Рецензия на фильм "ОНО-2" или исцеление внутреннего ребенка

Nov 09, 2019 12:55




"ОНО-2". Андерс и Барбара Мускетти




"ОНО". Фото со съёмок

Возможно,  продюсерам данного художественного произведения не стоило относить его к  жанру ужасов, но не к арт-хаусу же отнести этот триллер? Месседж «Оно  2» - это дикая смесь «Враждебных Воронов» Лаури Брюстера и «Ворона»  Алекса Пройаса, хотя  Андрес Мускетти, вероятно, желал бы своим новым  фильмом прояснить месседж предыдущего - фильма "Мама".  "Враждебные  Вороны" - это преодоление своих страхов и комплексов, а "Ворон"  - это  некая экзистенциальная победа, которой нас, как читателей и зрителей,  лет сто уже не радует современное искусство. Да, это арт-хаус, который  настолько «личностно вырос», что нашел в себе наглость вломиться к  попкорновой публике и покорить её, хотя она до сих пор вяло  сопротивляется в комментах на разных сайтах. И, пожалуй, это  произведение является удачным примером синтеза массовой и элитарной  культур, а потому фильм It Chapter Two - последнее прощание с нами  ушедшей эпохи постмодернизма, ведь даже иронии и пастиша в данном  произведении намного больше, чем в параллельно вышедшем джармушевском  «Мертвые не умирают».



"Мёртвые не умирают". Джим Джармуш
Почему  же прощание? Думаю, Стивен Кинг как мастер жесткого психоанализа и  взросления через шокотерапию предвидит новую эпоху, в которой все наши  непреодоленные страхи и комплексы будут материализоваться мгновенным  образом, и потому… у нас не будет второго шанса. Так что примите этот  фильм как руководство к действию.

ОНО-2"
Наверное,  не раз и не два у создателей фильма опускались руки, и они были готовы  отказаться от Правды - от правды паука, ножки которого сотканы, - как  будто призрачными магическими черными мессами из твоих снов, - из  человеческих черепов и криков боли. Они хотели бы убежать от Правды в  надменной ухмылке домашнего насилия, которое ежедневно невидимой  кровавой слизью заливает все ванные мира, даже если вы не увидите в них  вскрытых вен, а запах скорби и адреналина тщательно скрывает назойливое  телевидение или ароматотерапия острой агонии умирающих цветов,  лепестками боли скрывших страницы смятого письма, или растоптавших  надежду неотвратимыми похоронами души. А может быть, нервы создателей не  выдерживали и явной аналогии с кровавыми пиршествами фашизма,  неумолимой готикой христианских жертвоприношений, или духовными скрепами  сталинизма, и будущими ядерными войнами?



"ОНО-2". Уход Стэнли

Создатели,  наверное, много раз хотели отказаться и от клише фильмов про «мрачный  страшный дом», которых на сегодняшний день более 500, и возможно, они  ломали голову, как не повторить стереотип изображения детской дворовой  компании, которая со времени Рэя Бредбери, Астрид Линдгрен и Владислава  Крапивина («Что-то страшное грядёт», «Трое с площади Карронад»,  «Приключения Калле-сыщика») регулярно проявляется и в «Очень странных  делах», и в «Тайном обществе Супилинна», и «В поисках сокровищ  тамплиеров», не говоря уже о сериалах («Башня Познания», «Обитель  Анубиса» или «Тайный Орден»)?



"ОНО"
И  тогда создатели нашли интересный выход, ранее никем не применявшийся,  который заключается вот в чем: человек взрослеет не тогда, когда ему  исполняется 20-30-40, а когда он духовно трансформируется, перестаёт  опираться на прошлый опыт и циклиться на травмах, когда он своим разумом  преодолевает эти травмы, а значит, и возможные трагедии своего  будущего.



