Основное предназначение улавливающих тупиков - остановка поездов с вышедшими из строя тормозами, а также отцепившихся вагонов. Строят их на затяжных железнодорожных спусках, сооружая отходящий в сторону путь, который поднимается на достаточную высоту, чтобы затормозить подвижной состав.
Однако на линии Иркутск - Слюдянка у.т. носили и другую нагрузку - отмечали границы блок-участков, т.к. во время строительства и длительный период позже на этой линии была полуавтоматическая блокировка, т.е. на перегоне не могло находиться более одного состава. Стрелки же улавливающих тупиков образовывали своеобразные станции, причём рабочее положение стрелок было на тупик и только после того, как прошедший поезд достигал следующего блок-участка, стрелка переводилась на основной путь.
В настоящее время все 7 улавливающих тупиков разобраны, насыпи их зарастают.
Разобранная насыпь к мосту бывшего улавливающего тупика, отходившего от о/п Ягодный (5235 км Транссиба).
Всего между Иркутском и Слюдянкой было построено 7 улавливающих тупиков: 4 со стороны Иркутска и 3 со стороны Слюдянки (относительно Андриановского перевала)
Схема расположения улавливающих тупиков на линии Иркутск - Слюдянка.
Ниже приведены несколько исторических снимков указанных ответвлений.
Сплотка электровозов ВЛ22 проследовала стрелку тупика 5.
7-й улавливающий тупик.
Но, пожалуй, самым интересным был 1-й тупик, располагавшийся на 5235 км у современного о/п Ягодный. Это единственный тупик, где со стороны пути, по которому поезда двигаются под гору, не склон, а долина. Потому для работы тупика был построен мост через р. Малая Олха, сохранившийся до настоящего времени. Но если в 80-90-е годы путь по этому мосту был популярным у туристов вариантом захода на скальники, то в начале нового века подходы к мосту были разобраны, по объяснениям железнодорожников, чтобы снять мост с баланса.
Так выглядел тупик в годы своей эксплуатации.
Разобранная насыпь.
Мост через р. Малая Олха.
Зарастающая насыпь. В первой половине 80-х годов эти сосны были меньше метра высотой.