1067 - колея, которую мы потеряли

Dec 02, 2020 04:57



Так получилось, что на всей территории России и бывшего СССР железные дороги развивались как целостный организм. Одни стандарты колеи, габаритов, локомотивов, вагонов, одинаковое устройство пути, средств связи, сигнализации. Исключением до недавнего времени был остров Сахалин. Связано это с тем, что основную часть его железных дорог, построила Япония, применив свой стандарт колеи. Оккупировав южную часть острова, японцы организовали там добычу угля, леса, рыбы, которые нужно было возить. Прокладка железных дорог Сахалина началась у северной оконечности Анивского залива. В 1906-08 гг от станции Каидзука (Соловьёвка), в две стороны разрослась первая на острове линия Тоёхара - Отомари (Южно-Сахалинск - Корсаков), связавшая нынешнюю столицу острова с ближайшим морским портом. Первоначально это была узкоколейка шириной 600 мм, по которой немецкий паровоз водил пассажирские вагоны на 8-12 мест. В 1910 году первую узкоколейку Сахалина перенесли ближе к морю и перешили на "капскую" (1067 мм) колею, а в 1911 продлили из Тоёхары (Южно-Сахалинска) в Сакаэхаму (Стародубское) - к берегу Охотского моря. В 1918-21 годах вдоль Татарского пролива проложили западную магистраль Хонто - Маока - Нода (Невельск - Холмск - Чехов), которую в 1930-37 годах продлили на юг и север. Так образовались две, еще не связанные между собой дороги - на восточной и западной части острова. "Восточная" магистраль вдоль Охотского моря постепенно разрасталась к северу, в 1936 году достигнув Сисуки (Поронайск), а в 1944 - станции Победино у советско-японской границы. Объединились "восточная" и "западная" магистрали в 1926-28 годах, когда в условиях сложнейшего горного рельефа между ними соорудили "перемычку" - линию Тоёхара-Маока (Южно-Сахалинск - Холмск). При японцах в южной части острова действовали 4 железнодорожных компании: "Katafuto goverment railway", Дачная линия, Южно-Сахалинская шахтная линия и Императорская топливная компания Найбути. В 1943 году они перешли под контроль японского Министерства путей сообщения. А после капитуляции Японии, Советскому Союзу досталась на Южном Сахалине железнодорожная сеть длиной 700,5 километров. В послевоенные годы Советский Союз продолжил строительство путей по японским габаритам. Так, в 1967-71 годах, между двух берегов, в самой узкой части острова, появилась вторая перемычка: Арсентьевка - Ильинский. А в 1975-79 годах "восточную" линию продлили в Ноглики.
Отдельно железнодорожное строительство велось и в северной части Острова. В начале ХХ века в окресностях нынешнего города Оха были известны месторождения нефти. Для ее вывоза а так же доставки грузов в 1932-34 годах была проложена короткая линия из Оха в порт Москальво стандартной для СССР колеи (1520 мм). Позднее, с 1953 года, Оху и Ноглики соединили классической узкоколейкой (750 мм). Таким образом, в некоторый период, на острове параллельно работали, обеспечивая перевозки с севера на юг, три вида колеи: капская (она же японская - 1067 мм), русская (1520 мм) и стандартная узкая (750 мм). Но, все таки основной была - 1067. Несколько десятилетий сахалинцы ездили в пассажирских вагонах, по дороге курсировали цистерны и грузовые вагоны, произведённые в Стране восходящего солнца. Дорогу обслуживала снегоочистительная и иная техника из Японии, которую специально заказывал Советский Союз.

И вот 9 мая 2016 года. Ветеранский ретро-поезд, под протяжные гудки паровоза, весело мчит из столицы в направлении Волоколамска. Там, у платформы Дубосеково, намечены праздничные мероприятия. Оказавшийся в вагоне свежий номер "Гудка" привлек мое внимание. "Сахалин войдет в колею" - обещала статья с первой страницы. Обещанное сбылось. Проложенная в первой половине ХХ века японская узкая (1067 мм) колея, десятилетиями служившая жителям острова, к 2020 году была перестроена на общероссийский стандарт (1520 мм). А вместе с ней ушел в историю и уникальный подвижной состав: тепловозы ТГМ7, ТГМ11, ТГ16, дизель-поезда Д2, снегоочистители "Вадзима", "Маккри", которые не встречались больше нигде.

