ВОРОН-ЁЖ

Mar 24, 2010 17:21


…Где больше неба мне - там я бродить готов,
И ясная тоска меня не отпускает
От молодых еще воронежских холмов
К всечеловеческим, яснеющим в Тоскане.
Осип Мандельштам
18 января 1937.
Из воронежских тетрадей.

«… Ты нашего царя видал? Да, он быка кулаком убьет ! Ты беги, беги, мил-ай! Што сидишь? Беги-и-и!
Эх, не наша жил-ааа!»
Андрей Платонов. «Епифанские шлюзы».
По памяти.




И вот, мы наконец, заехали в город этот давний, наслышаны о нём немало, славный славою Петра- флотостройца ,европеизатора, казнелюбца, первого императора всероссийска !
Славный храмами обновлёнными, черноземами окрестными
разбомбленный перебомбленный переломанный уже дальней войной; перестроенный с переименованными туда и назад большевиками и контр-большевиками, улицами, то дворянскими, введенскими, то революции - одной и второй, и конечно же -Освобождения труда -а -а -а -а! - улицей.
Славен ледяными сейчас пространствами воронежского моря, новыми высотными микрорайонами «Заморья».
И старым и сталинским ампирами , модерном и эклектикой центра.
Вор - Ворон- Ёж, ведь и Стенька Разин, рабзойный казак из этих мест! - Теперь уже город ракетно -комический университитский , много -институтский, со студентами разных стран, хотя при том увы, и со скинхедами !
Город военно- заводский город нарядных храмов новоделов и обленнелых кривотротуарных улиц - без единого дворника!
Город базаров с розовейшей пахучей ветчиной , творогами сметанами, каких нет в Москве - от пластов черноземов здешних и с выросших на этом черноземе красотками. .
И, наконец, город самых громких творцов слова, философии ,музыки, родившихся или живших тут, творивших, страдавших
От безнадежности и непонимания и убегавших отсюда…
…Кольцов, Никитин, Иван Бунин,Андрей Платонов, Осип Мандельштам , Евгений Замятин, Жигулин, пронзительный философ Георгий Федотов, Мстислав Растропович, и множество, множество других - целый цветник талантов!
А что это я пишу советским спамом? Таланты? Цветики?
Да, звери из бездны! Ангелы и юроды, эгоисты до мозга кости, мучающиеся сами и мучающие близких, моралисты и циники , сочувственники и ненавистники всего !... Навеватели «снов золотых» и страха … Но- сотрясатели трясины мира - двигатели Бытия.


И Воронеж город ново-мучеников российских - монахов и пастырей церквей и монастырей местных, погибших в «совке»
Вспоминается горькая шутка Владимира Голобородько д сатирика из Киева, жившего в 90-х в Москве:

«Эту землю надо любить - в ней зарыто столько талантов!»

*
.. А как мы попали в городок сей?
- Да, к знакомой профессорше отставной приехали,
Познакомившись с ней когда-то все в том же Коктебеле.
Она - знаток литературы русской и германской - пострадала, как и многие интеллигенты в 70-х - за Солженицына: давала студентам читать его Гулаг, за какое действо последовал чей-то «стук» в КГБ и выгнали бедную с кафедры университетской на «вольные хлеба» -скитаться с лекциями, за копейки, по городкам и весям губернии Воронежскиой на перекладных, многие лета …

.. И вот она, уже на скудной провинциальной пенсии живёт одиноко и неустроенно, со своим, хромым от наезда колеса машинного котом , на заваленной февральским льдом улочке , среди старых ободранных и новых, пластико- оконных кубатурных домов рядом с улицей известного « борца за народное дело»- террориста Желябова и водит нас, медленно пробираясь среди льдов и кривых тротуаров, по родному городу своему, показывая музеи и гимназии, бывшие управы и памятники , радуясь нашему цепкому всматриванию в город.



