О танатотерапии. Часть 2. Личный опыт.

Jul 29, 2019 14:06

Текст подготовила anichka в ответ на многочисленные вопросы об этом направлении.

Лет 8 назад я услышала о танатотерапии и сходила на базовый ознакомительный семинар к В. Баскакову. Мне семинар понравился, но идти учиться дальше мне тогда было не надо. Зато я отчаянно нуждалась в терапии и в этом же году попала к гештальтистке, которая год меня мурыжила, ни один запрос не решился, ситуация только усугубилась, факапов с ее стороны вагон и маленькая тележка, и вот, наконец, со скандалом я от нее ушла, и вспомнила про телеску.

Пошла на терапию к самому В. Баскакову, тогда к нему еще можно было свободно попасть. Пришла с запросом сильного хронического напряжения верхней части спины и шеи. Ходила на сессии раз в неделю, в общей сложности было где-то 8 или 9 сессий. Тогда я еще не понимала, что хорошая терапия - это долго, хотелось быстрого, почти мгновенного результата сразу и во всех областях, поэтому метод в должной мере я не оценила. Сейчас, перечитывая записи того времени, понимаю, что процесс шел.

Потом случился перерыв на 6 лет.

Два года назад, уже будучи четвертый год в терапии с хорошим, качественным терапевтом-аналитиком, я в терапии как-то незаметно скатилась в какую-то «яму», из которой долго не могла вылезти. Заключалась яма в том, что я очень быстро и довольно сильно истощалась физически от самых простых действий. Тогда я работала через день, т.е. 10 дней в месяц всего, выполняя не очень сложную
работу, каких-то семейных проблем тоже (мы с мужем вдвоем, детей нет), то есть никаких внешних причин так уматываться буквально на ровном месте я не видела. Я могла в свой выходной встать с утра, приготовить завтрак и уже от этого сильно устать и нуждаться в отдыхе. И так целый день. Этот период продолжался несколько месяцев, я постоянно жаловалась на это терапевту, причины не находились, я как
будто завязла в болоте.

Терапия застопорилась т.к. все уходило именно в обсуждение того как я устала. В какой-то момент терапевт начала мне мягко рекомендовать консультацию психиатра для подбора АД. Я очень сильно испугалась, хотя видела, что силы на исходе и ситуация не меняется. Даже несмотря на то, что я читала про сочетание терапии и АД хорошие отзывы, все равно мне тяжело было решиться. В своем терапевте я была полностью уверена. Долго раздумывала, прикидывала, в какой-то момент почему-то вспомнила про танатотерапию и решила: иду на нее, если в течение 2-3 месяцев не поможет, сдаюсь врачу.

Нашла специалиста, пришла к ней, и самое смешное, что заявила ту же проблему что и несколько лет назад: сильный спазм верхней части спины и шеи, но это я уже потом обнаружила. Про постоянное истощение уже даже не помню упоминала или нет.

После первой сессии спазм в спине ушел, но ненадолго, и еще всю неделю снились очень забористые, многослойные сны, чего до этого тоже не случалось. Сны, конечно, мне снились, но не с такой плотностью, не каждую ночь. Было впечатление, что поднялось много материала из бессознательного. К сожалению, я была в отпуске и мало что потом смогла из этого принести в терапию.

После следующих двух сессий происходили несколько деструктивные вещи: упала дома на ровном месте, больно ударилась рукой, а потом попала в дурацкую автоаварию - очень легкую, не я была виновата, но какую-то очень нелепую. Сложилось ощущение, что что-то происходит, какие-то перемены пошли, я как будто уже в новом, но пока мне сложно в нем освоиться, поэтому такие странные падения и авария. Дальше пару сессий очень спокойных, расслабленных, между ними никаких происшествий. Спокойные сессии - это значит, я расслабляюсь, получаю ресурс и хорошо себя чувствую физически и эмоционально.

В работе на моей основной, аналитической терапии мы выходим на тему дефицита: у меня это боль невероятная, я живу с этим ощущением, со страхом, что мне не хватит всего: денег, внимания, впечатлений, одежды, терапии, при этом ситуация внешне не соответствует страхам и я довольно защищена. Моя терапевт предположила, что неизвестно кормила ли мать меня грудью, хватало ли молока, возможно, это одна из основных моих травм. Да, еще одна моя однозначная мегатравма - я в 4 месяца попала в больницу,
где лежала в боксе совсем одна, короче, материнская депривация.