Вообще-то, перешивка началась еще в начале 2000-х. Во время моего визита на остров в 2003-м, железнодорожники Южно-Сахалинска рассказывали о начале работ на линии в Корсаков. Перед этим, в трудные 1990-е годы были проведены работы по расширению построенных японцами тоннелей, что позволило в 2000-е годы начать безопасную эксплуатацию товарных и пассажирские вагонов обычного габарита, привезенных с материка. С 2003 по 2014 год были построены 59 мостов и 80 водопроводных труб, обходы двух тоннелей (22-го и 23-го), а также опасного участка земляного полотна на 118-120 км, где постоянно плыл грунт. В этот же период был реконструирован под новый габарит самый длинный тоннель (№ 21) в районе станции Томари. Перешивка почти всей сети с 1067 на 1520 мм была завершена 30 августа 2019 года. В результате на "материковую" колею было переведено 670 км островной дороги, проложено 120 км новых путей, установлено 240 стрелочных переходов. Два последних участка: Холмск - Шахты и Холмск - Николайчук были перешиты в 2020 году. Чтобы избежать слишком длительной остановки движения и максимального ущерба для экономики Сахалина, переустройство путей велось следующим способом: вместо старых рельсо-шпальных решеток путейцы укладывали новые, с креплениями на три рельса. Когда она были уложены по всему острову (в 2019 году) движение закрылось на несколько недель, в которые производился перенос рельсов от внутреннего крепления шпал к внешнему. Так был осуществлен демонтаж всей японской колеи. Для эксплуатации на новой колее, еще до окончания работ, с материка были доставлены магистральные тепловозы 2М62, 2М62У; маневровые - ТЭМ18ДМ и совсем новые дизель-поезда РА-3. Начался новый этап в истории железных дорог Сахалина.

Но возвратимся в 2016 год. Тогда была предпринята поездка, ставшая моим последним посещением острова до перешивки колеи. И ей посвящается этот материал. Вечером 16 июля я регистрируюсь во Внуково на рейс Москва - Южно-Сахалинск. Нахожу нужный выход на посадку и встаю в длинную очередь из попутчиков. За окном нас ждет большой красно-белый "Боинг-777" авиакомпании "Россия". Кто-то из пассажиров поднес своего ребенка к окну: - "посмотри, в каком самолете полетим!" Восемь часов продолжался беспосадочный перелёт. Прочитаны газеты и журнал. Поужинали на борту самолета. Быстро стемнело, я немного вздремнул. Проснулся. За бортом уже рассвело. Внизу, сквозь облака, виднелись горы. Бортпроводники раздали завтрак в салоне. Дисплеи в спинках кресел крутят какой-то фильм. Некоторые пассажиры, устав сидеть, поднимаются с кресел и некоторое время стоят в проходе. Но вот, самолет приступил к снижению. В иллюминатор стало видно рябь Татарского пролива. Заход, повороты, обьекты на земле уже хорошо видны под крылом. Наконец, коснулись бетонной полосы аэропорта Южно-Сахалинск.



Москва - Южно-Сахалинск.



"Боинг-777" в аэропорту Южно-Сахалинска. Еще один самолет - памятник АН-24 установлен на трассе, ведущей в аэропорт.

Здесь, в аэропорту, я встретился со своими коллегами: Дмитрием, Петром, Игорем. Учитывая насыщенность программы и местные расстояния берем на группу в аренду автомобиль. Живя в столице, да и в других городах я не пользовался арендой машины. Но тут, учитывая, что поезд или автобус в нужное место может ходить один-два раза в сутки а то и реже, это был оптимальный вариант. Нас ждут: Макаров, Взморье, Поронайск, Тымовск, Ноглики, Оха, Москальво, Холмск. Пока же едем в Макаров и заселяемся в гостиницу отдыхать.



Дороги Сахалина.

Встав пораньше, выдвигаемся в сторону станции Заозерное, сделав по пути остановку на берегу Охотского моря для съемки местных красот.



Красоты Сахалина. (Между Взморьем и Макаровым).



После шторма. Водоросли. (Взморье - Макаров).

На переезде у Заозерного встречаем первый грузовой поезд с тепловозом ТГ16М. Это новый тепловоз Людиновского завода. Как и ТГ16 ранее, он изготовлен специально для Сахалина, только небольшой серией. Именно его предполагалось применять на острове в период переустройства колеи. На Заозерной сохранился в оригинальном виде и типовой советский вокзал.



ТГ16М во главе грузового поезда у станции Заозерное.



Станция Заозерное. Советский вокзал.



Туман на Сахалине. Товарный поезд на берегу Охотского моря между Заозерной и Восточным.



Пригородный поезд. ТГ16 с "материковым" пассажирским вагоном. Вахрушев - Туманово.

Едем в Ноглики. Уже проехали Поронайск. Депо и станцию осмотрим на обратном пути, тогда же и искупаемся в заливе. За Поронайском начинается протяженная грунтовка. По грунтовке можно ехать часами. Это утомляет. Часами можно ехать сквозь лес и не встретить никакой инфраструктуры: ни кафе, ни заправку, ни шиномонтаж. Причем проколы колес здесь явление довольно частое. Вот и нам не раз приходилось останавливаться - пробитое колесо менять.



