Это запись назревала давно, еще с тех пор, как я увидел объявление о записи на курс "Продающее фото" для мастеров, делающих украшения. И иллюстрирующие рекламу фото - потрясающе красивых украшений. Я рассмотрел повнимательнее, опыт дистанционной покупки у меня уже был.
Это наверное были хорошие украшения, но это были и великолепные фото. И фото были намного лучше украшений. Фотографии были с характером, они рассказывали историю. Одно и то же украшение может смотреться совершенно иначе, будучи помещенным в предметную среду, не говоря уже про свет и фильтры. Никаких проблем, если бы это был курс "Снимаем побрякушки красиво". Но фото были призваны продавать. Продавать эти предметы тому, кто никогда их не видел.
На снимках украшения были помещены в окружение других тематических предметов, фактически создавались натюрморты из подсобных материалов - перья, раковины, шкатулки, древесные срезы... Очень красиво. Но этот дополнительный реквизит не поможет носить украшение. И часто не дает понятия об истинном размере. О том, как низко будут висеть висячие элементы, как украшение ляжет в декольте, на большую или маленькую грудь, под воротничок рубашки. Одно фото на манекене дало бы представления о вещи больше, чем три фото в натюрморте, а фото в компании спичечного коробка - чем великолепное фото соло. Но это же не о продаже, это о реальности.
А в действительности, как известно, все не так, как на самом деле.
Не секрет, что украшения продает не столько их фактический вид, сколько история. Мастер, который их сделал - если он слывет легендарным или хотя бы известен в определенных кругах, это придает вес его изделиям. Название - как общеизвестные пирожки "Маэстро" и печенье "Ноктюрн", не так ли? Одно дело - "кулон с улиткой зеленый средний", другое дело - Кулон "Впадая в спячку" и коротенькая история о тех улитках, которые осенью прячутся в раковины и таинственно замирают до весны. Будущий владелец покупает историю про улиток, придуманную мастером, а не только и исключительно вещный кулон с изображением улитки. До того, как он прочитал историю, улитка ему вероятно вообще ничего не говорила. Волнует ли обладателя кулона то обстоятельство, что окружающие не прочитали историю и не знают ничего о сложных и волнующих взаимодействиях мастера с улитками и ассоциативном ряде, возникающем у носителя кулона? Все меньше. Наше общество становится больше нацелено на внутренний эффект, чем на внешний. Все меньше людей одеваются чтобы поразить окружающих и что-то сказать им, и все больше удовлетворяет в одежде свои собственные эстетические притязания и самоопределение без учета впечатления на публику.
Работа стилиста это тоже в первую очередь продающее фото.
Нам показывают фото до и фото после. Разница всегда разительна. Но честно ли сравнение? Решаясь на работу со стилистом, клиент собирает свои фото большей или меньшей актуальности, формируя у стилиста образ "я был таким и больше таким быть не хочу", то есть ставя задачу, исходные условия. Фото эти как правило плохие. Помимо того, что на них изображен человек таким, каким он сам себе перестал нравится, а может быть не нравился никогда, это технически плохие фото. Любительские снимки без подготовки, без фото-макияжа, ситуативные. В лучшем случае это снимок на вечеринке, с парадным макияжем. В худшем это специально сделанные снимки в позе примата и взглядом на следователя. Бывает и так, что фотографий нет и клиент по очереди примеряет все, что есть в шкафу, и фотографируется при помощи друга с камерой, на фоне стены, двери, шкафа и с выраженим лица "когда уже когда". Стилист конечно понимает и состав гардероба клиента, и что ему идет. А что понимает тот, кто рассматривает фотографии после проделанной работы?
Спору нет, подавляющая часть людей, которые обращались за консультациями к стилисту, выходят из этой работы обновленными, лучше выглядящими и в хорошем случае - больше понимающими себя самого. Иное редкость, если речь идет именно о работе стилиста, а не о запросах "узнать цветотип", "какой я тип по Киббе?" или "мой тип фигуры". Как раз эти вопросы заказчику кажутся первичными, но на самом деле имеют довольно мало смысла. А вот общая целостная работа со стилистом по образованию гардероба, стиля, способа одеваться, а также макияжа, прически, цвета помады - обычно дает положительный эффект.
Однако стоит понимать, что когда стилист показывает "до и после" своей работы, он показывает продающее фото. После работы стилиста клиент снимается как минимум более профессионально, в максимуме - у него сеанс постановочной съемки в интерьере, подчеркивающем новый стиль, со светом и с выражением лица. Точно так же, как практикующие визажисты делают фото до - голое фото без макияжа, с убранными от лица волосами, взгляд в объектив. Хотя больше помогло бы фото того, как клиент красился до встречи с визажистом. В конце работы мы видим как правило игровое фото - с прической, взглядом, настроением. Тогда как логически верным было бы аналогичное фото фас, в объектив. Но на такую честность мало кто способен.
Спору нет, клиент в подавляющем большинстве случаев становится лучше после доработки профессионалом. Но будущий клиент не должен переоценивать эффект, производимый собственно стилистом. Всегда надо вычитать из эффекта работу компетентного фотографа, который сделал снимки с историей. Нельзя надеяться на чудо, сравнивая случайное любительское фото на работе (крупный план торса, наигранный взгляд в объектив и обязательный террор коллги с камерой "ну улыбнись! сыиииир!") с работой профессионала - композиция, сюжет, свет и естественное, отвлеченное выражение лица, как будто модель не участвует в фотосессии, а просто так задумчиво стоит у стены, отвернув голову и думая о приятном.
Сравнение всегда будет в разных весовых категориях.