Оригинал взят у
heaven_spire в
Тёмная Башня. Я целюсь Глазом, но стреляю Сердцем Рецензия на фильм и книгу Стивена Кинга "Тёмная Башня"
Если ты медитируешь и к тебе
пришёл дьявол - медитируй вместе с ним
Алехандро Ходоровски
Мы подходим к Царству Тёмной Башни, - Квинтэссенции всего сущего, Духу Вселенской Интеграции.
Это - Коллективный разум общепланетарной человеческой семьи.
Как соединить сознания людей в единую нейронную сеть? Люди различны в опыте, в переживаемых одномоментно мгновениях, а потому различны и в излучаемых мозгом волнах.
Потому одно и то же переживание, например, триумф от математического открытия, катарсис от преодоления себя, счастливая любовь или радость от создания великолепного произведения искусства, - можно графически изобразить как размытое фото, где как будто один и тот же человек произвёл в единицу времени какое-то определённое число движений, с той только разницей, что это будет моментальное BIG DATA's фото мозговых волн всех выдающихся людей планеты, - ведь все эти душевные состояния, составляющие эволюцию нашей расы, - присущи огромному количеству людей. Такие фото будет начисто лишены повторов, обрывков и неясных, "сырых мыслей", - программа выдаст вам истинное Ноосферное величие Цивилизации в её квинтэссенции.
Это и есть Тёмная Башня.
И она в опасности.
Существует некое Министерство Ноосферы, которое пытается добраться до Башни и до всех ключевых разумов человечества, - настоящего, прошлого, и будущего, - чтобы управлять ими в своих целях, которые противоречат Эволюции Вселенского Духа. Это Министерство похищает самых талантливых людей, заставляя их работать на себя, и мы должны противостоять этому.
Тёмная Башня будет построена через несколько столетий и в нашем, ключевом мире. Но миры и времена, измерения и пространства взаимопроникновенны, переплетены, синергетично объединены в сущность сущностей и смысл смысла не только "сегодня", но и "вчера", и "завтра".
С этой точки зрения Башня была и будет всегда.
Сегодня наш мир дошёл до своего экстремума, его равновесие держится на точке бифуркации, оно хрупко, нарушение его может привести с гибели Башни на уровне концепций, а значит, к катастрофе в том мире, где она наиболее сегодня проявлена. Где тысячи лет Семья Стрелков, - Истинные Аристократы Духа, - защищают её от всех Министерств, пытающихся овладеть Ноосферой, и последний из них Роланд Дискейн.
Это знали Стивен Кинг, Филип Дик, Джефф Нун и Уильям Гибсон.
И… ряд персонажей, описанных Кингом в цикле «Тёмной Башни», в «Чёрном Доме» и «Талисмане» - Сюзанна, Эдди, Джек Сойер, Тайлер и Джуди Маршалл и Джейк Чемберс (Том Тейлор), которому и посвящён фильм противоречивого режиссёра Николая Арселя, - его «Девушка с татуировкой дракона» представляется интересной, а сериал «Миллениум» - странно невкусным. Все персонажи саги объединены пассионарностью: Сюзанна - активист Революции Хиппи и Студентов в 1968, Эдди - открыл своё сознание наркотиками и вышел за пределы «Матрицы» ещё в 1980-х, Джейк же…
Вы его уже знаете, - он живёт в каждом из нас. Вам не нужны хиппи и наркотики, не нужны дионисийские экстазы или аскетизм первых святых, чтобы испытать это величие Духа, доступное вам с рождения.
Именно Джейку Чемберсу как типу человека, наиболее востребованному сегодня для стабилизации Башни, - и посвящён фильм "Тёмная Башня", наделавший ещё до своего выхода столько шума.
Почему образ Башни подарила нам Америка? Не Готическая Европа и не эзотерическая Россия, где так узнаваемы эти герои, - и среди Долин "Талисмана", подобных Долинам Замков Луары (ведь не просто так одна из королевских ветвей Франции носит имя Валуа, что и означает "Долины"), и на Альпийских просторах, и среди Алтайских и сибирских поселений, или в дурманящих декадансом и отнимающим смысл жизни Москве, Петербурге, Лондоне и Париже?
Стивен Кинг передал состояние американского Высокого Одиночества, - этой классической атмосферы Нового Света, - и его патриархальное благочестие, выраженное пером и Уиттьера, и Гринлифа, и Эмерсона, и внешняя свобода юмористов Марка Твена и Джеймса Лоуэлла, и чистота Эмили Дикинсон, - разжались, как пружина, через дионисийство Эдгара По и Уолта Уитмена, и сломались, разрушив иллюзии Эдема. Но осколки колониальности навеки застряли в невинности начальной конструкции, превратившись в новых Американских Богов своим причудливом сплавом, - Хайнлайна, Бредбери, Гибсона и Кинга. Потому и «Сердца в Атлантиде», и «Что-то страшное грядёт» и высоки, и низки одновременно: они как первичный нераспробованный ещё человечеством бульон Бытия.
И они продолжают будоражить наши души чем-то Невысказанным, но непостижимо изведанным нами до дна. Мы можем только тосковать об этом, бесконечно смотря вдаль кораблям, уносящимся в Новый Свет на алых или голубых парусах, потому что и русской душе ведомо та же самая тоска Несбывшегося.
