Здравствуйте!Не перестаю благодарить всех участников и в особенности Эль за это безопасное и очень для меня полезное пространство.Я ни с такой частотой посещаю терапевта( хотя наверное было бы не плохо),как читаю этот журнал, мне очень важна регулярность статей,это как солнце каждый день надежная и стабильная опора.🙏Я не перестаю поражаться вашей стойкости и жизнелюбию, и высокой важности темы исцеления травмы.
Хотела обсудить тему поддержки себя и правил действий в экстренные моменты жизни.Мне попалась статья и она задела меня тем, что это вроде как простое руководство к действию в травматической ситуации и мне стало несколько тоскливо,что возможно знай я эти правила не попала бы в свою шоковую травму.Потом недавно ехала в автобусе и девушке стало плохо,она потеряла сознание,упала, пассажиры просто взвыли" А,человеку плохо!", автобус остановился и парень вынес ее на лавку у обочины, она пришла в себя,но держалась за сердце, водитель орал на весь автобус нужна ли скорая, пассажиры молча наблюдали эту картину,выглядывая из-за масок, я выскочила к парню на улицу,вынесла ковту девушки и предложила помощь и вызов скорой, парень отказался и вернувшись назад в автобус, я разрывалась между выйти и остаться, помочь или ехать дальше.Не понятно было они пара с девушкой или нет, что с ней и почему он спросил меня чья это ковта.Короче много мыслей( пришли позже,гораздо позже), а тогда это было все очень молнееносно.В результате скорую не стал водитель вызывать,а оставил пару на обочине, там уже сбежался народ,девушка пришла в себя и мы поехали дальше.И вот я оказалась не готова к своим реакциям ( переживаниям) и к реакции своего сына,он замер, я скорее интуитивно стала с ним разговаривать, объяснять, обняла его, говорила что произошло так как не могла вспомнить, что же делают в таких ситуациях и как себя вести и поступить.
Вот статья. Автор Avgusta Rivkin
Модель первой психологической помощи при чрезвычайной ситуации "Действие".
Если вы и ваши дети, слыша сирену или присутствуя при травматических событиях почувствовали сильный приступ страха, первые два дня критичны для оказания первой психологической помощи для предотвращения посттравматического стрессового расстройства.
Это международная модель, простая и короткая, которая помогает вернуть человека к функционированию в течение 1,5 минут. Ею может пользоваться любой человек, который находится рядом, без всяких дополнительных профессиональных знаний и навыков.
Модель основывается на четырех простых принципах экстренной интервенции во время травматической ситуации.
Итак, что нужно делать:
1. Установите контакт, который создаст у человека ощущение безопасности, даст ему почувствовать, что он не один. "Хаим, я здесь, с тобой, я никуда не уйду".
Во время травматического события человек чувствует себя одиноким и беспомощным и важно его вернуть к жизни через контакт. Если человек не отвечает, прикоснитесь к его плечу сильным нажатием, одновременно возьмите его за руку. Если человек глубоко погружен в свои переживания - сожмите его руку и попросите сжать ее в ответ. Через несколько пожатий - контакт будет установлен. Пострадавший будет с вами "на связи". Если человек лежит - поднимите его. В идеале - усадите.
2. Стимулируйте человека на активное действие.
[читать дальше]Нам кажется, что пострадавшего человека лучше не беспокоить, дать ему воды и отправить отдыхать. Не стоит этого делать!
Вместо этого нужно побудить его к активным действиям: помогать себе или другим, и дать ему простые инструкции.
Нужно, чтобы он действовал самостоятельно, помогал другим и превратился из жертвы в помощника. Это вернет ему ответственность и ощущение контроля. Например, если это был ребенок, который гулял с друзьями и после случившегося охвачен приступом страха: " Позвони всем, кто был с тобой и проследи, чтобы все позвонили сейчас домой и сообщили, что они в порядке".
