родину - в тот же момент я понял, что город, который я считал родным, всего лишь ряд улиц и домов, которые не имеют ко мне никакого отношения, потому что дома и улицы не думают, не чувствуют и не способны на поступки. Все это имеет только тот смысл, кторый мы сами этому придаем. И я перестал придавать смысл месту, которое кормило мое чувство родства много лет.
Я не-по-ни-ма-ю.
Я много слышал о всех этих "поисках рода", "стремлении к корням", но хоть убей, даже испытав все это, я не понял - зачем.
Это перекладывает ответственность на предков? Я такое говно и прадед мой был таким же, что уж тут поделаешь.
Это обесценивает мои достижения? Ну да, а как же - "Это естественно, ты же мой сын"
Это оправдывает мои наклонности? Обе мои бабушки были швеями, естественно я унаследовал от них.
Можно подумать, что меня самого и нет, а есть только набор функций, который достали из коробки.
Разве ценность личности не в ее самости?
Не в том, чтобы быть "достойным сыном своих родителей", а в том, чтобы быть самому себе знатным предком?