Здравствуйте, Эль и участники сообщества,
Когда вы попали в ядро своей травмы, как вы находили путь в новую жизнь? Как вы помогали себе проходить это место и на что ориентировались в терапии после этой точки икс?
- Авторы постов, отвечая на комметарии, пожалуйста, обозначайте себя как топикстартера/автора вопроса.
- Прислать свою ситуацию для
( Read more... )
Не знаю как и сказать, дело в том что вообще понятия "ядра травмы" с позиции терапии травмы не существует.Возможно вас это огорчит, и многих читающих ЖЖ тоже.По Левину есть "ядро травматической реакции" или возбуждение сдержанное в травме, по другому не дореагированная энергия агрессии, когда, надо было убежать, уползти, закричать, стукнуть, позвать на помощь, человек сдержал реакцию внутри.И это был первичный случай.
Эта энергия заблокировалась в фасциальных тканях, а на уровне мозга возникла диссоциация как защита.
В травматерапии со слов моей пт. теперь бывшей, закрытие травмы происходит за счет наращивания воронки исцеления.Когда на всех трех уровнях сознания ментальном, эмоциональном и физическом все раненые части были найдены, переведены из Афектиктивной части психики( правого полушария) в условно выжившую часть( левое полушарие) , таким образом был подготовлен плацдарм для запуска подкорковых реакций.По простому была нарощена огромная внутренняя поддерживающая, устойчивая часть, клиент обучен поддержкам, опорам, выходу из диссоциации, медитациям, саморегуляции.Хорошо центрирован и устойчив, энергия агрессии застрявшая в травме отреагирована.Тогда происходит подготовка к конфронтации травмы.То есть клиента погружают в ситуацию опсности сходной с его травмирующей ситуацией и смотрят как он выдерживает возбуждение, присуще ситуации опасности.
Терапевт следит за реакциями, помогает.
Я описала сложно, на деле все словно схлапывается внутри и прошлое становиться больше не интересным, например моя травма не позволяла мне париться, заниматься спортом.Я хорошо помнила, что делала это когда-то, но при малейшем движении например качание пресса подскакивало АД, потому что энергия агрессии поднималась как сверх- возбуждение.
Но после конфронтации с травмой, я самостоятельно смогла справиться и начать ходить в парилку( а то я прям задыхалась), бывать в людных местах, и наконец заниматься спортом.
С хронической травмой было все посложнее, но суть не сильно изменилась.
Мне кажется, вы можете конечно не брать в расчет, то что я пишу,но то что вы спрашиваете( это очень мало, что бы понять что вы имеете ввиду) и поэтому это похоже на осознание глобальности ситуации травмы.Это просто невероятно, потрясающее событие.
В голове состояние жить не хочется и понимание того как это огромно.Но при поддержке пт.это преодолимо.
И то, что вас плющит это или пт.лажает или все движется слишком быстро.Не должно так колбасить, если только вы не завтра на терапию.Я помню даже идти не хотела первые сессии, так было хреново, но с каждой сессией пт.помогала разбирать завалы.Они были как после бомбежки, однако все преодолимо и можно заново отстроится.
На что ориентироваться: на будущее, видите его или нет, время как оно меняется вокруг вас, собственную ускоренность и устойчивость.
Внутренний диалог, и пространственные ощущения.
Так как подкорка отключенная при травме дает искажение - времени, пространства, речи, будущего.
А вообще хорошо бы прояснить с пт., что вы понимаете под ядром травмы и почему сейчас не очень.
Держитесь, не вся вы сейчас в этом задействована, большая часть вас живет нормальную жизнь, пишет, читает, размышляет.
Не принимайте главное сейчас каких-то важных решений.Позвольте себе побыть с этим состонием, понаблюдать его.
М.б.вам помогут хайки " у края безны я стою, в душе не шелохнется лепесток сомнений" или " травма это волна на поверхности океана" или " маяк и в бурю, и в штиль светит мне".
В любом случае примите мою теплую руку поддержки.
Reply
Я не ТС, но мне очень помогло то, что вы написали. Спасибо большое!
Я сейчас будто с другой стороны увидела свой процесс: я пытаюсь проскочить "наращивание воронки исцеления" и перейти сразу к конфронтации с травмой. Мне кажется, что именно конфронтация даст мне чувство освобождения и окончательно расставит все по своим местам в моей внутренней истории. Мое истинное я понимает, что пока не вполне готова (я едва справляюсь с переработкой в фоновом режиме поднимающегося материала), но есть часть, которая рвется в бой, и часть, которая хочет побыстрее проскочить неприятное. Ваши слова дали мне дополнительную опору в понимании, что именно происходит. Это очень ценно, еще раз спасибо!
Reply
Не торопитесь с травмой, сначало укреплять берега, потом пускать воду, главное чтобы в ретравму не свалиться.Иначе пропасть будет больше.Посмотрите книгу Ван Дер Харда "Призраки прошлого".
