Тоже решил написать свое мнение. Читаю разные дискуссии по результатам ревю и замечаю одну тенденцию: участники как правило в том или ином виде очень хорошо отзываются. Иногда правда прячут это за некой самоиронией (относящейся не обязательно только к автору, но и к собратьям-фотографам). При этом ощущается, что автор - носитель некой тайны, которую словами не пересказать. А читатели, пытаясь эту тайну разгадать, пытаются критикой, уколами или прямыми вопросами ее выведать. Так что подолью и я масла в огонь.
На ревю я показывал 2 серии, обе моноклевые ЧБ: «Турция» и «Свет - среда обитания». Паре ревьюеров показал еще и цветную Турцию.
- Близкая к идеалу организация мероприятия. Это было крайне неожиданно при такой сложности, количестве задействованных людей (организаторов, волонтеров, ревьюеров, фотографов), тем более в России. Спасибо огромное организаторам!
- По прошествию недели уже могу сказать, что чуть ли не главным «результатом» для меня явилось общение с другими фотографами - участниками. Такой возможности ежедневного, не ограниченного во времени, свободного общения с друзьями, знакомыми и до тех пор не знакомыми фотографами из разных городов и стран СНГ я не припомню. Оказалось, что примерно от трети до половины из всех фотографов участников я так или иначе знал - лично, или заочно. Сама обстановка и еще что-то давала какой-то редкий драйв. См., например, отличный «арт-репортаж» Александра Русова и Андрея Чежина (ссылка работает у зарегистрированных на Facebook)
В общем, здОрово! -
- Очень разнообразные, часто противоположные мнения ревьюеров. Но в любом случае интересно послушать. Обращают внимание на такие вещи, о которых даже не задумывался. Например, к моей турецкой серии в числе прочего:
- Не хватает женщин.
- Не хватает политики, например, памятников и образов Ататюрка.
- Идея продолжить сравнением с Россией может быть выигрышной - всегда интереснее сравнивать, чем просто смотреть.
- Не хватает современности или перехода к современности.
- Не хватает названий кадров или хотя бы кэпшенов, название добавит смысла и уточнит высказывание.
- Кадр, на котором курд смотрит в камеру - лишний, так как он такой единственный.
- 2 кадра - чистый пикториализм, а это уже было в начале 20-го века
- Если делать выставку - то должно быть около 30 фотографий 26x40 см с белыми паспарту и деревянными рамами :).
- Не совсем понятно, что именно общего у Турции и России. Беспорядок много где можно встретить. Порядок тоже не только в Германии, но и в Южной Корее, Китае. Кроме того, не удивительно, что соседние страны похожи -один климат, давно соседствующие культуры (это мнение американца, которому, наверное, из Америки Турция и Россия видятся одним климатическим поясом).
- Серия излишне меланхолична.
- Серия не привязана ко времени.
- Нужно выделять/скрывать яркостью нужные/ненужные детали. Например, выделить лицо женщины и наоборот слегка притушить блики на агрегате мельницы
- Серию можно предлагать в галереи Германии, особенно в Берлине и Франкфурте, так как в Германии большая турецкая община (диаспора). Только обязательно лично.
- Мнение Евросоюза совпадает с моим (что Турция похожа на Россию), поэтому Турцию и не принимают в Евросоюз. Чувствую себя неловко - перед Турцией не удобно получилсь..
По серии «Свет - среда обитания» -
- Надо сконцентрироваться еще на чем-то кроме света. Любая фотография по определению - это про свет. Нужна какая-то более конкретная идея, сообщение.
- В серии половина работа имеет налет таинственности, половина - просто сцены из жизни. Лучше разделить и оставить, например, только таинственность+тени+фактуры.
- Самое интересное в серии - игра полутонов и фактур, им надо посвятить больше внимания.
- Один кадр напоминает картину Джорджио Кирико, другие про улицу - Стиглица
-
- Ни от одного иностранного ревьюера не удалось избежать вопроса типа чем снималось и что такое монокль
- Никто не сказал ничего определенного по перспективам. Но не было и таких, кто бы явно дал знать, что ему это не интересно.
- Волею судеб попал к двум ревьюерам , которые, если судить по названиям и сути представляемых ими организаций, должны интересоваться лишь репортажно-социальной фотографией. К которой турецкую серию можно отнести с большой натяжкой, а серию про свет вообще никак. Тем не менее с большим интересом посмотрели и побеседовали.
- Про ночь фотографов. Походил-посмотрел, какие фотографии представляют фотографы. Засилия цветочков-бабочек, которое увидел кто-то из гостей, судя по его отзыву в интернете, не было и в помине - был крайне разномастный, разнонаправленный, эклектичный фейерверк работ. Сначала я пытался подсознательно как-то разделять разные интересы в работах, но потом вдруг пришло понимание того, что как раз замечательно видеть всю репрезентацию российской фотографии именно в таком ее разнообразии. И это действительно интересно. Даже то, что мне, казалось бы, не интересно :).
Несколько непривычно было чувствовать себя в шкуре продавца на колхозном рынке. К тому же продающим не самый ходовой товар, если говорить про меня. По-моему только несколько человек (во всяком случае в моем присутствии) посмотрели мои работы, и то наверное больше из вежливости. Даже зародился вопрос - кто же тогда меня сюда отобрал, если эти же самые фото никому не интересны. Опять же самих ревьюеров по залу ходило мало. Или до нашего угла не каждый добредет? Тем не менее, даже в этот вечер познакомился с людьми, с которыми раньше был знаком только заочно. И вообще было чувство праздника фотографии.
В общем, есть над чем думать, над чем поработать. И с кем обсудить :)