Грунтовая дорога Поронайск - Ноглики.

На станции Победино, что находится у бывшей границы, сохранился деревянный вокзал. Заехали, как оказалось, не зря. С севера только что прибыл хозяйственный поезд с тепловозом ТГ16М. Другой - со старым ТГ16 готовился поехать на юг - в сторону Поронайска.



Победино. Деревянный вокзал.



Хозяйственный поезд.



ТГ16 с товарным поездом в Победино.

Севернее города Смирных и станции Победино пересекаем бывший Харамитогский (Котонский) укрепрайон. Это система оборонительных сооружений начала ХХ века, возведенная японцами, в районе 50-й параллели, на бывшей границе с СССР. Хорошо сохранился ров и опорный пункт Хандаса. Ширина острова в этом месте - 130км, но обустраивать обширную полосу обороны не требовалось - с запада располагается труднодоступный горный хребет, а с востока малопроходимая заболоченная местность. Оборонительные сооружения возводили возле дороги, с которой они видны. Во времена японской оккупации укрепление представляло собой миниатюрный крепостной форт, квадратная территория которого была обнесена трехметровым земляным валом. Эта насыпь была нашпигована хорошо оборудованными огневыми точками. По углам укрепления располагались ДОТы - каждый с тремя амбразурами, - из которых противник мог вести огонь в любом направлении. Опорный пункт окружал земляной ров и многослойные проволочные заграждения, а прилегающий берег реки был укреплен отвесной бревенчатой стеной. Подступы к Хандасе прикрывали несколько ДЗОТов.



Оборонительный ров Харамитогского (Котонского) укрепрайона.



Опорный пункт полицейского поста Хандаса - наиболее сохранившийся объект крепости.

Харамитогский укрепрайон был взят 12 августа 1945 года силами батальона 165-го стрелкового полка, усиленного танками 214-й отдельной танковой бригады. Именно отсюда началось освобождение Сахалина от японских войск.



Мемориал "50-я параллель". Установлен в 1976 году на 50-й параллели - месте, откуда начались боевые действия 79-й стрелковой дивизии по освобождению Южного Сахалина. Памятный знак представляет собой композицию: трехгранный штык высотой восемь метров, дуло винтовки и широко изогнутую стрелу, направленную на юг - в направлении главного удара. На стреле изображены барельеф солдата, лавровые ветви и текст: «50-я параллель. 11 августа 1945 г. части Советской Армии с этого рубежа начали освобождение Южного Сахалина - исконно русской земли - от японских захватчиков».

Достигнув Тымовска, делаем небольшую остановку - пообедать в местном кафе и отдохнуть от дороги. Центр Тымовска на удивление приличный: асфальт на улицах, газоны, магазины, дом культуры, детские площадки. За жизнью города с высоты постамента наблюдает вождь - Владимир Ильич. За ним, на мозайке, название лучшей в мире страны, и крейсер "Аврора"! Не совсем обычен и ассортимент в местном кафе - не везде встретишь в меню креветки, салат из морской капусты, папоротник, лопух. Лопух и папоротник - это блюда из местных водорослей.



На железной дороге в Тымовске есть база запаса. В начале 2000-х на ней стояли отстраненные от эксплуатации вагоны дизель-поездов КиХа. Сейчас от них не осталось и следа, а пути базы заняты маневровыми тепловозами ТГМ11 и ТГМ11А.



База запаса в Тымовске с тепловозами ТГМ11/ТГМ11А.

Еще в Тымовске были замечены два нетипичных вагона пассажирского парка. Каково их предназначение? Кто производитель? В работе с пассажирами я таких не встречал. На Сахалине распространенными пассажирскими вагонами были другие.





От Тымовска до Ногликов снова долгий путь по грунтовке. При въезде в город замечаем аэропорт. Да, на острове еще есть региональные авиарейсы, связывающие областной центр с Ногликами и Охой. Тем не менее, поселок производит не лучшее впечатление: не достаточно ухоженный, высокие цены в магазинах, не все жители следят за собой. Заезжаем в шиномонтаж залатать поврежденное колесо. Уже в сумерках заселяемся в гостевой дом. Утром на станцию прибывают два пассажирских из Южно-Сахалинска. Решаем их встретить на перегоне и двигаться в Оху.



Станция Ноглики. Здесь ещё служат такие аппараты из докомпьютерной эпохи.





