Реально нереальный ценник

Dec 23, 2014 21:45

Некоторые подробности удушения пригородного сообщения на Транссибе в публикации "Гудка".

Ударят тарифом
В следующем году в Амурской области и в Забайкальском крае планируется поднять тарифы на пригородные перевозки. Компании-перевозчики предупреждают, что такие тарифы окажутся слишком дорогими для населения.
Согласно подготовленному приказу правительства Амурской области с первого полугодия за одну десятикилометровую зону тариф вырастет с нынешних 36 руб. (сегодня он самый высокий среди регионов Дальнего Востока) до 58 руб., а со второго - до 81 руб.

Например, стоимость поездки по маршруту Тында - Лопча увеличится с 378 руб. до 609 и 851 руб. соответственно, а от Тынды до станции Дипкун - с 360 руб. до 580 и 810 руб.

Намерения областных властей поднять расценки до экономически обоснованного тарифа объяснимы тем, что в бюджет закладывается менее половины средств, необходимых на компенсацию потерь перевозчика. Чтобы покрыть убытки пригородной компании, в 2015 году потребуется 206 млн руб. в случае сохранения льготного тарифа за пользование инфраструктурой.

Как уточнила начальник областного Управления госрегулирования цен и тарифов Ольга Личман, для отдельных категорий амурчан (учащиеся, пенсионеры, работники бюджетной сферы) предусматриваются субсидии на снижение стоимости проезда. «Рост платы для них будет незначительным», - заверила она. Так, для пенсионеров и бюджетников билет на поезд Тында - Лопча обойдётся сначала в 305 руб., что меньше, чем сегодня, а с июля может увеличиться до 426 руб. Студенты и школьники в первом полугодии станут платить 183 руб. против сегодняшних 189 руб., но во втором - уже 255 руб.

Тем не менее в ОАО «Экспресс Приморья» подчеркнули, что новые цены будут непосильны для многих жителей Амурской области, и призвали власти отказаться от этой идеи. «Учитывая социально-экономическое положение населения, большинство людей будут вынуждены отказаться от услуг пригородного транспорта. Это значит, что убыточность пригородных перевозок только возрастёт», - не исключают в компании.

Безусловно, стремительный взлёт цен тревожит самих местных жителей. Проблема усугубляется тем, что сегодняшние маршруты (за предыдущие годы пригородная сеть в области была сильно сокращена) являются практически безальтернативными, особенно на БАМе. «У людей небольшие зарплаты, платить больше 800 руб. за проезд только в одну сторону не все смогут себе позволить. А ведь в Дипкуне нет больниц. Элементарно: чтобы ребёнка сводить к врачу, нужно ехать в Тынду», - рассказала мастер Тындинской дистанции гражданских сооружений на станции Дипкун Татьяна Михайлова. Её коллега Валерий Корсун из Лопчи также видит негативные социальные последствия. «У железнодорожников проезд бесплатный, но по тем, у кого нет льгот, такой рост цен за проезд ударит сильно. А в город люди едут постоянно: там и банки, и товары, и продукты, которых здесь нет», - отметил он.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Сергей Садовников считает, что проблему нужно решать сообща с ОАО «РЖД». «В основном там проживают люди, которые строили эту дорогу, остались там и сегодня обслуживают БАМ. Понятно, что сейчас все считают деньги. Но нужно находить компромиссы, пути решения проблемы», - заявил Сергей Садовников.

Правительство Забайкальского края также предлагает установить экономически обоснованный тариф для населения, который, по предварительных расчётам, в пять раз выше действующего. На днях Региональная служба по тарифам и ценообразованию утвердила максимальный уровень тарифа на 2015 год - 90 руб. на 10 пасс.-км вместо прежних 22 руб.

По мнению генерального директора ОАО «Забайкальская пригородная пассажирская компания» (ЗППК) Николая Гаджалы, применение этого тарифа пагубно скажется на работе компании, поскольку произойдёт массовый отток пассажиров. Ведь поездка на расстояние в 100 км обойдётся более чем в 1 тыс. руб. Доходы перевозчика снизятся, а уровень убыточности вырастет. Он также рассказал, что задолженность правительства края по возмещению выпадающих доходов за 2014 год составит около 400 млн руб., а общий долг - около 2 млрд руб.

При этом бюджет региона на 2015 год не предусматривает компенсации перевозчику выпадающих доходов. Не заложены средства и на предоставление проезда льготникам. По словам Николая Гаджалы, на недавних слушаниях бюджета края на следующий год тему пригородных перевозок даже не затрагивали. В министерстве территориального развития края отметили, что компенсировать затраты ЗППК в полном объёме для дотационного бюджета региона не представляется возможным.

Поэтому, как рассказал заместитель министра территориального развития края Дмитрий Палкин на недавнем межрегиональном координационном совете, в следующем году оптимизация пригородной маршрутной сети будет продолжена совместно с ЗППК. Там, где возможно, планируется заменить пригородные поезда альтернативными видами транспорта, в частности автобусами.

Так, с 1 января в Забайкальском крае исчезнут из расписания три пары пригородных поездов: Хилок - Могзон, Борзя - Оловянная и Могоча - Амазар. По словам Николая Гаджалы, на эти маршруты не было заказа на транспортное обслуживание со стороны правительства края.

Между тем неразвитость автодорог в регионе и отсутствие полноценного автомобильного сообщения значительно ограничат свободу перемещения граждан края. «В 79 населённых пунктах на полигоне деятельности компании автобусное сообщение полностью отсутствует. При этом более 45% пассажиров пригородного железнодорожного транспорта относится к социально незащищённым слоям населения - это пенсионеры, ветераны, школьники, льготные категории граждан федерального уровня», - отметил Николай Гаджала.

Справка
Из-за недофинансирования правительством Амурской области пригорода за последние четыре года произошла массовая отмена пригородных маршрутов в регионе. Только в 2013-м отменено 26 поездов. Количество перевезённых пассажиров упало с 1,3 млн человек в 2011 году до 300 тыс. в 2014-м.
В Забайкальском крае в этом году отменены шесть пар поездов, сокращена составность 23 и периодичность курсирования 11.

ИСТОЧНИК

Забайкальская ж.д., 2010-е, пресса, Дальневосточная ж.д.

Previous post Next post
Up