Альтернативный взгляд на природу транспортной проблемы Лянгасово

Feb 10, 2014 21:34

Ситуация с транспортным обслуживанием Лянгасово продолжает развиваться по вполне ожидаемому сценарию - есть спрос, нет легального предложения, значит должно появиться предложение нелегальное. И оно появилось - ГАЗели по маршруту, частично повторяющему отмененный 170й, начали ездить из Лянгасово в Киров. Без билетов, без согласований, и совершенно непонятно, с хоть каким-нибудь контролем или нет.
А мне эта проблема видится несколько шире, в логике градостроительства. Проблема, возникшая в Лянгасово - это типичный пример негативных последствий "расползания" города при сохранении за центральным деловым районом доминирующего положения в притяжении трудовых ресурсов, в том числе и из отдаленных районов. Проблема Лянгасово, а также отдаленных районов, входящих в городскую черту (Коминтерн, Нововятск, Радужный) - в том, что для большинства жителей эти районы не являются местом приложения рабочей силы, местом экономической активности. В результате многие вынуждены совершать ежедневные транспортные корреспонденции в деловой центр (как-то пафосно это для Кирова звучит, но что поделаешь - такой термин), как на личном транспорте, так и на общественном, создавая тем самым повышенную нагрузку на улично-дорожную сеть города.
Причем, так было не всегда - изначально все эти районы возникли на удалении от центра не в чистом поле, а как раз вокруг мест экономической активности - "районообразующих" предприятий (и кировчане все их прекрасно знают, поэтому не буду тут расписывать). Дисбаланс начал отчетливо проявляться в 90е годы, когда предприятия переживали непростой период, многие сотрудники теряли работу и были вынуждены искать ее в других районах города, преимущественно в центральных. Соответственно, росла и транспортная нагрузка, как на маршрутах общественного транспорта, так и на дорогах, связывающих эти районы с "городом". Потом к этому добавился осознанный выбор отдаленных районов в качестве места жительства для тех, кто изначально трудился в деловом центре. Причины этого были разными - и низкая стоимость жилья, и экологическая обстановка, и другие более субъективные обстоятельства. И положение дел вроде как устоялось.
Но растущий спрос на транспортные услуги как бы говорит нам о том, что практика такая порочна, что такой расклад создает излишнюю нагрузку на улично-дорожную сеть. И главное решение транспортных проблем отдаленных районов лежит несколько в иной плоскости, нежели простое увеличение количества маршрутов и добавление автобусов.
Задача местных властей совместно с работодателями заключается в создании рабочих мест для обеспечения занятости избыточных трудовых ресурсов района, перераспределение экономической активности из центральных районов. Или проще говоря - живешь в Лянгасово, там и работай, а если "ни жить-ни быть" нужно работать в центре, подумай над возможностью переезда ближе к месту работы. И машин, едущих в "город" станет меньше, и существующие автобусные маршруты будут справляться с пассажиропотоком.
Есть в этой теме еще один весьма скользкий аспект, который жители отдаленных районов совсем не любят - стоимость проезда в эти районы. Замалчивать эту проблему не будем. Безусловно, растояние накладывает существенный отпечаток на себестоимость поездок "на окраину" - и она отличается в большую сторону по сравнению с маршрутами, пролегающими по центру города с высокой сменяемостью пассажиров. Полагаю, именно поэтому перевозчики неохотно идут на уменьшение интервалов и предпочитают иметь дело с "забитыми в мясо" автобусами в надежде, что хотя бы так на этих маршрутах они привезут хоть какую-то прибыль. Поэтому и существует точка зрения, что в отдаленные районы города и стоимость проезда должна быть выше. Аргумент таков - если ты платишь меньше, приобретая квартиру в отдаленном районе или в пригороде (а разница с аналогичной квартирой в центре может превышать миллион), то ради достижения социальной справедливости твои затраты должны вырасти в других сферах, например, в стоимости поездки (по аналогии с личным автомобилем - житель отдаленного района тратит на бензин больше при регулярных поездках в "город", нежели житель центральных районов).
А вообще, город - это огромный организм со множеством взаимосвязей. И именно здесь как никогда силен "эффект бабочки", когда проблема в одной сфере городской жизни может возникнуть (и решиться) от действий в совершенно иной сфере, на первый взгляд имеющих между собой отдаленную связь.

общественный транспорт, Киров, транспортная система

Previous post Next post
Up