Американское пронзительное кино сегодня цитирует их меланхоличную мистичность, иногда лишь одной атмосферностью, - от «Монти Уолша» и Там, где течет река" до «Дневника Памяти», от «Мой Личный штат Айдахо» до «В диких условиях», от «Соединенных Штатов Лиланда» до «Донни Дарко». И от «Сумерек» до «Дневников Вампира» (особенно прекрасно это изображено в «Древних», - атмосфера Нового Орлеана в спин-оффе может соперничать разве только с Новым Орлеаном «Загадочной истории Бенджамена Баттона» по Фитцжеральду) и от «Американских Богов» по Нилу Гейману, где их нет, ведь они затаились на пляжах и в страшных аттракционах заброшенных парков Бредбери, в безысходной рыбалке Бротигана, и поражающих строках Уитмена и Ферлингетти, а чуть позже - в отчаянном трансгуманизме "Джессики Джонс" или "Сорвиголовы", ив "апрельском колдовстве" "Трассы 60". Они пришли в "Миле Лунного Света", "Городе Ангелов" и "Любви сквозь Время", в The Five People You Meet in Heaven, и проявляют себя и в блокбастерах, как "Киднеп", или "Мад", - и мы восхищаемся ими, ведь они совершенны.
Мы бродили с ними, как герои "В стране женщин" по осенним опавшим листьям в красивейших предместьях Нью-Йорка и Чикаго, мы слушали странные "Колокольчики" Майкла Олдфилда и вдыхали аромат невиданных роз...
И однажды мы и увидели Тёмную Башню, и она показала нам, как и душа человека, и душа невероятных американских пейзажей соединены в алхимическом браке, - экспрессионистскими мазками впавшего в ступор перед всем этим Величием Стивена Кинга.
Фильм Николая Арселя "Тёмная Башня" на протяжении всего своего действия демонстрирует нам, что режиссер будто бы не может выбросить из головы Донни Дарко, - героя, пусть и не Кинга, но истинно кинговского, и кто, пожалуй, ближе нам, чем Джек Сойер в "Талисмане" или Тайлер Маршалл в "Чёрном Доме", и впадает в растерянное цитирование "культурного кода", строя образ Джейка на их чертах, цитируя рисунки и Тайлера Маршалла, и Патрика Дэивилла из "Бессоницы", которые и рисовали и Стрелка, и Алого Короля, и Башню, пока его мать Джуди Маршалл говорила с Долинами и не предала его.
Джейк в книге - это типичный представитель Аутсайдера-Индиго и первая ласточка 1970-х. Именно с него начнётся долгий Путь Новых Стрелков 2020-х годов, в новом мире стабилизаторов Тёмной Башни. Их мрачная атмосфера нашла своё отражение в наиболее исчерпывающих ту эпоху текстах Jethro Tull и King Crimson.
Click to view
Вспомните "Забриски Пойнт", - пустыня, куда направляется Дария в поисках Учителя Джимми, и мальчик с длинными волосами, играющий на струнах сломанного рояля неземную музыку, будто бы из тех самых Долин, которая поражает, как и его взгляд, до глубины души. Быть может, это и был Джейк Чемберс?..
Click to view
Стругацкие в «Гадких Лебедях» предвидели появление этого типа людей, кого мы зовём Индиго с лёгкой руки последователя Крайона Ли Кэррола.
Стрелок Роланд передаёт Джейку свои револьверы и свой опыт. Он вовсе не должен быть белым или ковбоем, - он должен быть человеком сказочной экзотической расы-охранников Башни иного мира, но строить её будет Ковбой 2017-х, - Джейк, молодой, пытливый и смелый, как Чайка Джонатан Ливингстон. Другими словами, строить Башню ещё предстоит всем нам.
Не ругайте этот фильм, - Стрелок в романах Стивена Кинга прошёл свой путь к Башне не совсем верно, вспомните, - ведь он был отброшен в пустыню, в начало Пути. Почему? Башня дала понять, какой герой ей нужен. Гадкий Лебедь или Индиго, мальчик или девочка - аутсайдер в школе, добрый и духовный, красивый, но не беззащитный, человек с врождённым и чувством морали, и чувством красоты, не «белая ворона», а "райская птица среди воронья". Джейк с лёгкостью нажмёт на курок, если потребуется, и в конце он не случайно становится Стрелком. Стрелок целится глазом, а убивает сердцем. Берегите своё сердце, Стрелки! Анахата - это не слабость, это сила.
Вас будут останавливать демоны из «Домов», как пытался остановить Джейка прОклятый дом из Бруклина, - этих бесконечных домов из «Антихриста», - и бессильных матерей, которые не смогут вам помочь, как не смогла помочь мать Джейку (Кэтрин Уинник), в очередной потерпев, как бы в "прежней жизни", будучи женой погибшего Ника Бреди в "Свободном радио Альбемута", и демоны, как Тирана - уже в самой "Тёмной Башне" (Эбби Ли), чуть ранее сожравшая глаз девушки в «Неоновом Демоне».
Но помните, "если вы бросили вызов Злу, значит, вы назначили ему встречу". И вы сможете противостоять этим бесконечным «Оно», в чьём бы облике они вам ни являлись, - и когда они будут пытаться остановить вас, или заставить работать на них, - медитируйте вместе с ними, ведь у вас есть эта Сила, разбавляйте, абсорбируйте это зло, выплёвывайте его и идите дальше к сотворению Красоты на пересечении всех Миров и Измерений, имя которой Тёмная Башня, Нексус, Квинтэссенция всего лучшего в душе и сознании Человечества.
... Солнце уже взошло и мир сверкал, будто переделанный заново. Миров бывает столько же, сколько обликов у дня, и как у опала сегодня совсем другой цвет и другой огонёк, чем вчера, ибо день дню рознь, так меняюсь и я.
Джон Стейнбек
"Путешествие с Чарли в поисках Америки"