Какому человеку, желающему выглядеть модно, индивидуально и привлекательно, придет в голову руководствоваться лозунгом «Be casual» то есть «Будь обычным»? А ведь именно так переводится английский термин casual - повседневный, обычный, обыденный. Этому слову нет приемлемой русской транскрипции и ни один перевод так и не смог прижиться, как термин. Правильно было бы называть этот стиль свободным, прогулочным или городским, но мы не будем этого делать, чтобы не подменять понятия.
Casual начинает формироваться в конце 70-х годов, как полуспортивный стиль английских болельщиков, и первоначально существовал только внутри Великобритании и составлялся только из английских марок. Следуя за своими командами в различные страны Европы, болельщики собирали типичный костюм исключительно из спортивных предметов модных дизайнеров - джинсы, рубашка-поло, спортивные куртки и кроссовки.
Парадоксально, но безликий сейчас, в среде стилевой вседозволенности, в прошлом casual был призван чтобы английские футбольные болельщики могли по одежде идентифицировать себя, как членов большого социального сообщества, но при этом практически без атрибутики своей команды. В этом был тот же глубокий смысл, который и сейчас объединяет все без исключения неформальные молодежные объединения - почувствовать себя частью некой общности и вместе с ней отделить себя от противостоящего ей слоя.
Изначально casual был стилем, основанным на модных марках. Сейчас пропагандируемый, как свободный, сформировался этот стиль достаточно снобским, предпочтения менялись, сегодня были популярны одни марки, завтра другие. Люди, стремящиеся осознать себя иными, чем окружающие, проявляли удивительную конформность внутри своей среды. Легко отследить бесспорные предпочтения разных дизайнерских марок в разные периоды. Со временем предпочтения переходят от спортивных марок к дизайнерским брендам.
Течение превращается в тенденцию в 90-е годы когда многие модельеры начинают разрабатывать специальные коллекции, работать над вариантами и формировать стиль не стихийно, а намеренно. Сначала это был легкий налет неформальности в первых коллекциях Черутти, затем уже четко идейно обоснованные коллекции Кельвина Кляйна и Донны Каран.
На самом деле ничего стилистически нового изобретено не было. И ранее, когда спортивный стиль был намного более сдержанным и формальным, чем сейчас, полуспортивные вещи проникали в гардероб деловых людей. Твидовые блейзеры, мягкие светлые мокасины, цветные джемперы с вырезом уголком и ранее были популярны среди джентльменов, когда они отправлялись на пикник, в гольф-клуб или на прогулку в выходной день. То, что раньше называли прогулочным стилем, обрело уже прижившееся название casual.
Новой была именно идея - можно носить такую одежду каждый день. Это было настоящее откровение. Стало можно одеваться в удобные вещи независимо от того, как складывается день. Удобная одежда в качестве ежедневной постепенно вытеснила формальную. Изначально бывший противопоставлением, casual вытесняет своего противника - формальный стиль и тем самым лишается основной причины своего существования.
Несомненно, в этом проявилась такая общественная идея, как рост значимости личности в социуме. Стало необязательно подтверждать свою значительность формальной кастовой одеждой, за которой стоял род деятельности. На первый план выходят личностные качества. Девушки во всем мире отстаивают свое право работать и как следствие, выходить замуж по любви. Их матери, которые не работали ни дня, и шокированные отцы обдумывают, достаточным ли основанием для такого решения является заявление дочери о выдающихся личных качествах избранника. Но независимо от их заключения, идея катится по миру с оглушительным успехом.
Декларация ценности личности на практике обозначает, что теперь каждый может одеваться так, как хочет, чтобы выразить свою ценную личность. Больше не нужно пообщаться с человеком подольше, чтобы его узнать - внешний вид транслирует нам всю необходимую информацию. Больше нет разных людей в одинаковых костюмах - множество разнообразных личностей стремятся проявить себя в одежде. Чтобы не приходилось больше тратить время на узнавание, каждый заявляет о себе и своих взглядах в костюме. Пропадает интерес к длительному взаимопроникновению, темп жизни стремительно увеличивается, людям некогда сближаться, они хотят выхватить потенциального партнера из толпы в первого взгляда.
A suivre…