« - Нет, ребята все не так ! Все не так, ребята-а !»
«А параноики рисуют нолики а шизофреники вяжут вении-кии !»- всплывают в памяти знакомые строчки: посреди сугробов февральских сидит верхом на стуле с гитарой в руке в серебристо-дюралевый в джинсах Владимир Высоцкий , по - народному голый по пояс, как бы на какой нибудь замурзанной кухне или в дворе, среди друзей ,выпил стакан и улыбается… потому что может быть , что сидит он
. все же не на кухне, а на бульваре КарлаМаркса. …
«-Твои безвинно павшие Мои безвинно севшие-е!» « «Коридоры кончаюся стенкой, а тоннели выводят на свеет!» Ну а тех, кто слишком боек привязали к спинкам кое-е-ек!»





Он бывал здесь и был любим в Воронеже- городке!
его слова и ударные ритмы крутятся в голове . и вновь, увы, актуальны в нашей Раше…
Идём по бульвару Карла Маркса, тоже, ввиду кризиса , опять входящего в моду!
!Навстречу покачиваясь и стройнясь шагают по льдам юные, в обтяжку, воронежки, не с голыми,слава те Господи, пупками -еще февраль, еше холодно !
Медленно движется в хорошей дубленке почтенный немного печальный дед, с профессорской или купеческой? бородой …
Видим- справа от бульвара учебное заведение с надписью на фронтоне : гимназия им.Басова. А ведь этот, один из открывателей лазера - тоже здешний яйцеголовый!
А вот и фигура из серого диорита в кресле на постаменте- поэт Иван Никитин в глубокой думе о жизни, о родной земле разночинного русского интеллигента - в конце бульвара « Карлы Марлы»

Не пой о счастии, певец, не утешай
Себя забавою ничтожной
Пусть это счастие невозмутимый рай,
Оно в наш век лишь призрак ложный …

-Как бы звучит из диоритовых губ его его давний голос-

И многое прочтёт внимательный твой взор
В страницах ежедневной жизни
И этот ли слепой, общественный позор
Оставишь ты без укоризны?..

И не проснется вмиг в тебе свободный дух
Глубокого негодованья ?
И ты ,земной пророк и и правды смелый друг
Не вспомнишь своего призванья!...

Иван Савич Никитин - воронежец,поэт.

Но какой же это век ? 19-й российский или 21 -й российски же?...


*
Идем по центральной Дворянской, она же еще и прешпект Ррреволюции, по коей несется орда забрызганных весенней грязью машин, с толпами бегущих вдоль тротуаров горожан, приезжих и офицеров, пригнали их, сказано ,доучиваться и переучиваться на нужные на гражданке специальности, а заодно и женить их на крепких воронежках для
исправления демографии рассейской !
И что же это за страна такая! ? Революция-контрреволюция: Рев-Контра- Рев-Контра-Рев-Контра? А жить когда-а?- застонет бедный обыватель!...
Попадается,однако,недобитый модерн, начала ХХ века.


Классицизм, сталинский ампир, эклектика 19 века ,
Но то там, то тут торчат современные стекло- кубатуры надо льдом , сугробами и старыми домишками. А там Чубайс сотворил нечто стеклобетонно кирпично башенное для своего «Нано».
И кругом - рекламы, вывески, билборды, растяжки, закрывая часто весьма изящную старую архитектуру! Плакаты Жириновского - без конца. «Хватит ездить на народе» - трясется реклама ЛДПР с его слоганом и юзерпиком на шкуре проходящего троллейбуса.


И конечно банки, банки и банки лезут в глаза ( а вечерами - путанки?) - жизнь кипит, варится, ворожит, в городке Ворон- ёже!
- Денег нет ,невесело улыбается наша профессорша и на что столько банков?» Ах, дорогая, это у кого как, - отвечаем - труба- то на что? Кому -то капает, а кому даже потоком льет ..

*
Добежали, оставив нашу профессоршу у Макдональдса, до кольцовского театра и старинного Покровского собора на берегу Воронежского моря и выпросили себе из брони какие то служебные билетики на Платоновскую пьесу: « Как это всё далёко - весна, любовь и юность!»...