[читать дальше]И я тут же понимаю, что отсутствие молока и вообще достаточной еды для младенца, а еще и вот это одиночество, без понимания времени, когда придет мама - буквальная смерть для малыша, что есть тема танатотерапии. И вот на этом месте я обнаружила связку, сочетанную работу двух этих методов. Позже я обнаружила еще более раннюю травматическую ситуацию смерти - свое рождение с асфиксией от обмотанной вокруг шеи пуповины. Вроде по воспоминаниям матери я была синяя, то есть почти что умерла, только родившись.

Что касается зажимов в спине, то они стали уже периодическими, не постоянными, то есть, то нет, если возвращаются, то видоизменяются - в какой-то момент я стала чувствовать скрюченность на одну сторону. После одной из сессий замечаю, что похудела, хотя специально этим не занималась. Физическое истощение стало гораздо менее ощутимей, я записалась на занятия пилоном, хотя раньше мне любая
активность казалась ужасом.

На 9-й сессии возникают какие-то странные образы: то я раненая хищная птица, то морская водоросль. А через пару дне после сессии стало всплывать видение/фантазия: маленький ребенок, 3-4 года, плохо одетый в серую одежду, кажется пальто и шапочка (советская, вязаная, закрывающая ушки, но без завязок). Я не пойму где это все происходит, на улице, чуть ли не помойка, вокруг еще есть люди, какая-то компания. Я ребенку даю что-то вкусное, какой-то пирожок, он зажат и испуган, тело скрючено и перекорежено (что похоже на мою перекореженную спину в тот момент), он очень боится, но все-таки берет вкусность и на лице отражается радость, он рад что что-то случилось хорошее, бережно ест эту вкусность. Мне больно на это смотреть, очень жалко малыша, но почему-то я не могу ему ничем помочь, очень горько от этого.

Все это я несу в терапию и дальше тема дефицита внимания, любви, заботы в моем детстве развивается. Этот виденный малыш - я, и как я себя чувствовала тогда заброшенно и одиноко. Это становится для меня красочным образом Внутреннего Ребенка, с которым моя Взрослая часть может работать.

Потом снова пара спокойных сессий, я лежу, расслабляюсь, встаю отдохнувшая, ресурсная, ничего особенного не происходит. Ну или я просто не замечаю. В районе 13-й сессии. Замечаю периодически состояние, что внезапно затылок начинает гудеть как после удара, сотрясения. Очень странно, потому что нигде в настоящем не ударялась. Т-терапевт спрашивает, а как спина с шеей? Я понимаю, что уже давно про это не вспоминаю. Она предполагает, что скорей всего спина и шея - следствие этого удара (был он на самом деле или нет - неясно), и получается, что мы вышли на следующий уровень, проблема раскручивается дальше. Первый симптом был более очевидный: спина и шея, дальше - голова. Работаем, значит, теперь с ним.

И кстати, я еще похудела до веса, какого не было уже два года. В целом у меня нет и не было цели худеть, но колебания веса воспринимаю как индикатор происходящих в теле перемен.

Проходит еще 1-2 спокойных сессии.

На работе начинаются внезапные неприятные перемены (переходы) и меня это пугает, начинаются телесные симптомы: чувство удушения, сильного мышечного напряжения, то есть эти перемены подобны смерти. А перемены такие, что наш отдел переводят на обязательное пятидневное присутствие в офисе, хотя для моей работы оно необязательно. Для меня это буквальная ретравма: я дитя пятидневки, которую ненавидела всей душой, и в свое время устраивалась на эту работу именно из-за спокойного графика.

Примерно в это же время я первый раз в жизни путаю время своей аналитической терапии и не попадаю на сессию, опаздываю. Для понимания: день и час терапии закреплены давно, и я хожу уже не один год. Вообще терапия - это святое, и вокруг нее строится вся жизнь. Никогда, не по какой причине мне в голову не придет на нее забить ради каких-то других дел. Когда я обнаружила, что опоздала, и это какое-то невероятное для меня событие, я не могла понять, что произошло, как так получилось. Я ведь даже не работала в тот день и собиралась из дома к теру.