Reply
а в случае травмы оставления тоже? Там-то вся энергия пошла куда надо - на вопли и догоняния. Только это ни к чему не привело.
Reply
Поэтому пишут и говорят, что травма в теле.А диссоциация в голове.Диссоциация дает развал психики на двое( защищая ее), то есть дуальность.Как писал Ван Дер Хард в книге "Призраки прошлого"- две зоны, Афективную и условно выжившую.В теле проекция этих зон мышцы- антогонисты сгибатели и разгибатели.В голове( это тоже физика) нейроны - отключают подкорку и функционал передается лев.и прав.полушарию.Я так сейчас очень грубо обрисовала.
Потому что психика телесна.Эта недореагированная энергия агрессии, отключает часть мышц, в том числе вдоха-выдоха, глотания, сердцебиения.Это как затор в реке, и вода его обходит, но затор так и остается, пока его не убирешь.
Травма оставления.
Тут два варианта, если она не закрывается.
Либо это конечный эпизод, и сама травма началась гораздо раньше, например , меня оставила мать в 5-6 лет и улетела в санаторий, я все понимала, ревела, но страх, ужас того что меня оставил значимый человек оглушил из-за развития в это время эмоции гнева, а здерживала я ужас дыханием и пищеварением.Потому что зависимость у ребенка от значимого взрослого не заканчивается в 3 года, а длится ло 14 лет, полного сохревания.
Начальный эпизод моей травмы начался гораздо раньше в 1 годик и эту часть защищала моя пятилетняя вн.девочка.
Так то, нужен специалист, чтобы определить в моменте какие мышцы были перенапряжены: обычно они или сведены от перенапряжения или провисают, не работая.
Второй вариант, это не ваша травматическая ситуация, а взрослого, который был рядом, может вас удерживал и вы несете его чувства, а мышцы, так же не работают как и у него.
Травма деля психику на двое, образует вн.раненного ребенка и вн.взрослого( он же вн.родитель, он же вн.агрессор), все зависит от воспоминания и ситуации.Вн.ребенок-правое полушарие, вн.взрослый- левое.Где акцент травмы, та часть тела, управляемая лев.или прав.полушарием, задействовона, это примерно конечно.
То есть получается правая часть мозга-рептильная- управляет всем на уровне инстинктов, левая - "животный " мозг - на уровне рефлексов, переходящих в осознанное движение.И тут надо сказать, что развитие тела не линейно.Чем именно ваше тело сдержало удар и какой силы он был, то есть если мы возьмем волновое развитие, то удержание на месте, это очень мощная штука, она отключает ноги.Посмотрите мышцу голоса, она идет в тазу, соединяя ноги, таз и позвоночник.
Потом удерживающий взрослый, если он обыл, рассматривается как продолжение тела.Он часть взял на себя, но и часть отдал.
То что вы кричали и плакали, грандиозность события не уменьшает, травма это событие с чем психика не справилась, не смогла усвоить, охватить, переработать.
Reply
Когда говорят про ядро, чаще имеют ввиду более длительную ситуацию чем "неотреагированная ответная агрессия на один эпизод", и там обычно тонны душевной боли, страхов, одиночества, горя, безысходности и т.д. вместе смешанные. И базовых эмоций есть несколько: помимо злости еще горе, страх и еще что-то, как я помню.
Reply
Я ответила ТС из своего опыта.
Вы сейчас пытаетесь это оспорить?
Reply
Понятие "ядро травмы" я встречала только в этом сообществе (возможно Эль взяла из англоязычной литературы) и с удовольствием переняла. Почему бы не использовать то, что емко описывает и передает смысл?
Reply
Эта терапия не предполагает работы с телом, однако предполагает 4 фазную модель работы с травмой в разговорной терапии.
Но по мере развития науки, шли поиски других способов помощи травматикам, так как не все травмы возможно было закрыть методом Роджерса.
Ван Дер Хард, Левин, Ван Колк, Марчер пришли в терапию гораздо позже и углубили работу с травмой, присоединив к психической починке, работу с физикой.Что дало большую эффективность в работе с травмой, улучшив методы работы с травмой, уменьшив эмоциональное давление для клиентов. В чем я кого обесценила?ТС мало написала о себе, и спрашивала как вы проходили и на что ориентировались в работе с травмой.
ЧТО в том, что я поделилась опытом менее затратной и достаточно эффективной работы с травмой?
Если я лично вас задели мои слова, то это не со зла.Эль действительно много сделала и я люблю ее ЖЖ, но разве я оспариваю ее опыт?Или чей-то опыт, я написала выше, что могу разочаровать, да возможно это так.Однако какой смысл прятать голову в песок, когда люди годами мучаются с ПТСР, годами прорабатывают травму.Я сейчас не обесцениваю, я искренне сочувствую им.Почему не воспользоваться иными методиками и методами травматерапии современности?
