Делимся опытом

Sep 24, 2018 18:48


Как вы решаете для себя проблему (если сталкиваетесь) понимания того, что те эмоции которые можно выразить в безопасной обстановке кабинета не получится выразить за его пределами в опасном страшном мире. Ну да, мой терапевт прости говорить о своих чувствах к ней, особенно негативных, да, иногда у меня получается, но я прекрасно понимаю, что вот это ( Read more... )

работа с эмоциями, делимся опытом

Leave a comment

transurfer September 25 2018, 02:14:22 UTC
Я вижу так, исходя из своего опыта в терапии по работе с этой темой.

На терапии надо вываливать эмоции в сыром виде. Это нужно для близкого с ними знакомства. И для получения опыта их принятия - сначала терапевтом, а потом и самой собой (в этом главная цель).

Грамотный терапевт на сырые эмоции клиента реагирует, как это сделала бы Хорошая Мама. Она их видит, слышит, принимает их, контейнирует, помогает "ребенку" с эмоциями ближе познакомиться, научить их различать, а также научиться их безопасно выражать сообразно обстоятельствам.

В обычный мир в сыром виде эмоции выносить, во-первых, небезопасно (и психологически, и физически), а во-вторых, может закончиться ретравматизацией (когда их отвергнут значимые люди). По этой причине к тому, что делать с эмоциями находясь в обычном мире, надо подходить стратегически: смотреть, какие в каждой ситуации есть самые подходящие способы выражения этих эмоций.

Если в детстве функция эмоций - это сообщить маме о том, что с нами происходит, чтобы она приняла меры, то во взрослом возрасте функция эмоций во взрослом возрасте - это сообщить об этом нам. И дать нам энергию совершить действия - сделать хорошо, когда стало плохо, и сделать весело, когда стало грустно. Конечная цель эмоций - это обычно какое-то действие, включая запросы к другим людям начать/перестать что-то делать.

Если на терапии полезно вываливать все в сыром виде (как поперло изнутри - так и вываливать), то в обычном мире при возникновении эмоции надо сначала ее распознать, потом завершить ее волну и дождаться внутренней ясности по поводу следующих шагов. Это касается всех эмоции, по поводу выражений которых есть сомнения, будут ли они приняты в необработанном виде. В каких-то ситуациях это будет злость, а в каких-то - бурная радость.

Скажем, если возник приступ злости в отношении какого-то человека, стоит взять паузу, чтобы проработать эмоцию, после чего решить, что будет самым подходящим: поговорить с человеком спокойно, побыстрее уйти от него подальше или же ассертивно защитить свои границы. Очень важно сначала понять, действительно ли человек сделал что-то, что вызвало злость, или показалось, что он что-то сделал. Имел ли он ввиду то, что мы подумали, или не имел. Часто на волне травматического опыта травматик видит угрозу там, где ее нет. В этом еще одна причина, по которой в сыром виде и без паузы предъявлять свои сильные эмоции не стоит.

Далеко не все люди достаточно устойчивы и осознанны, чтобы встретить даже проработанные эмоции и адекватные просьбы прекратить/начать что-то делать. Не все люди вообще готовы хоть к какому-то диалогу. С этим ничего не поделать, кроме как прекратить отношения или увеличить дистанцию.

Reply

eleanor_eleanor September 28 2018, 19:08:10 UTC
Спасибо Вам за этот текст-
Это очеяь логичное и поянтяное обьяснснение функции эмоций
Вы так точно и компактно нашли слова

Reply

transurfer September 28 2018, 19:56:50 UTC
На здоровье :)

Reply

transurfer September 29 2018, 22:48:16 UTC
ТС

Reply

transurfer September 29 2018, 22:56:38 UTC
ТС
Да, сами эмоции очень классно описаны, про волну очень в точку, редко можно найти понятное описание такой абстрактной вещи.

Но вот этот пункт это прямо боль:
<< Скажем, если возник приступ злости в отношении какого-то человека, стоит взять паузу, чтобы проработать эмоцию, после чего решить, что будет самым подходящим: поговорить с человеком спокойно, побыстрее уйти от него подальше или же ассертивно защитить свои границы. Очень важно сначала понять, действительно ли человек сделал что-то, что вызвало злость, или показалось, что он что-то сделал. Имел ли он ввиду то, что мы подумали, или не имел. Часто на волне травматического опыта травматик видит угрозу там, где ее нет. В этом еще одна причина, по которой в сыром виде и без паузы предъявлять свои сильные эмоции не стоит.<<
Я вот пока все это переварю может пройти не один час, а то и день, моя эмоция будет уже неактуальна для меня самой. А мне всегда казалось, что эмоции вроде как нужны, чтобы мгновенно спонтанно реагировать на раздражитель.... Правда, что людии со здоровыми эмоциями способны этот пункт переварить за малое время?

Reply

transurfer September 30 2018, 03:21:59 UTC
Со временем срок переваривания сильно сокращается, если практиковаться.

Да, эмоции нужны для мгновенной реакции на раздражитель - они должны сообщать хозяину эмоций о его состоянии. Мгновенно переходить к действиям на волне эмоций оправданно только в случае физической угрозы - тогда да, думать некогда, надо убегать или драться.

Reply

transurfer January 23 2019, 06:56:22 UTC
Я вот в процессе работы поняла, что и с терапевтом мне не надо сразу свои эмоции вываливать. Я поначалу пыталась (начиталась книг и статей, что это полезно), но в итоге травмировалась. А ещё тело не давало часто это сделать, я долго не понимала, почему, пока не обнаружила страхи предъявлять эти чувства. Я эту часть себя вообще не видела и не знала, она только в телесных реакциях и проявлялась. И мне надо давать ей место и уважать её, ведь она меня защищает. Я её исследую, там много всего мне малознакомого. Она показывает, как часто и как сильно меня обижали, и что это может повториться снова, предупреждает. Вот это я уже переношу в обычную жизнь, потому что все так, как вы описали - мало кто готов к проявлению моих чувств. И я уже решаю, готова ли я к тому, что человек меня пошлет или ещё чего похуже. Вот это у меня, кстати, обида из обид пока - почему в ответ на свою агрессию, возникшую в результате насилия надо мной, я получаю ещё большее насилие? Обида на весь мир вообще. А в терапевте своём я пока не уверена. Были моменты, которые мне сильно не понравились, и теперь я не уверена, что в ответ на мои сырые чувства (обиды, злость) меня не травмируют. Но поменять терапевта пока нет сил, очень у меня там сложный клубок намешан. Поэтому если и буду это делать, то как на минном поле - буду выяснять её возможную реакцию и только потом говорить. Если реакция не устроит, то тут мне будет легче терапевта поменять, чем, если бы я это резко сделала.

Reply

transurfer January 23 2019, 14:08:58 UTC
Я согласна, что эмоции вываливать в сыром виде нужно только тогда, когда в терапевте есть уверенность.

Reply


Leave a comment

Up