Был такой социолог и психолог - Франческо Альберони. (Впрочем, почему "был": возможно, он и сейчас старенький, но вполне живой дедушка. Не знаю). И написал он интересную книжку - одновременно про любовь и про коллективные движения. Я от него в молодости неплохо пёрлась и, в общем-то, давно хотела поцитировать. Сегодня желание стало нестерпимым; нутром и сердцем чую, что Альберони вдруг сделался до ужаса актуален. Нынче такая риторика не в моде, но по смыслу это, имхо, замечательно.
Пара цитат из главы 1, остальное под катом:
Что такое влюбленность? Это состояние зарождения коллективного движения, в котором взаимодействуют два человека.
Между великими историческими движениями и влюбленностью - довольно тесная связь; силы, которые они высвобождают и приводят в движение, схожи между собой, а многие чувства - солидарность, радость жизни, обновления - аналогичны.
Из главы 3.
Влюбленность бросает вызов самым основам традиционных установлений. Природа влюбленности заключается в том, что последняя не хочет быть просто желанием, личным капризом, а стремится стать коллективным движением, несущим в себе проект создания новых установлений.
В онснове всех коллективных движений лежит одна и та же ситуация: с одной стороны - существующая система правил и установлений, с другой - пробивающие себе дорогу преобразования, возникновение новых классов, новой власти, появление новых возможностей.
Во все исторические периоды, предшествовавшие появлению коллективных движений, и во всех личных историях перед возникновением влюбленности происходят длительные подготовительные процессы, медленно изменяющие и разрушающие отношения между старыми объектами любви. В эти периоды оба старых механизма (депрессивный и репрессивный) продолжают действовать: мы изо всех сил защищаем наш идеал, не желая проникать в суть проблемы. В результате влюбленность наносит свой удар неожиданно.
Появлению всех коллективных движений (и влюбленности в том числе) предшествует период депрессивных перегрузок. Перед опасностью самоуничтожения страх отступает на второй план, и многое из того, что раньше считалось искушением, от которого следует бежать, начинает восприниматься в совершенно новом свете.
Из главы 4.
Состояние зарождения... обладает особым качеством, оно всегда связано с переосмыслением прошлого.
Прошлое оказывается предысторией, а настоящая история начинается сегодня.
Состояние зарождения всегда сталкивается с дилеммой, ни одно коллективное движение не обходится без дилеммы, и всякая влюбленность тоже рождает дилемму.
Из главы 5.
...влюбленности свойственна тенденция к взаимному доверию. Объект любви не амбивалентен, следовательно, он добр. Влюбленность рождает ощущение идентичности, ясности, правды.
Вообще, любовь создает свою географию священных мест. Город, улица, дом, вид на море или горный пейзаж, дерево - все это становится священными символами любви... И точно так же, как освящается пространство, освящается и время. (...) Таким образом, влюбленность, развиваясь, создает свою систему священных ценностей.
Из главы 6.
Чтобы завоевать свое счастье, человек должен порвать с повседневной жизнью, войти в "опасную зону", в которой не признаются никакие правила. Сделать это по своему желанию он не может, нужны постепенно созревающие соответствующие структурные условия; влюбленность - неотвратимый результат такого процесса. А когда мы влюблены, то не можем "обеспечить себя" состоянием спокойной уверенности, не можем удержать его. (...) Чтобы обрести в любви покой повседневности, нужно разрушить эту любовь.
Из главы 8.
Состояние зарождения по природе своей имеет временный характер. Это не постоянное состояние, а движение, причем движение в определенном направлении. Влюбленность, если все идет хорошо, заканчивается любовью; коллективное движение рождает новое установление.
Способ чувствовать, думать, жить в состоянии зарождения совсем не похож на образ жизни в состоянии установления. Речь идет не просто о разном мышлении, а о разных способах мыслить, о различных категориальных системах.
Еще одна характерная черта состояния зарождения - ощущение правды и собственной аутентичности. Влюбленность - это поиски более глубокой аутентичности, это желание быть до конца самим собой. Прийти к этому можно только с помощью другого человека, в процессе диалога с этим человеком, во время встреч с ним, когда каждый ждет от другого признания, одобрения, понимания, похвалы, освобождения от тягот прошлого и настоящего.
Из главы 9.
Состояние зарождения мгновенно рождает узнавание, понимание на весьма глубоком интуитивном уровне.
Из главы 10.
Только тот, кто находится на грани потери всего, приближается к заветной двери, отделяющей реальное от возможного. Таково правило, действующее в любом состоянии зарождения, а значит, и во всяком коллективном движении.
Из главы 12.
Любое установление испытывает ужас перед состоянием зарождения, которое с точки зрения установления всегда непредсказуемо и иным быть не может. Дело в том, что логика состояния зарождения отличается от логики повседневной жизни, и поэтому ее трудно понять. Состояние зарождения ведет войну с установлениями под знаменем их собственных ценностей, обвиняя их в лицемерии и фанатизме. Оно вызывает ужас тем, что пересматривает прошлое и отменяет все прежние связи и договоры. Перед лицом даже самого слабого состояния зарождения установление теряет уверенность в будущем.
Все торжества, все празднества, все договоры и все установления рождаются и возрождаются в коллективных движениях, в которых действуют конкретные люди. Но став установлениями, они перестают нуждаться в одобрении людей, перестают нуждаться и в самих людях. Установление, если оно постоянно не обновляется состоянием зарождения, становится бесчеловечным, превращая людей в вещи. Именно с такой стадией установления вступает в поединок состояние зарождения.
Из главы 13.
Любовь становится возможной только тогда, когда мы поймем, что причина невозможности изменить другого заключается в нашей собственной ограниченности.
Если проблема решается таким путем, заключается договор. Каждый знает, что другой не потребует от него невозможного. Эта обретенная в муках уверенность составляет основу взаимного доверия - установление взаимности. Я знаю, что люблю и не могу не любить, знаю, что мои возможности ограничены, и иначе быть не может, и я понимаю эту ситауцию.
Любовные отношения всегда предполагают наличие альтернативы тому, против чего мы выступали раньше. Этот процесс происходит не единожды, он возобновляется несколько раз и каждый раз начинается с отчаяния и кончается договором. Вновь достигнутая стабильность становится отправной точкой для переустройства повседневной жизни.
Из главы 21.
Соблазн таит в себе вовсе не влюбленность, а состояние зарождения. Нас влечет влюбленность, потому что мы привыкли увлекаться состоянием зарождения. Нас приучили к этому сами установления, которые, как мы уже видели, на символическом уровне преподносят состояние зарождения как нечто уже осуществленное, а на практическом - как нечто такое, что еще предстоит осуществить.
В сумерках настоящего мы ждем нового дня, новой жизни, новой весны, спасения, искупления, освобождения, революции.