*
Сумерки. Сквер .
Бронзовый Платонов, широколобый, носатый в развевающемся пальто, в толстом шарфе , засунув руки в карманы, по наклонному пандусу шагает к нам, от каких то каменных кубов в парк, в современную жизнь. Ходила легенда, что у него даже рубахи не было какое-то время и он ходил, не снимая пальто, обмотав шею несколько раз шарфом


Мечтатель..космист, и при этом зорчайший, чудовищный реалист, сокровенный человек, сомневающийся Макар, с высот революционной мечты брошенный в Гражданскую войну в безумный Чвенгур, в безвозвратный котлован. Идет на нас , вглядываясь , вслушиваясь в безмерную и жуткую глубину того, что скрыто в в этой дали, выси земли и неба и в российской истории, а самое главное - в нас самих.



"Ночь была непроглядна, как могильная глубина, но люди шли возбужденно, с тревожным восторгом в сердце, похожие на древних потаенных охотников.

Глубокие времена дышали над этими горами -- свидетели мужества природы, посредством которого она только и существовала. Эти вооруженные путники также были полны мужества и последней смелости, какие имела природа, вздымая горы и роя водоемы.

Только потому красноармейцам, вооруженным иногда одними кулаками, и удавалось ловить в степях броневые автомобили врага и разоружать, окорачивая, воинские эшелоны белогвардейцев.

Молодые, они строили себе новую страну для долгой будущей жизни, в неистовстве истребляя все, что не ладилось с их мечтой о счастье бедных людей, которому они были научены политруком.

Они еще не знали ценности жизни, и поэтому им была неизвестна трусость -- жалость потерять свое тело. Из детства они вышли в войну, не пережив ни любви, ни наслаждения мыслью, ни созерцания того неимоверного мира, где они находились. Они были неизвестны самим себе… . ..Поэтому они жили полной общей жизнью с природой и историей,-- и история бежала в те годы, как паровоз, таща за собой на подъем всемирный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности." А.Платонов "Сокровенный человек"

Никто так как Андрей Платонов вдохновленный гениальными бредами Федорова и Циолковского и напором революции не выразил своей жизнью и мощью слова безумную тягу России к иной, свободной и братской жизни и мучительного и пронизывающего разочарования тем рельным вопрлощением этой мечты … человеческим материалом, жестокостью и косностью окостеневающего советского быта…

"… Макар смело вошел в ночлежную залу и объявил, став посереди пола:
- Товарищи работники труда! Вы живете в родном городе Москве в центральной силе государства, а в нём непорядки
И утраты ценностей.
Пролетариат пошевелился на койках.

-Митрий! - глухо произнес чей-то широкий голос. - Двинь его слегка, чтоб он стал нормальным..."

*
И вот м ы вглядываемся в город, ищем его разгадку… Каким он мог быть и каким стал… Хотя, конечно, смешно пытаться понять это за три дня …

Вот огромный Благовещенский собор , новодел, на месте парка, гродского старинного, где еше гулял когда-то молодой Ваня Бунин, а еще раньше Михаил Лермонтов Ограда вокруг парка , а теперь и собора - от советских времен - с вензелями в виде серпа и молота! Обычный Российский парадокс.

*
Звонкая февральская синева над Враном - воронежем, воронегом? От реки имя. А река? От черновороньей могучей земли, может быть?
На той стороне Дворянск… бишь , Революшн проспекта - Петр Великий, опершись ня якорь корабельный восстал , «коломенской верстою» указуя рукой н Запад, куда он прорубил знаменитое «окно» . Раньше, говорят, указывал на Азов, котрый стал «окном» к проливам и к Средиземью , после войны с турками. Было построено на новых верфях воронежских более 200 кораблей, а населения тут собралось более, чем в тогдашнем Лондоне!
Прямо-такти Юго- Питером стал тогда Воронеж- городок!



