One-Day Ticket

Aug 16, 2024 22:47

Утренний Сентраал Sтейшен удивил отсутствием стройки - cправа от выхода - водная гладь.


Я уж и не помню такого, чтоб вышел с вокзала - и без строек. Но вот такое чудо - подводная велостоянка на семь тысяч велосипедов.
Три года строили. Не так уж и долго. В сравнении с результатом одного трёхдневного мероприятия, которому уже третий год пошёл, и похоже, и через тридцать лет мало что изменится.

Cентраал Sтейшн. Всё с него всегда начинается, всё всегда им и заканчивается. CS как пароль или клеймо для тех, кто в теме. Есть ещё буквы HS, как в Гааге. Но это коммерческая случайность. В 19-ом веке две конкурирующие компании строили наперегонки две ж/д ветки до города, и как заклятые враги отказались строить дорогу между HS и CS - дорога между двумя вокзалами появится только через сто лет, в 1976-ом. Конкуренция, ничего личного. NL - родина капитализма.
Если бы в 17-ом веке голландцы не поехали в Англию, как володька крупский из вермахта в 1917-ом, то и не было бы в UK никакой английской буржуазной революции, а значит, и никаких вездесущих англосаксов, и миром сегодня правили бы голланофламандцы. Интересно, что гаагский вокзал HS был построен за территорией Гааги. В 1843-ем году Гаага расширилась и HS Den Haag стал частью города. Был заключён договор, что Гаага будет платить собственнику вокзала 400 гульденов. Навечно. И эта сумма выплачивается и сегодня, в евро. Простой пример капитализма, когда правда - не в силе.
Но это лирика. Нужно бежать в привокзальный AH. Чтобы знать - вечером всё получится купить в этом AH, или всё будет проще купить в дальнем Альберте на Ватерлоо. В восьмидесятые годы были колбасные электрички в Москву. Ну а здесь - амстердамские, селёдочно-пивные.

Я не был в Даме давно, ещё с ковида, но не было ощущения что вот, я за границей. Всё слишком знакомо и всё какое-то своё. Amsterdam, la ville ou je me sens à l'aise. Никогда не задумывался что à l'aise переводится как комфортно. При том что в этом городе мне пришлось ночевать пару раз на улице, два года подряд, в 97-ом и 98-ом. Но это только тогда выглядело как жесткач, а сейчас - просто улыбка - научился лучше ориентироваться. Да и город, к счастью, мало меняется, что двадцать лет назад, что сейчас. Это как после Дама, я через неделю вышел с вокзала в Лондоне. В Лондоне то я не был - сложно сказать сколько, но очень легко подсчитать. Сколько лет дочери, столько и не был. И опять, та же фигня - Londres, la ville ou je me sens à l'aise. Не зря Уэлш отправил Рентона из падингтонского отеля прямиком до Дама. Что-то есть в этих городах взаимопритягательное, пусть и инеяньское.

Пробежавшись по супермаркетам и прикинув, что где брать (вечерняя электричка ждать не будет), рванул на Prinsengraht.


Я конечно и раньше видел это фото. И всегда умилялся, ненавидя этот глагол. Но ведь реально дети, как не умилиться. При том что на этом фото - распад группы после триумфа. Никогда раньше не задумывался - кто их щёлкнул. В этом году решил посмотреть. Вбиваю фио фотографа Steye Raviez - и гугл мне выдаёт сто раз мной увиденные фото текселевского Jan Wolkers.
Майка, в которой я хожу чаще всего, в ужасе думая - что мне делать, если майка износится быстрее, чем я.

Майка была куплена совершенно случайно, не понимая зачем. Просто увидел и понял - обязательно нужно купить. Книжный магазин в Ден Бурге. Встреча двух фотографий. Которая только подтвержает - никогда не задумывайся о том, почему тебе вдруг стало что-то необъяснимо нужно именно сейчас - пройдёт время, и завтрашнее фото объяснит тебе весь смысл вчерашнего интереса.

Но вернёмся к Пистолз, на мост Runstraat. После этого фото уже не будет ни новых альбомов, ни новых песен. Но этом фото все уже переругались, это просто вынужденное portfolio, их отель Wiechmann в пяти метрах от этого моста. После этого концерта в Даме, 07.01.77, Сlub Paradiso, Глен Мэтлок, автор 10 из 12 песен всемизвестного альбома про яйца, уйдет из группы и Пистолз будут вынуждены искать нового басиста начнётся вишесовский ласковый май. Он продлится не более года (до 01.78), но он будет ещё короче чем полуторалетний творческий период группы - 08.75-01.77. Я это к чему. Стоишь на этом мосту и видя этих детей, не можешь поверить что это возможно. Как эти дети могли совершить общемировой саундовый сдвиг, чтобы все услышали, что звук может быть и таким тоже. Потратив на это всего полтора года своей подростковой жизни. И все истории про гения Макларена, который просто удачно собрал пазл - байки для бедных. Это такая же глупость как и сказки про Битлз, типа было огромное колличество одинаково талантливых групп, но Джордж Мартин тыкнул пальцем на некую группу Жуки.

Пистолз тогда выступали в церкви, захваченной волосатыми из парка Вонделы. Интересна логика администрации города, которая оказалась абсолютно идентичной логике кгб при создании ленинградского рок-клуба. Власти Амстердама решили никого не выгонять и даже выделить из казны города деньги на оплату счетов этого сквота. Чтобы иметь рычаги управления. «Муниципалитет искал ответ на необходимость помещения для новых форм молодёжной культуры под руководством HCJ, управление по делам молодёжи сосредоточило своё внимание на решение этой проблемы, были созданы муниципальные развлекательные центры Stichting Amsterdal и Lijn, которые занимаются поддержанием молодёжных центров, что и привело к созданию клуба Paradiso в 1968 году». Интересна видео-подборка концертов в этом клубе. Это конечно далеко не весь список, но всё равно очень заметна деградация, когда в титрах первая цифра года меняется с единицы на двойку. И винить в этом некого. Просто так изменился мир. Где был когда-то сквот - теперь там гномский грот. Кейт Ричардс считает концерты в Парадизо - лучшими в истории группы.

