Заканчивается 2015 год, начавшийся в Кирове с реформы общественного транспорта. Большое видится на расстоянии, поэтому предлагаю окинуть взглядом дистанцию в 12 месяцев. Что же получилось, а где - еще ехать и ехать?
1. Маршрутная сеть.
В основе реформы на самом деле лежал исключительно правильный посыл - проверить реальность математикой. Инфраструктурные изменения должны производиться не "методом тыка", а на основе тщательного моделирования. Для транспортной сферы создано и эффективно применено в разных населенных пунктах немало хороших аналитических инструментов.
Где произошел сбой в Кирове - судить не возьмусь: было ли нерепрезентативно и с нарушением методики проведено исследование или полученные данные неверно были конвертированы в решения по изменению маршрутной сети, но факт налицо - изменения в маршрутах были косметическими, да и те были отыграны назад еще до внедрения новой маршрутной сети (как с 51 и 61 маршрутом), или неоднократно переиграны по другим вариантам, которые тоже не очень приживаются (в случае 37 маршрута). А может быть, исследование просто показало, что маршрутная сеть и так уже выстроена оптимально. Из положительных изменений я бы выделил появление стабильного городского маршрута, связавшего с городом пос. Садаковский (33 маршрут) и закольцовку 14 троллейбусного маршрута (на котором все-таки не хватает машин, чтобы получить в районе ипподрома постоянных пассажиров).
Отмена же 73 маршрута аукнулась городским властям неприятной осенней историей с возрождением этого маршрута в нелегальном статусе на той части трассы, где по итогам реформы пассажирам не было предложено вменяемой альтернативы. Нелегальный перевозчик сразу же открыл "ящик Пандоры" - на улицы тотчас повылазили частники на "Газелях", с которыми уж было попрощались лет пять назад в надежде, что этот отсталый вид общественного транспорта больше не появится на кировских улицах. Но - дурной пример заразителен. А вообще, эта история показала в полный рост всю силу и пользу конкуренции - не появись Денис Пырлог с 73 маршрутом, не видать жителям Красной Горки транспортной связи с Производственной, Щорса и вокзалом и по сей день. Девять месяцев прошло с момента отмены 73 маршрута, множество писем и обращений написано в администрацию, а с мертвой точки дело сдвинулось, когда бизнес плюнул на все властные препоны и дал то, что нужно потребителям, пусть и в нарушение правил. Городские власти пошли на попятную - спешно изменили 38 маршрут, который повторил трассу 73го и исчерпал тем самым необходимость последнего, в итоге в новый год маршрутная сеть вступает без острых конфликтов.
2. Подвижной состав.
После подведения итогов конкурса по распределению маршрутов и повышения стоимости проезда до 19 рублей, кировчане привычно надеялись на масштабное обновление подвижного состава общественного транспорта. Которого также привычно не случилось. Ну, как не случилось, - почти...
Вот совсем-совсем ничего не случилось с электротранспортом. Последние 10 новых белорусских троллейбусов поступили в город еще в 2013 году. С тех пор не было ничего (кроме закрытия второго депо и уменьшения количества троллейбусов на линии). В 2015 году, насколько я понимаю, не было ни одного капитально-восстановительного ремонта (или все-таки один случился?), а количество троллейбусов, прошедших углубленный капитальный ремонт, я даже затруднюсь посчитать, по "вторичным признакам" это стало непросто определить. Про закупки новых машин - гробовое молчание.
Из новых поступлений автобусов, как всегда, в лучшую сторону выделяется АТП, чей парк обновился на 15 низкопольных и 6 газовых ЛиАЗов. И по сути это - единственное "новье" 2015 года, пришедшее на замену практически исчезнувшим с улиц города весьма потрепанных жизнью МАРЗам. Так что, где-то убыло, а где-то прибыло.
А вот другой фаворит прошлогодней конкурсной гонки - ООО "Автохозяйство" - весь год только тем и занимался, что "воскрешал" и "возвращал к жизни" на пару с дружественной "Линией-авто" арестованные в 2013 году автобусы ООО "Алекс-авто". После двухлетнего простоя снова получили шанс поездить по кировским дорогам 11 НЕФАЗов 2007 г.в., 4 ЛиАЗа 2006 г.в. и 5 ПАЗиков 2007 г.в. Новых автобусов "с завода" не поступало.
Не гнушаются "алекс-автовским" старьем и остальные перевозчики, работающие по субподряду. 3 ПАЗа взяли субподрядчики АТП (к коим теперь относятся и проигравшие перевозчики, ранее имевшие прямые договоры). Еще три автобуса прикупили "на стороне". Итого - 6 машин не первой свежести и не самой большой вместимости.
Ну и для справки - 6 новых ПАЗиков с завода пришло на пригородные перевозки в "Кировпассажиравтотранс".