Потом на следующую сессию я пришла вовремя, но забыла деньги. Первый раз за 4 года терапии. Испытывала ужас от того, что я не управляю собой, тем, что со мной происходит.

Но замечаю, что затылок, который беспокоил несколько сессий назад, уже давно не болит. Связано эти события с потерей памяти или нет - не знаю.

Т-терапевт подтверждает, что это потеря избыточного контроля - одна из базовых проблем, с которой работают в танатотерапии, и внешние изменения на работе, которые меня ужасают, тоже косвенно об этом. Я не могу контролировать все события в своей жизни, в частности, смену руководства на идиотов. Можно попытаться (и так должно быть со временем) уходить от старых шаблонов, не возвращаться к старому, привычному, а попытаться побыть в этом новом и принять то, что есть что-то, что я контролировать не могу. Чем легче происходит это принятие, тем легче принимать любые перемены (смерть как переход).

Примерно в это же время я решаюсь сходить на один из семинаров к В. Баскакову, там поднимается куча материала и меня колбасит с месяц. Хорошо, что со мной два терапевта и все поднявшееся я могу им отнести. Несмотря на мощные переживания, месяц получился невероятно продуктивный в смысле психологической работы.

Я принимаю решение идти учиться в танатотерапию, потому что за полгода работы я увидела совершенно прекрасные результаты: хроническая усталость ушла, я уже про нее не помню, зажимы в спине и шее практически прошли, я получаю ресурс, поднимается много интересного, что можно нести в терапию, причем как правило поднятое очень актуально и созвучно тому, что обсуждается на терапии. Как будто была плоская картинка, а стала объемная. Тело стало ощущаться иначе - я чётче слышу его импульсы, начинаю доверять больше и это мне помогает.

На работе в это время совсем караул, я понимаю, что ничего уже не поменяется и повлиять я не в силах, оставаться не хочу, минусов дофига, плюсов никаких. Я начинаю лучше прикидывать свои ресурсы в этом деле и не готова разбрасываться ими, для меня это новый опыт и навык. Примерно в это же время понимаю, что надо получать и психологическое образование. Здесь надо отметить, что я грезила психфаком с юности, но родители были против категорически, тогда у меня не было сил настоять на своем и я пошла куда захотели они. Потом в терапии мне казалось, что я не смогу быть психологом, т.к. я глупа, неспособна, и профессия тяжелая - слушать других выматывающе, а тут мне открылось, что есть и такой вид психологической работы и помощи, и старой мечте был дан второй шанс.
Я подаю документы в вуз, увольняюсь с работы и отдыхаю. Удивительно что меня в решении поддерживает муж, в чем я тоже не была уверена. Через некоторое время обнаруживаю, что как же рада, что ушла, и что оказывается эта работа сжирала у меня кучу сил, несмотря на кажущуюся несложность.

Дальше немного сокращу повествование. Я продолжаю ходить на танато в режиме 2-3 раза в месяц, иногда пропускаю недели 3, но в целом регулярно. Если есть долгий пропуск, тело чувствует и «само просится». К сентябрю добрались до глубокого слоя травмы, похоже, что до уровня моих 4-х месяцев и

бокса, был непростой период, но и он отработан. Тема переходов тоже периодически всплывает, но как будто тоже каждый раз на более глубоком и сложном уровне.

Я учусь в институте, параллельно изучаю танатотерапию, получаю сертификат начинающего специалиста и начинаю потихонечку практиковать.

Что вообще поменялось? Помимо того, о чем уже выше написала, в целом, впечатление, что когда я была только в аналитической терапии я ехала на телеге, а когда добавила танатотерапию - смогла поехать на поезде или полететь самолетом. Не в смысле линейной скорости процесса, а в смысле технологий.

Внутренние опоры укрепились невероятно. Открылось другое видение себя, с телесной точки зрения, я стала лучше заботится о теле в разы. Всякие переходы, в том числе внутренние кризисы, впадание в травму даются легче, я стала переживать их по-другому. Ценность мгновения и маленьких простых радостей стала ощутимой. Знаете, люди в возрасте жалуются, что колбаса в детстве была вкуснее. Так вот, «колбаса как в детстве, трава зеленее», красок жизни и удовольствия от нее прибавилось. Хочется жить и много чего
успеть, планов громадье.


Продолжение в следующем посте.

статьи, танатотерапия, телесно-ориентированная терапия

Previous post Next post
Up