…Царь желает создать сплошной водный тракт меж Балтикой
и Черным и Каспийским морем, дабы превозмочь обширные пространства континента в Индию, в Средиземные царства и в Европу…Сплотить каналами великие реки и плавть по ним сплошь от персов до Санкт-петербурга и от Афин до москвы, а также под Урал, на Ладогу, в Калмыцкие степи и далее...
Андрей Платонов. "Епифанские шлюзы"

К великому сожалению, отняли потомки у статуи Императора перспективу Воронежского моря, где он ставил Адмиралтейство и зиждел флот российский, ляпнув ему за спину многоэтажный маркет -пассаж!
Знать, бизнес , блин, важнее оказался исторической славы,! А место на Дворянской, бишь, на проспекте Революции - выигрышное !
Да, ужасает и посейчас этот, всемирно известный Пьер Ле Гран, вздернувший Россию на дыбы «уздой железной»- кого казнями, кого своим примером и толкнувшей ее отсюда из Вор- ворон- воронега и Петербурха во всеевропейские плаванья, - учиться, и воевать и торговать и прочее... И все же царь и восхищает масштабом: Ведь империя его,
все же ,двести лет прожила и шла на подъем, вплоть
до рокового, по слабости своей, потомка его,Николая 11 -го, ввязавшего ее в две безнадёжные войны!
Да, ужасает, но и восхищает, не в пример, своему жуткому подражателю Рябому бюрократу из террористов, империя которого, под бременем непомерных казней и надрыва сил народа - рухнула через семь десятков лет после основания!.. ..

ИЗ ПОЭМЫ " ЗЕРКАЛЬНАЯ ПЕСНЬ".
написанной в пандан
опуса пиита Игоря Бурихина

ТРЕТЬЕ
ОТРАЖЕНИЕ
1.
Зерцало
ЗЕркало

А вот и Петруша!
(Великий царь - Казанский, Астраханский,
Сибирский...

Большевик. Уздой железной!
Кот страшный
Сына запытал! Антихрист!...

Батюшкаа!
На кого оствил - ил!...)

Верстой коломенской восстал Петруша
И сразу сделалось
Всем нескушно!-
Бори болота -
До кровопота!
И подай - в парадизы

Нам всем без визы!

2.
Он окно прорубил
Он и бороды сбрил -
Иные и с головами:
А не спорь с царями!..
И вот мы узрели себя в той зеркали-
В матросском кабаке
Или в бальной зале!...
... .. .. ... .. .. ... .. .. ... .. .. ... .

3.
Зерцало
Зеркало
Живое зерцало! -

А сколько новорусских
Тут заскакало!...

…И новорусские имперью
Вздымали, надрывая жил
Кто на фрегат, кто в кавалерью
Кто умер, ну а кто зажил
Нахапавши дворцов
немало
Ах, зеркало - ты все видало!
Шафир - головкины, гордоны -
в князья ли, в графы ли,
В бароны,
Хотя царь их - дубиной,

Не прося пардоны!

А Сашку битого он вмиг -
В женералиссимы воздвиг!
5.

Увы, увы! - российска реформа -
Премного шума, да мало корма.!...
6.
Зерцало
Зерцало
Честное зерцало -
Зато Петербурхом в моря
Выплывало
Время
Под андреевским флагом,
Хотя все творилось
тем же Гулагом -
Крестьян под конвоем,
Что в тундрах делись,

Но Арс - то, вишь, лонга
- А вита бревис!...

А царь все решает свою
Квадратуру:
А иметь бы в рабе
Да свободную натуру!
А как решить?...
8.
Сумасшедший, лупатый,
По живому кромсая,
Твой царь азиатый
Над Европой свисая -
Новым Фаустом стал!...

... Присылайте сто рублев
На покупку кораблев!
А и где ж те сто рублёв?
Промотали на блядёв!
И - эх!..

Печально, Бурихин,
Вельми печально!
Охально, мой друг
Но эпохально!…
М.Л.

………………………
Здесь на берегу речки Воронеж, притока Дона и был Петром спущен первый Русский морской корабль военный, именем ГОТО ПРЕДЕСТИНАЦИЯ ,что в перводе с «варварского» на русский звучит, как «БОЖЬЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ» явный намёк на великое будущее страны.

...Россия словно броненосец в доке
на верфи дышет тяжело
………………………………
Ну что ж попробуем:
Огромный , неуклюжий
Скрипучий поворот руля
Земля плывет .Мужайтесь мужи.
Как плугом океан деля,
Мы удем помнить и влетейской стуже
Что десяти небе снам стоила земля.

Это Мандельштам сосланный сюда в черноземы -прорасти или умереть. Он здесь, в Воронеже не умер.
Он пророс великими стихами.

