Основные формы местности следующие: доступная, висящая,
тупиковая, сжатая, обрывистая и обширная.
Если мы можем идти вперед и противник тоже может продвигаться, это
называется "доступной местностью". На такой местности, первым делом
занимай высоты и [строну] ян, а также обеспечь пути для подвоза
провианта. Тогда, если мы вступим в битву, за нами будет
преимущество.
Если мы можем продвигаться вперед, но вернуться будет трудно, это
называется "висящей местностью". В этой ситуации, если противник не
подготовлен, иди вперед и побеждай его. Если противник подготовлен, а
мы безуспешно предприняли вылазку, вернуться назад будет трудно и
выгоды не будет.
Если ни нам, ни противнику не выгодно идти вперед, это называется
"тупиковой местностью". В этом положении, даже если противник
пытается завлечь нас выгодой, мы не идем вперед. Отведи [наши силы] и
отходи. Если мы нанесем удар тогда, когда половина войск противника
продвинулась вперед, это будет выгодно.
Что касается "сжатой" местности, если мы занимаем ее первыми,
необходимо занять ее всю и ждать противника. Если противник занимает
ее первым и всю, не следуй за ним. Если он занимает ее не всю, тогда
следуй за ним.
Что касается обрывистой местности, если мы занимаем ее первой, мы
должны держать высоты и сторону ян, чтобы ждать противника. Если
противник займет ее первым, отведи [наши силы] и уходи. Не преследуй
противника.
Что касается обширной местности, если наши стратегические силы
равны, будет трудно вызвать [противника] на бой. Вступить в сражение
не будет выгодно.
Таковы шесть Дао местности. Любой полководец, облеченный
ответственностью командования, не может не изучать их.
В игре присутствуют все типы местности и все шесть Дао местности можно почувствовать на своей шкуре. Интуитивно сколько-нибудь опытные игроки уже выработали правильное поведение на всех типах, но системного понимания нет, насколько я мог заметить. Меж тем, именно стратегия и верное использование местности может дать решающее преимущество.
Например, на карте Ласвилль есть очень мною любимая дорога вдоль горы, по узкому краю озера.
В начале игры это - тупиковая для противника местность, особенно если на берегу озера ближе к городу стоит противотанковое орудие, а выход с этой дороги контролирует союзный танк. Лезть в атаку по ней категорически нельзя, потому что танк на выходе сковывает движение атакующих, а противотанковая пушка прицельно бьет в борт. Сколько бы танков там ни шло в атаку, все их можно перемолоть без больших усилий и не отвлекая на это много техники, притом.
В конце боя, если дорога не завалена подбитыми танками, то это - доступная местность. Если видишь, что уцелевшие противники расползлись по карте и связаны боем с твоими союзниками - иди в атаку по этой местности. Очень велик шанс выскочить незамеченным в тыл, уничтожить артиллерию, внести смятение в ряды противника и вообще быть молодцом по итогам боя.
Простор для освоения искусства войны, в общем :)