Ранение в работах некоторых алхимиков связано с укусом ядовитой змеи. Образ змия, принесшего в мир людей грех, ущерб и смерть, так или иначе выводит нас на образ Спасителя. Но поскольку Христос не был запятнан грехом, уловки змея не могли его коснуться, хотя все прочее человечество было отравлено.
Поскольку задачей алхимии является искоренение первородного греха, и совершать это следует с помощью элексира жизни (balsamum vitae), возникают вопросы: а как же Искупление и жертва Христа за человеков?
В то время, как церковь учит, что человек освободился от греха благодаря искупительному акту Христа, алхимик придерживается мнения, что «возвращение к образу первоначальной неиспорченной природы» человека еще только должно быть достигнуто, что труды Христа по преображению человечества не завершены (что не расходится с концепцией «бога живого», вечно работающего на земле и в человеческих сердцах). Зная, что порочность и скудость продолжают проявляться в людях также свободно, как и раньше, этому мнению нельзя отказать в логике. Люди ранены, поражены, и тема «панацеи» в этом свете приобретает свои истинные формы.
Для алхимика, декларирующего верность Ecclesia spiritualis (духовная церковь, церковь как духовное единство верующих, братство духа), самым важным и естественным является сделаться «чистым сосудом» для традиционно понимаемого spirit, Духа Святого, и таким образом осуществить идею «Христа» на уровне, далеко превосходящим простое подражание ему. Прискорбно видеть, как эта потрясающая мысль снова и снова вязнет с болоте человеческой глупости. Убийственные примеры этого нам дает не только церковь, но и история самой алхимии.
Что следует понимать под Ecclesia spiritualis, ясно следует из текста: "Но ты спросишь, где же те истинные христиане, свободные от любой сектантской заразы?" Они живут "не в Самарии, и не в Ерусалиме, и не в Риме, ине в Женеве, и не в Лейпциге", а рассеяны по всему свету - в Турции, Персии, Италии, Галлии, Германии, Польше, Богемии, Моравии, Англии, Америке и даже в далекой Индии". Автор продолжает: "Бог есть Дух, и те, кто поклоняются ему, должны поклоняться ему духом и истинно. Проведя эти исследования и сделав эти открытия, я предоставляю каждому человеку возможность самому судить, кто принадлежит к истинной Церкви, а кто - нет». (Bibliotheca chemical, 1, р.443а)
Ecclesia spiritualis - это та самая пресловутая Аристократия Духа, которой никак не могут найти объяснения наши заучки, роющие с этими целями интернет.
Второй вопрос - может ли добиться успеха в алхимии атеист? Агностик? Язычник?
Не думаю. Он только изуродуется. Но самое верное - его это и не привлечет. Китайская и японская алхимия дала удивительные плоды в рамках местного менталитета. Для европейца это не более чем экзотика, далекая от личной практики.
Все знаменитые алхимики были традиционно верующими людьми. Более того - ни один неверующий неизвестен. Зато среди последних есть фармацевты.
Закон суров - но это Закон.