Попробуем… сказал поэт.

Да Россия пробовала много раз и - становилась великой империей, но так и не вышла в лидеры мира, хотя и была близка к этому при Александре1 -
приведшим свою армию в Париж, а с ней и цвет образованного дворянства-офицерства, сплошь говорившего на французском. Но, увы, - декбристская авантюра и - сброс неоконченного текста!..
Эх, пороху нехватило,а то бы…
Да, эта авантюра вызвала к власти "бюрократическую опричнину», как сказал один исследователь, и страна оборвалась в очередной застой или, по современному, в отстой!... И все же, пробуем и пробуем… Который век?
И вот этот город тоже - великая проба.

И как бы он мог расцвести, если бы андреевский флаг взвился бы над градом Св. Софии!
А мы видели фактически копию Айя -Софии в Кронштадте-
храм, построенный в русле той же имперской мечты!
Это мечтой жила вослед мыслям Петра и Екатерина Великая, сломившая хребет туркам и вышедшая к Черному морю -Новороссийском , гаванями Крыма , и Севастополем. но провал крепостнического царства с Николаевской бюрократией , жесточайше высмеянной Гоголевским «Ревизором», в Крымской войне - положил на этй мечте - крест.
Да, город -проба- … Но и творящий город со столькими известными именами и возможностями.

Да, Петр Великий дал своим размахом масштаб и городам, и поэтам.

*
И как бы продление имперской идеи видим , оформляющую собой угол проспекта, огромную палладианскую, по формам, со стройными окнами и арками, многоэтажную махину : Управление юго-восточной ЖД.
- Да, такого задания в Москве нет и у самого МПС, говорит моя жена ,работавшая в их системе когда-то.
-Ну как же, поясняет наша профессорша, ведь наша дорога -«хлебная» - На Ростов , на Кавказ, к Черному, Азовскому морям, к Каспию к нефти, к пшенице, к рыбе , к фруктам… и две трети ото всех налогов городу даёт!


Сквозь стройную, высоченную арку управления видим старинный, своими расстрелиевскими окнами рифмующимися как раз с аркой Управления, - бывший губернаторский дом, ныне - Художественный музей им. Крамского , куда идем завтра.

*
С утра на коробочке маршрутной, за семь (!) рублей отправились к Мандельштаму - памятнику и в галерею Крамского.
Пришли. «Весна света» пришвинская вокруг. Синее небо с воздушными облачками над февральским парком. Голые стволы устремлены из оледенелых сугробов в звенящую синевой высоту .
И какая- то небольшая фигурка в утлом пиджачке чернеет поодаль , с рукой, прижатой к груди и с удлиненной, дынькой головой, с невероятно носатым, словно бы у щегла или грача - лицом, воздетым к февральской мучительно ледяной голубизне. …
... «Божье имя как большая птица вылетела из моей груди!- шепчу я.


Стих? Молитва ли во всем его утлом и устремлённом облике? Кто он - юрод? Пророк?
Зачем он здесь - этот еврей и он же, сосланный «царём» русский поэт?
«-Мы живем, под собою не чуя страны разговоры за десять шагов не слышны!» - А зачем эти ваши крамольные разговоры?- вроде бы скрипит кто-то -Молчать, Вашу мать!..


Ах, Воронеж, ворон, -нож!
Но корявая бронза этой фигурки не молчит. Говорит, вопит, молит, поет каждой вмятиной, запятой, своей кожи - -кричит векам.
«…Мне на шею кидается век волкодав, но не волк я по крови своей!»…
И горе, горе вам, россияне за то, что лупите каменьями пророков своих!



Я около Кольцова
Как сокол закольцован,
И нет ко мне гонца,
И дом мой без крыльца.

К ноге моей привязан
Сосновый синий бор,
Как вестник без указа
Распахнут кругозор.

В степи кочуют кочки,
И все идут, идут
Ночлеги, ночи, ночки -
Как бы слепых везут.

9 января 1937

… О, как же я хочу,
Нечуемый никем,
Лететь вослед лучу,
Где нет меня совсем...

/См.след.пост/
Previous post Next post
Up