Reply
К счастью, бывают отдельные травмы, где отрегировать одну эмоцию достаточно чтобы исцелиться (либо же человек на том этапе, когда травмы уже не слипнуты и разделены), и как после удачно вытащенной занозы здоровая ткань легко зарастет. Но часто (особенно там где человек выражается "попал в ядро"), травма очень многокомпонентная со смешением разных чувств и душевной боли. И при ретравме/прикосновении с травмой могут всплыть тонны горя и одиночества, ужас и хтонический страх. Реагировать импульсы полезно, но помимо этого еще много работы как: высвободить все остальное, заземлиться, отогреться, додать нехватившей поддержки и тепла, осознать что время поменялось и этих угроз/обстоятельств больше нет, обосноваться в чувстве безопасности, отрастить новые нейронные связи. Бывает не хватает контейнера чтобы прожить всплывшее. Например, я из-за травмы хуже дышала, диафрагма была вся зажатая, и не могла до конца прожить и отпустить страхи (что же говорить о тех, у кого астма и частые пневмонии?). При пророботке базовой травмы также много работала с дыхалкой - пробивала блоки, проживала те обиды, страхи и горе что там застряли, восполняла дефициты. Блок пробился, ранняя травма проработалась. Но это был не такой уж и быстрый процесс, несмотря на то что у меня обычно нет проблем с телесным отреагированием и проживанием.
Reply
Чем еще я могла бы вам помочь?
Reply
Reply
У меня в "ядре" помимо агрессии были еще и стыд, и страх, и экзистенциальный ужас. И одной работой с телом там не обошлось.
Я даже по своему опыту самобороны это вижу - возможность дать нападающему в репу или по яйцам со всей силы (я это делаю примерно раз в месяц уже пару лет) улучшает контакт со своим телом и ощущение его цельности. А также добавляет ощущение своей агентности на физическом уровне. То есть, частично это вопрос неотреагированных эмоций решает, где это касается агрессии. Со стыдом, экзистенциальным ужасом, а также со сформировавшимся представлением о себе это не помогает.
Кроме того, комплексная травма - это не единичный шоковый эпизод, до которого и после которого все было хорошо. Это много эпизодов из одной и той же серии, которые повторялись много лет, а потом во взрослом возрасте еще много раз воспроизводились. Такая жизнь влияет на мозг на структурном уровне, и даже не всегда это можно полностью починить. Что-то можно восстановить с помощью нейропластичности и регулярных мер по выращиванию новых нейронных связей и деактивации старых, что-то можно только с помощью фармы компенсировать. И это долгий и кропотливый процесс.
Даже домашние животные, с которыми жестоко обращались, не исцеляются только от того, что могут подраться и покусать нападающего. Помочь им восстановить доверие к людям и перестать жить в состоянии бей/беги можно только терпением и любовью на протяжении длительного времени.
Reply
Reply
Я еще думала сегодня - а как быть с травмой родительского предательства? Ну выразишь ты запрещенную агрессию физически. Как это починит твою разрушенную способность доверять, если вторая сторона ровным счетом ничего для этого сделать не хочет. Не тот случай, когда "отряхнулся и пошел с мыслью, что в мире есть еще много людей, которым можно доверять". Сколько бы их там ни было, ты их не найдешь, потому что не знаешь, как это вообще, когда можно доверять и делать это без страха. Доверие - это опыт, которого не случилось. Его нет во внутренней библиотеке, как у эскимоса нет понятия, что такое бананы, как они выглядят, где их искать и как их отличить от северного оленя. Он может всю жизнь тундру обшаривать в их поисках. Опыт доверия получить можно только на терапии, если с терапевтом повезет, и не за один сеанс, а за несколько лет, если терапевт с этим не облажается. Терапевта еще поди найди такого, когда понятия не имеешь, как ощущается доверие, как его распознать, да еще и при наличии анамнеза, где кроме предательства ничего не было.
Reply
Когда бросают маленького хрупкого ребенка, то мне кажется, чаще не до агрессии. Самое первое что он испытывает - страх о том как выживет в страшном мире, отчаяние, тоска и боль. У меня злость практически ни в одной травме ведущей не была. Ведущее - либо страх, либо печаль/горе, либо их сочетание. И прожив их, отреагировав и отогревшись, травма почти полностью закрывалась. А злость чаще всплывала на чуть более поздних этапах, чаще это постфактусная боль на тему "зачем все это нужно было?", "почему никто не заступился", определенная злость в сторону причинивших боль, наблюдавших и невмешавшихся, несделавших ничего чтобы спасти, мироустройства. Из тела выпускались импульсы и злость. Но это было не ключевое и не самое базовое.
Reply
Leave a comment