Но сквот сквоту рознь. В двух трамвайных остановках от клуба, пару лет назад одна квартира (вот как раз в неё переезжают) тоже превратилась в сквот, но его, по сравнению с Парадизо, быстренько ликвидировали. Потому что хозяин помещения сказал что он необычный русский обычный казахстанский еврей, а яндекс - всемирно известный казахский бренд. Ну а когда он произнёс сакральную фразу - «извиняйте, прошу отнестись с пониманием» - амстердамский суд тем более его простил, поняв что да, он просто случайно вошёл не в ту дверь, главное - что он из неё уже вышел.
Я никогда не идилизировал условный «запад» - просто эта «среда» мне менее противна, чем ленинские «субботы».

Ладно, идём дальше. Уже полдень, а я ещё не в Vondelpark. Это конечно неправильно. Но в парке оказались такие тóлпы, которые скрутили похлеще любой полиции. Я то был там последний раз при ковиде, когда было два человека на квадратный километр. Всегда помнишь последнее, так то парк всегда был забит. Но проблема не в этом - открываю упаковку селёдки и жду цаплю. Но нет цапель. Никогда так не было. Они всегда прилетали. Утки то селёдку не едят. Пришлось съестьсть самому, вспоминая как в ковидном двадцатом цапля выхватила у меня селёдку прямо из рук, распоров мне палец своим клювом.

Но у меня был запасной вариант. Посмотреть на разрекламированный в интернете рыбный рынок, где этих цапель, tag - разноцветные картинки интернета. Короче повёлся. Шёл трамвай десятый номер (на самом деле семнадцатый). У любого провинциального человека есть комплекс. Он привык всё покупать не в магазине а на рынке. Я в принципе могу и интернационализировать этот комплекс, сказав что это свойственно и коренным жителям, потому что поход за продуктами это общение, а не супермаркетовское «сам выбрал - заплатил». Но я не про это. Я про афро-трэш-маркет, который до боли напоминает московские рынки девяностых. И вот среди этого заплёванного бидонвиля стоит рыбная лавка с нормальной голладской едой, и цапли вокруг. Я уже сто раз говорил что мне скучен обычный хюгге. Интересно когда контраданс. Ну как дикий кабан, вдруг выходящий из «милого» полисадника лесного пейзажа. Цапли как не удивительно, оказались там тоже с повадками, как в лесу. Был один изгой и остальные его гнобили. В принципе я никогда и не идиализировал лесную жизнь. Тут просто ирония. Или сарказм. Не понимаю разницу значений. Но одно дело кабана с цаплей увидеть в лесу, а другое дело - когда видешь такие пары в городе. На животных смотреть конечно приятней.
Но зато поел там нормальной селёдки без костей. И угостил конечно. С каждым днём у меня всё меньше вопросов (кроме естественно одного). Но вопрос про селёдку - так и болтается без ответа. Почему десять лет назад вся селёдка, даже супермаркетовская! была без костей, а теперь такая только на рынке? Или ещё проще - почему селёдка и на "день флажков" в Гааге была тоже без костей?, только что выловленная. Почти во всём я разобрался в этом мире (к моему ужасу), а этот вопрос - так и остался открытым.

А потом я поехал в Pijp. Там есть ещё один парк, тоже «свой». К тому же там тоже есть рыбный магазин, а время уже поджимало - никакой селёдки после пяти вечера нигде в Даме уже не найти. В принципе эта самая Hollandse Nieuwe - она как гамбургер, не зря туристам его продают именно так, с куском хлеба. Съел и пошёл дальше. Но мне и нужно было идти, точнее бежать. Забежать на рынок Ватерлоо, да и просто всё окинуть взглядом и, загруженным под завязку, прыгнуть в последнюю электричку до Парижа.
Столько лет так мотаюсь и - не надоело. Помню, не помню в каком году, - удивлённое лицо прокатчика велосипеда - а какой ваш адрес? - нет адреса, я только что приехал, вечером уеду, вы во сколько закрываетесь?

Ну и каминг-аут, куда без него в наше модное время. Я не считаю что Дам (простите жители NL, что я называю так только город на Амстеле) - городом прекрасных музеев и прочих культурностей. Я ни разу не был в музее Ван Гога, сто раз проходя мимо. Мне намного ближе оверские поля, чем эта коробка рядом с Райхсмузеем. NL - страна крестьян и бизнесменов (по моему чисто фланёрскому впечатлению). Но это страна с великой историей, которую голландцы сохранили намного лучше, чем «культурные» французы. И наверно это одна из причин, почему уже тридцать лет (с тех пор как открыли границы) меня туда тянет как никуда больше. Выходишь с вокзала CS - и какая-то непонятная радость. Уезжаешь - какая-то непонятная грусть. Hollandse Nieuwe, Kroket, Bitterballen, Lentebock, Oud Bruin, всё вроде с собой. Но нет. Стоишь и оглядываешься, как будто что-то забыл. Видимо, уезжая, всё равно что-то там оставляешь (себя???). Обмен на увозимые продукты?).
И уезжая, всегда говоришь себе, - мне просто нужно отвезти селёдку, пиво и крокеты. А потом я вернусь.

dam, london, nl

Previous post Next post
Up