3. Вопросы, наводящие на размышления. Канал общения с пострадавшим от тревоги должен быть ментальным (мыслительным), а не эмоциональным. Не поощряйте пострадавшего выражать свои чувства во время происшествия и сразу после него. Избегайте таких высказываний во время происшествия, как: "Это нормально, что ты боишься, волнуешься и плачешь". Что можно сказать: - "Посчитай, сколько тут находится людей и скажи мне". - "Где находится ближайшее убежище?" То есть нужно задавать вопросы, задействующие мышление, а не эмоции.
4. Объективное восстановление событий. Очень важно рассказать пострадавшему, что было до происшествия и что после него. И подчеркнуть, что происшествие закончилось.
После залпа выстрелов. Рекомендуется описать следующую цепь событий: "Вчера были сирены, ракета попала в дом/ или упала рядом. Уже всех освободили, все убрали, спасатели всем помогли. Происшествие закончилось. Сейчас уже все позади". После этого очень важно, чтобы пострадавший сам рассказал эту историю снова и снова. С самого начала, ещё до того, как все случилось, когда все ещё было хорошо и до конца - после того, как все закончилось и он вернулся домой. Ему будет трудно рассказывать начало и конец. Он будет рассказывать трагический момент снова и снова, и не сможет рассказать, что было до и после. И это уже ваша работа - помочь ему. Задавайте ему наводящие вопросы, чтобы помочь ему создать целостную историю. Не задавайте ему вопросы о том, как он себя чувствует!!! Только о том, что произошло, и как это случилось, по порядку происходящего.
Пример беседы по этой модели: Обратитесь уверенным голосом к пострадавшему: - Хаим, ты меня слышишь? (Убедитесь, что он с вами в контакте) Я с тобой и я никуда не уйду. Мне нужно, чтобы ты ответил мне на несколько вопросов. Это очень важно. Ты со мной? (Задавайте только технические вопросы, не эмоциональные) Когда ты пришел в это место, где были сирены? Где ты стоял? Когда точно это случилось? Где ты был до того, как это случилось? Что ты делал за десять минут до того, как это случилось? Так как это началось? Что случилось после этого? Где был твой друг в это время, ты его видел? Что делал твой друг? Что случилось после этого? Так, что случилось? Мне действительно важно это знать, что случилось после того, как ты услышал сирену и не нашел убежища? И после того, как ты закричал, что случилось? И после того, как тебе кто-то закричал войти/спуститься вниз, что случилось потом? А после этого? И затем? Как ты оттуда вышел? Что ты сделал, после того, как вышел? Как поехал обратно? Когда ты вернулся домой? Что ты сделал первым делом, когда вернулся домой?
То есть задавать только технические вопросы! Направляющие пострадавшего рассказать всю историю: несколько минут до того, как началось событие и после того, как оно завершилось.
После того, как человек закончил рассказывать историю под вашим руководством, просите его рассказывать эту историю снова, и снова, и снова, в течение следующих двух дней. Убедитесь, что он рассказал.
Как вы помогаете себе в таких неожиданно-травматических ситуациях?Мне бы хотелось создать для себя такую напоминалку как инструкцию к действию,поэтому буду благодарна если вы поделитесь своим опытом и знаниями и дополните или опроверните пункты действий.Или возможно вы пытались действовать согласно инструкции и как это было,какой результат.Что нужно было сделать мне для себя, для своего ребенка в той ситуации в автобусе,как действовать правильно,чтобы это не повышало стресс и не привело к ПТРС.Это если не считать того,что я эту ситуацию вынесу на терапию.Буду благодарна практическим советам, так как статей много или возможно мне лучше посетить курсы первой помощи?
Заранее благодарна за ваше внимание и время уделенное моему вопросу.
Комментаторы, отвечая анонимно, подписывайтесь каким-нибудь псевдонимом, чтобы в ветках с множественными анонимными комментариями собеседники видели, с кем они говорят. Авторы постов, отвечая анонимно, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.