"ОНО-2". Андерс и Барбара Мускетти
"ОНО". Фото со съёмок
Возможно, продюсерам данного художественного произведения не стоило относить его к жанру ужасов, но не к арт-хаусу же отнести этот триллер? Месседж «Оно 2» - это дикая смесь «Враждебных Воронов» Лаури Брюстера и «Ворона» Алекса Пройаса, хотя Андрес Мускетти, вероятно, желал бы своим новым фильмом прояснить месседж предыдущего - фильма "Мама". "Враждебные Вороны" - это преодоление своих страхов и комплексов, а "Ворон" - это некая экзистенциальная победа, которой нас, как читателей и зрителей, лет сто уже не радует современное искусство. Да, это арт-хаус, который настолько «личностно вырос», что нашел в себе наглость вломиться к попкорновой публике и покорить её, хотя она до сих пор вяло сопротивляется в комментах на разных сайтах. И, пожалуй, это произведение является удачным примером синтеза массовой и элитарной культур, а потому фильм It Chapter Two - последнее прощание с нами ушедшей эпохи постмодернизма, ведь даже иронии и пастиша в данном произведении намного больше, чем в параллельно вышедшем джармушевском «Мертвые не умирают».
"Мёртвые не умирают". Джим Джармуш
Почему же прощание? Думаю, Стивен Кинг как мастер жесткого психоанализа и взросления через шокотерапию предвидит новую эпоху, в которой все наши непреодоленные страхи и комплексы будут материализоваться мгновенным образом, и потому… у нас не будет второго шанса. Так что примите этот фильм как руководство к действию.
ОНО-2"
Наверное, не раз и не два у создателей фильма опускались руки, и они были готовы отказаться от Правды - от правды паука, ножки которого сотканы, - как будто призрачными магическими черными мессами из твоих снов, - из человеческих черепов и криков боли. Они хотели бы убежать от Правды в надменной ухмылке домашнего насилия, которое ежедневно невидимой кровавой слизью заливает все ванные мира, даже если вы не увидите в них вскрытых вен, а запах скорби и адреналина тщательно скрывает назойливое телевидение или ароматотерапия острой агонии умирающих цветов, лепестками боли скрывших страницы смятого письма, или растоптавших надежду неотвратимыми похоронами души. А может быть, нервы создателей не выдерживали и явной аналогии с кровавыми пиршествами фашизма, неумолимой готикой христианских жертвоприношений, или духовными скрепами сталинизма, и будущими ядерными войнами?
"ОНО-2". Уход Стэнли
Создатели, наверное, много раз хотели отказаться и от клише фильмов про «мрачный страшный дом», которых на сегодняшний день более 500, и возможно, они ломали голову, как не повторить стереотип изображения детской дворовой компании, которая со времени Рэя Бредбери, Астрид Линдгрен и Владислава Крапивина («Что-то страшное грядёт», «Трое с площади Карронад», «Приключения Калле-сыщика») регулярно проявляется и в «Очень странных делах», и в «Тайном обществе Супилинна», и «В поисках сокровищ тамплиеров», не говоря уже о сериалах («Башня Познания», «Обитель Анубиса» или «Тайный Орден»)?
"ОНО"
И тогда создатели нашли интересный выход, ранее никем не применявшийся, который заключается вот в чем: человек взрослеет не тогда, когда ему исполняется 20-30-40, а когда он духовно трансформируется, перестаёт опираться на прошлый опыт и циклиться на травмах, когда он своим разумом преодолевает эти травмы, а значит, и возможные трагедии своего будущего.
"ОНО". Страх Беверли
Но мы каждый день видим «взрослых» подростков, которые застряли на уровне соперничества и амбициозной конкуренции, «взрослых» малышей из песочницы, которые застряли на рабском «послушании» старших и довольствуются своими зарплатами в 10 000, пальмовым маслом, одним каналом телевидения, дешёвой водкой, восхищаются «тачками», кругосветными путешествиями, разгульной жизнью и безумными тратами «старших», беспощадно критикуя на форумах всех, кто против этих «духовных скреп».
"ОНО-2"
ОНО" (и Беверли)
И тогда создатели взяли собирательный образ «детей», начиная с 12-13 лет и заканчивая 50, и провели их, как это всегда и делал Стивен Кинг, через личный «побег из Шоушенка» или «от Джеральда», который до Кинга назывался «побегом из смирительной рубашки» Джека Лондона, или «Полночным Экспрессом» Алана Паркера.
"ОНО" & "ОНО-2"
За короткий экранный путь «Клуб Неудачников» проходит духовный рост, в конце которого Билл, Беверли, Майк, Ричи, Эдди, Бен, отказавшись от старого, начинают свою новую жизнь просто и скромно, бросив как шикарные дома, ложное «общество», так и свои иллюзии. Они не вернутся больше к избивающему мужу или задерживающей их развитие на уровне младенца жене, они не постесняются своей истинной любви, даже если раньше самый лучший парень на свете, который мог пробудить тебя поцелуем к жизни, - единственную из тысяч невыживших в подвалах всех клоунов мира, - был толстым, а ведь тебе было так важно мнение и насильника-отца, и школьных абьюзеров… не лги себе, оно значило для тебя больше, чем твой Свет, который единственный знал правду, и больше чем твоя жизнь, больше, чем всё, имеющее истинное значение именно для тебя, ведь ты не верила в них, потому что все «нормальные» ребята продолжали жить, внутри ничем не отличаясь от «отцов», от насильников, от «скреп» миллионов невыросших людей, тогда как вы «по ошибке» и «незаслуженно» оказались на «другой» стороне, будучи, возможно, её и недостойными. Вам пришлось биться за себя почти всю жизнь, и мало кто выжил на этой войне.
"ОНО-2"
Стэнли, как истинный иудей, совершил жертвоприношение Яхве-Иегове: залив ванную кровью, он прошел через «почитание» Бога и старших до конца, ведь в Трех религиях почитание великого безликого ОНО и родителей поставлено давно на незыблемую почву. «Почитай своего Бога, кем бы он ни был, что бы он ни делал, и все Силы и тайных духов его. Почитай отца и мать, их прошлое, настоящее, будущее, почитай их грехи и их демонов как ангелов, почитай их страх и их зло, и заставь своих ангелов служить демонам их, а демонические ипостаси почитай выше своего мелкого разумения и служи им», - так или иначе гласят все мировые религии. Мы знаем, как именно это привело и к расцвету Инквизиции у христиан, и к самоубийству иудеев во Вторую мировую войну, и именно это стоит в основе всех террористических атак сегодня. В этом контексте саморазрушение Стэнли - уже не намек, - Кинг говорит с нами прямо, без иносказания, потому что может быть слишком поздно. Это и есть Месседж Номер Два.
"ОНО". Стэнли
Так не почитай больше ОНО! Преодолей самоуничижение и депрессию, не служи демонам, даже если они живут в твоих любимых родителях или любимом человеке. Не почитай ложные ценности богатства, кровавых войн и не служи жестокости в любой ее форме, в том числе не слушай свой постоянно обличающий тебя внутренний голос, - задумайся, он вовсе не полон смирения, он полон высокомерной надменности и пренебрежения к самой сущности Жизни на Земле. И он смешон: ведь он… всего лишь жалкий клоун.