3. Стоимость и система оплаты проезда.
Собственно, выше перечислено все, что получили кировчане от повышения стоимости проезда до 19 рублей, которое случилось в марте. Для сравнения - в Перми после проведения конкурсов и повышения стоимости проезда с 13 до 16 рублей "на маршруты города вышло 138 новых автобусов, возраст которых составляет 1-3 года. Таким образом, средний возраст подвижного состава снизился с 17,5 до 14 лет. Обновление подвижного состава позволило сделать транспорт более удобным для маломобильных групп, за год доля низкопольных автобусов возросла с 58 до 75%" (
пруф). Правда, сейчас это обернулось повышением стоимости проезда на 4 рубля до 20 рублей с 1 января, что, конечно же, не радует. У нас же из новинок мартовского повышения - отобрали скидку/льготу на проезд у пенсионеров и ветеранов, чей доход превышал на 1 марта установленную сумму (около 14 тысяч, если не изменяет память; на сайте транспортной карты в явном виде эту сумму не нашел).
Вообще, интересная закономерность обнаружена по городам - если до 15 рублей тариф на проезд повышается на 1 - максимум 2 рубля, то после 15 рубликов меньше, чем на три рубля прибавка, похоже что, считается "некошерной". Вот и накануне нового года вновь перевозчики упражнялись в математике - кто больше назовет сумму (и 25, и 35 звучали). Однако, новость этой недели о повышении с 1 января стоимости проезда всего на 1 рубль выглядит даже удивительной, и - честно признаюсь - радует (даже несмотря на то, что двух месяцев не дотянули до положенного года с момента утверждения предыдущего тарифа). Ибо для такого города, как Киров, прибавка до 22 рублей уж слишком запредельна, а так - надежда, что еще год поездим почти по старому тарифу, избавившись от заморочек со сдачей.
И тут стоит вспомнить об электронной системе оплаты проезда. Вещь очень нужная и правильная, продолжаю на этом настаивать. Но прошло уже больше 3х лет, а развитие системы остановилось - ни новых тарифных планов, ни повышения популярности у пассажиров. Хотя самым лучшим аргументом при такой регулярности повышения стоимости проезда была бы возможность экономить с помощью электронной карты по принципу "чем больше аванс - тем больше скидка" и чтобы ничего не сгорало. Сейчас максимальная скидка в два рубля дается при приобретении 90 поездок в месяц (3 поездки в день, если что). Как-то не впечатляет, вкупе с тарифным меню.
4. "Умные" остановки и прочие "мульки".
Отрадно, что в уходящем году продолжилась установка информаторов о времени прибытия общественного транспорта. Это, безусловно, хорошо, потому что в работе общественного транспорта очень важна предсказуемость. Думаю, что мало найдется желающих просто так постоять на остановке в ожидании, тем более в наших не самых комфортных погодных условиях. Хочется верить, что в 2016 году появится мобильное приложение для смартфонов и будет усовершенствована работа сайта ЦДС, повысится его информативность в части дорожной обстановки. Эта работа только в плюс.
Но вот состояние самих остановок, увы, в плюс записать получится нескоро. Активисты "Красивого Кирова" и "Строим Киров" провели
масштабную ревизию остановочных пунктов, по итогам которой стала очевидна вся плачевность состояния мест ожидания городского транспорта. Собранная информация была направлена кировским депутатам, которые пообещали "взять на контроль". С надеждой на лучшее встречаем год 2016-й!
Ну и в заключение не могу не остановиться на теме выделенных полос для общественного транспорта. С грустью констатирую, что эта прогрессивная мера улучшения мобильности населения и перераспределения городского трафика в условиях ограниченного ресурса улично-дорожной сети за весь год так на повестке дня и не возникала. Ни со стороны городских властей, ни со стороны активных жителей города, да и всего населения в целом. Что ж, либо в пробках всем стоять удобнее, либо жители Кирова продолжают оставаться в плену иллюзий, что от пробок город спасет лишь расширение улиц. На что у города как никогда не было денег, так уж точно не появится в той реальности, в которой все мы живем. Ну, может, это и к лучшему - не будут впустую закопаны деньги (ибо проблему они не решат), и не будет впоследствии выбрасываться еще больше денег на ремонты и содержание увеличившейся площади улично-дорожной сети. А к выводу о том, что общественному транспорту, обладающему большей провозной способностью, нужно давать приоритет на городских улицах, рано или поздно город придет. Только зачем ждать, когда можно уже сейчас без существенных вложений улучшить транспортную ситуацию?
С наступающим Новым годом! Пусть всем нам он принесет позитивные изменения и улучшения! Счастливого пути!
Фото - с сайта fotobus.msk.ru и других открытых источников