Следами былых дорог. IV. Залари - Ока. Начало.

Oct 05, 2015 21:38

Вот мы и добрались до реально длинного участка переустройства путей - современный ход Транссиба на участке Ока - Залари проложен в стороне от первоначального на протяжении 49 (!) км. Максимальное удаление между современным ходом Транссиба и вариантом первого пути превышает 5 км. На карте несложно увидеть, что изначальный вариант большую часть пути, относительно современного, следовал по водоразделам, а не долинам. Видимо, это уменьшало необходимость работ по строительству выемок, но требовало минимального радиуса кривых и повышенных уклонов. При подготовке к изучению этого отрезка пришлось длительное время потратить на изучение спутниковых снимков - местами старый путь зарос так, что его следы можно увидеть только на ракурсе какого-то определённого года или вообще в другой системе (Bing, Yandex). К сожалению, значительная часть следов дороги была уничтожена при прокладке автомобильной трассы (ранее M53, теперь Р-255). Дорога длинная, снимков вышло много, так что передо мной встала диллема: или впихать всё в один отчёт, выбрав наилучшие снимки, или разбить пост на несколько частей. Учитывая уникальность объекта и отсутствие какой бы то ни было информации о нём в сети, мною был выбран второй вариант.



Насыпь. И не ходят больше поезда.





Спутниковый снимок старого пути на участке Ока - Залари. Красная линия - разобранный первый путь. Синяя линия - современный ход Транссиба.







Карты старого пути на участке Ока - Залари. Красная линия - сохранившиеся следы разобранного первого пути. Сиреневая линия - разрушенные автодорогой Р-255 или иными причинами остатки старой железной дороги. Карта старая, потому на ней показано лишь старое местоположение автодороги Р-255.

Переночевав и позавтракав в гостинице "Фортуна" я выдвинулся в путь. Участок бывшей железной дороги, проходящий по посёлку Залари, практически не подлежит реконструкции - совершенно непонятна его трассировка. Так что, только пройдя вдоль современной линии Залари - Новонукутский и мимо какого-то деревообрабатывающего предприятия, я оказался у явных остатков бывшего Великого Сибирского Пути.



Здесь был Транссиб.



Начало явных следов.





Выемка.



Проём в насыпи.



Следы ж/д.



Старая насыпь выводит к Р-255.

Пройдя некоторое время по современной автодороги, я вышел к утилитарному применению бывшей насыпи - её использовали для создания пруда, важного в этом маловодном районе.





Пруд на ручье Шерагул.





Здесь ходили паровозы.



Очередной пруд.



Просёлочная дорога помогает не зарасти следам бывшей ж/д.

Затем я по следам старой ж/д снова вышел на Р-255, прошёл по ней полтора километра, после чего следы старого Транссиба показались заметно надо мной.



Наверху - вход в старый путь.



Поднявшись наверх, можно увидеть такую картину.



Лесная дорога на месте бывшей железной.



Пересечение Р-255.

После пересечения федеральной трассы мы на двадцать с лишним километров попадаем в "заповедник" старого Транссиба. Местами по его остаткам проложены лесные/полевые дороги, обычно уходящие вбок перед разрушенными мостами. Местами всё заросло. Так продолжим наш путь.





Лесная дорога там, где раньше шла железная.



Ни следов не осталось, лишь память...







На одном отрезке дорога оказалась неожиданно используемой охотохозяйством. А вот кто снабдил её табличками и скворечниками - неизвестно.







Каменная труба.



Лесная дорога.

Местами бывшая железная дорога ощутима изменила ландшафты, создавая условия для нехарактерных биотопов: трубы для пропуска воды забились за долгие годы, образовав пруды, на коих поселились водоплавающие птицы.



Дырка в насыпи - проём в каменную трубу.



Вода в каменной трубе.



Пруд.



Местами, если не знать, ни за что не догадаешься, что это - следы железной дороги.





Остатки моста.

Транссиб: главный ход, 2010-е, артефакты, история, Восточно-Сибирская ж.д., мосты

Previous post Next post
Up