Владимир Буракшаев, Алексей Волков.
Фото Владимира Буракшаева.
Прямо по центру улицы от вокзала в сторону моря тянется одноколейный трамвайный путь. На конечной рельсы обрываются, упираясь в тротуар. Нет привычной разворотной петли. Тут же короткий поезд из старомодных двухосных вагонов желто-красного цвета, ожидающий пассажиров.
Закрываются двери, тихий звон металлического звонка и сцепка медленно ползет к следующей остановке - разъезду. Взяв очередных пассажиров, пропускает навстречу такой же миниатюрный состав и выходит на освободившийся перегон…
Это не кадры из кинохроники прошлого, не постановка к съемке нового фильма, а лишь эпизод из нынешней повседневной жизни небольшого курортного города Евпатория на западном побережье Крыма.
Трамвай появился в Евпатории в 1914 году. Не паровой, не конный а сразу же электрический, он дополнил существовавший в городе безрельсовый гужевой транспорт. Спонсировал строительство бывший глава городской Думы - помащик Дуванов, имя которого сейчас носит одна из улиц. На ней, кстати, расположено депо.
По единственному тогда маршруту, от депо в сторону лимана, курсировали вагоны метровой по-ширине колеи, изготовленные московским заводом - отделением фирмы «Вестингаус». Чуть позже был открыт второй маршрут - на дачи Маяковского, а затем третий - в сторону железнодорожного вокзала. Последний маршрут, четвертый, протянулся от Эскадронной улицы до нового микрорайона «Спутник-2» уже в наши дни.
В 1960-е годы на смену тем первым вагонам и отечественным - типа «Х», пришли из ГДР более новые - моторные и прицепные завода «Гота», по сей день обслуживающие маршруты №№ 2 и 3. Некоторые из них уже прошли модернизацию на заводе в Донецке и, сохранив свой внешний облик, получили современный интерьер. Деревянные оконные рамы и поручни заменены металлическими, выполнена пластиковая обшивка стен, установлены пластмассовые сиденья и новое освещение салона.
С 1987 года Трамвайное управление стало получать сочлененные вагоны КТ4СУ из ЧССР, которые сразу же поступили на открывшийся маршрут №4 и обслуживают маршрут №1. А одна такая машина даже возит экскурсии по городу.
Почти все линии евпаторийского трамвая однопутные, с несколькими разъездами. Исключение - ветка в новый микрорайон. Не на всех конечных есть разворотные кольца, что заставляет ремонтировать и использовать старые «Готы», имеющие кабины управления с двух сторон. Второй конечный пункт маршрута №3 (на площади) находится прямо на линии первого маршрута, а водитель, как и у вокзала, переходит в противоположную кабину, чтобы ехать в обратный путь.
В 1989 году пансионат «Береговой», расположенный в близлежащем поселке Молочное, ввел в строй трамвайную линию к своему пляжу, протяженностью 1,5 километра. В Трамвайном управлении Евпатории были приобретены четыре вагона «Гота», в том числе, два - с односторонним расположением входных дверей, в отличие от тех, что сегодня работают на городских маршрутах. В постоянной эксплуатации один двухвагонный сцеп, который возит на пляж отдыхающих в течении всего летнего сезона, по санаторным книжкам. Для остальных стоимость проезда составляет одну гривну. Другой, разукомплектованный вагон, ныне находится за забором в депо, на территории пансионата.
Система из вагонов "Гота" (моторный и прицепной) у ж-д вокзала в Евпатории.
Кабина и пассажирский салон.
Система из вагонов "Гота" на улице Фрунзе (маршрут №3).
Сочлененный вагон КТ4СУ.
Монтажная вышка для обслуживания контактной сети на базе "Готы" с односторонним расположением дверей.
Списанные вагоны "Гота" перед отправкой на капитально - восстановительный ремонт.
Трамвайное депо №1, открытое еще до революции.
Вагоны КТ4СУ на одной из остановок - разъездов.
Одноколейная трамвайная линия.
На конечной 3-го маршрута у вокзала.
"Готы" вечером.
Подменный вагон "Гота" на конечной 3-го маршрута. Здесь рельсы просто обрываются, без тупиковой призмы и без разворотного кольца.
А эти вагоны "Гота" прошли в Донецке капитально - восстановительный ремонт.
Система из вагонов "Гота" на улице Фрунзе.
Трамвайный поезд "Гота" пансионата "Береговой".
Еще по Евпатории:
Памятник у автокомбината - грузовик "УралЗиС".
В салоне "Готы" пансионата "Береговой".
Крым - заповедник советских машин и автобусов. Автобусы Львовского завода: "ЛАЗ-697Н", "ЛАЗ-699Р" и даже ветеран "ЛАЗ-695М"!
Электропоезд Евпатория - Симферополь в районе платформы "Солнышко".
В кабине электрички ЭР1.
И немного из Симферополя:
Электровозы ВЛ8 в локомотивном депо.
Чешские троллейбусы "Шкода-9Тр" возле ж-д вокзала.
Трасса Симферополь - Алушта: Ангарский перевал. Троллейбусы "Шкода-14Тр".
В салоне "Шкоды-14Тр".
Наш "отчет".