"ОНО". Страх Беверли

Но  мы каждый день видим «взрослых» подростков, которые застряли на уровне  соперничества и амбициозной конкуренции, «взрослых» малышей из  песочницы, которые застряли на рабском «послушании» старших и  довольствуются своими зарплатами в 10 000, пальмовым маслом, одним  каналом телевидения, дешёвой водкой, восхищаются «тачками»,  кругосветными путешествиями, разгульной жизнью и безумными тратами  «старших», беспощадно критикуя на форумах всех, кто против этих  «духовных скреп».



"ОНО-2"


ОНО" (и Беверли)
И  тогда создатели взяли собирательный образ «детей», начиная с 12-13 лет и  заканчивая 50, и провели их, как это всегда и делал Стивен Кинг, через  личный «побег из Шоушенка» или «от Джеральда», который до Кинга  назывался «побегом из смирительной рубашки» Джека Лондона, или  «Полночным Экспрессом» Алана Паркера.



"ОНО" & "ОНО-2"

За  короткий экранный путь «Клуб Неудачников» проходит духовный рост, в  конце которого Билл, Беверли, Майк, Ричи, Эдди, Бен, отказавшись от  старого, начинают свою новую жизнь просто и скромно, бросив как шикарные  дома, ложное «общество», так и свои иллюзии. Они не вернутся больше к  избивающему мужу или задерживающей их развитие на уровне младенца жене,  они не постесняются своей истинной любви, даже если раньше самый лучший  парень на свете, который мог пробудить тебя поцелуем к жизни, -  единственную из тысяч невыживших в подвалах всех клоунов мира, - был  толстым, а ведь тебе было так важно мнение и насильника-отца, и школьных  абьюзеров… не лги себе, оно значило для тебя больше, чем твой Свет,  который единственный знал правду, и больше чем твоя жизнь, больше, чем  всё, имеющее истинное значение именно для тебя, ведь ты не верила в них,  потому что все «нормальные» ребята продолжали жить, внутри ничем не  отличаясь от «отцов», от насильников, от «скреп» миллионов невыросших  людей, тогда как вы «по ошибке» и «незаслуженно» оказались на «другой»  стороне, будучи, возможно, её и недостойными. Вам пришлось биться за  себя почти всю жизнь, и мало кто выжил на этой войне.



"ОНО-2"

Стэнли,  как истинный иудей, совершил жертвоприношение Яхве-Иегове: залив ванную  кровью, он прошел через «почитание» Бога и старших до конца, ведь в  Трех религиях почитание великого безликого ОНО и родителей поставлено  давно на незыблемую почву. «Почитай своего Бога, кем бы он ни был, что  бы он ни делал, и все Силы и тайных духов его. Почитай отца и мать, их  прошлое, настоящее, будущее, почитай их грехи и их демонов как ангелов,  почитай их страх и их зло, и заставь своих ангелов служить демонам их, а  демонические ипостаси почитай выше своего мелкого разумения и служи  им», - так или иначе гласят все мировые религии. Мы знаем, как именно  это привело и к расцвету Инквизиции у христиан, и к самоубийству иудеев  во Вторую мировую войну, и именно это стоит в основе всех  террористических атак сегодня. В этом контексте саморазрушение Стэнли -  уже не намек, - Кинг говорит с нами прямо, без иносказания, потому что  может быть слишком поздно. Это и есть Месседж Номер Два.



"ОНО". Стэнли

Так  не почитай больше ОНО! Преодолей самоуничижение и депрессию, не служи  демонам, даже если они живут в твоих любимых родителях или любимом  человеке. Не почитай ложные ценности богатства, кровавых войн и не служи  жестокости в любой ее форме, в том числе не слушай свой постоянно  обличающий тебя внутренний голос, - задумайся, он вовсе не полон  смирения, он полон высокомерной надменности и пренебрежения к самой  сущности Жизни на Земле. И он смешон: ведь он… всего лишь жалкий клоун.
Previous post Next post
Up