Станция Ноглики была и остается конечной для всех поездов из Южно-Сахалинска. А дальше - на север - в далекую Оху, до 2006 года тянулась узкоколейка, принадлежавшая тресту "Сахалинморнефтегаз". В лучшие годы по ней осуществлялось пассажирское движение. Потом пустили в Оху автобусы, узкоколейка стала полностью грузовой. В годы перестройки в СССР даже рассматривался план ее перешивки на основной для острова стандарт колеи (1067 мм) и передаче в ведение МПС. Но распад Союза не позволил их осуществить. Узкоколейка была разобрана, станции в Ногликах и Охе снесены, небольшую часть подвижного состава вывезли в Южно-Сахалинск для музея, остальную же вместе с рельсами сдали в металлолом.

Километров тридцать на север от Ногликов едем по хорошему асфальту. Строительство дороги на острове не быстро, но все таки идёт. Справа - поворот и указатель на популярные среди местных жителей термальные источники - Горячие ключи. То тут, то там мелькнут возле дороги остатки узкоколейки: мосты и участки насыпи с остатками шпал. Но вот асфальт закончился и потянулась уже ставшая привычной грунтовка.



Остатки узкоколейного моста линии Ноглики - Оха.



Брошенное полотно узкоколейки.





По таким грунтовым дорогам до сих пор ездят машины и автобусы.

Спустя несколько часов неторопливой езды по удаленной от цивилизации трассе, мы въехали в Оху. Стелла у дороги и ручей со следами нефти говорят о специализации города. Справа, на пригорке, как последнее напоминание о разрушенной узкоколейке, стоит старенький, но редкий паровоз ПТ4-524. Выпущенный в 1955 году, он трудился на севере Сахалина, в 1988 году его поставили на вечную стоянку на улице Вокзальная.



Стелла у въезда в город.





Вид на Оху.



Паровоз-памятник ПТ4-524.



На месте бывшей узкоколейки.

Пообедав в Охе, посещаем расположенный на противоположной стороне перешейка портовый посёлок Москальво. Движения поездов туда нет с 1999 года. Но раньше, до завершения строительства железной дороги Победино - Ноглики и введения в строй паромной переправы Ванино - Холмск, все грузы, поступающие в Охинский и Ногликский районы с материка, завозились через порт Москальво по ширококолейной линии. Из-за небольшой протяженности (34 км) на ней было 4 остановочных пункта: Оха, Лагури, разъезд 28 км, Москальво. Существовало пассажирское движение. В 1946-1950 годах дорога Оха - Москальво принадлежала МПС СССР. Позже железная дорога вернулась в подчинение треста «Сахалиннефть» (позднее компания «Сахалинморнефтегаз»). В 1960-х годах линию реконструировали. Паровозы были заменены тепловозами ТГМ3, ТГМ4А и ТГМ40. В 1967 году на станции Москальво было открыто новое локомотивное депо. С запуском автобусных рейсов между Охой и Москальво, в 1979 году прекратилось движение пассажирских поездов. Грузовое и рабочее движение продолжалось по 1998 год включительно, когда содержание ветки ради редких и нерегулярных перевозок на короткое расстояние было признано нерентабельным.



Прожекторный светофор на бывшей линии Оха - Москальво.



Москальво. На бывшей станции.



Бывшая железная дорога.



Руины депо в Москальво.





Бывший пассажирский вагон.



Остов товарного вагона.



Кто и зачем так покорежил вагон? Оказывается, цунами! Я видел даже предупреждающие таблички: "Цунамиопасная зона".





Сахалинский залив.



Жизнь в Москальво.



Жилые дома.



Похоже на бывший магазин.



Однако, посёлок живет и развивается. В основном - благодаря нефтепромыслам и работающему порту.

К вечеру успеваем вернуться в Ноглики. Даже заехали окунуться на Горячие ключи. Переночевав в том же гостевом доме, утром выдвигаемся в Поронайск. Там - одно из крупных на дороге депо. Цеха и разворотный круг которого построены еще японцами. Осмотрев депо, обедаем и уделяем немного времени купанию в Охотском море.



Поронайск. Локомотивное депо.





ТГ16 в депо Поронайск.



Бывший японский вагон, возможно багажный.



Железнодорожный вокзал.



Пассажирский вагон японского производства на станции Поронайск.



Хозяйственный поезд с тепловозом ТГМ7 в окрестности Поронайска.



Поронайск. Залив Терпения.



Товарный поезд на перегоне Арсентьевская - Взморье.

Между Поронайском и "Южным" - так на острове называют Южно-Сахалинск, есть поселок Взморье и одноименная станция. У привокзальной площади с лотков идет торговля крабами. Берем себе несколько штук. На станции выполняет маневры тепловоз ТГМ7. Посещаем местное депо, скорее ПТОЛ - пункт технического обслуживания тепловозов. В качестве сараев там используют бывший японский пассажирский вагон и вагон от дизель-поезда Д2.



Маневровый тепловоз ТГМ7.



Тепловоз ТГ16.



ТГ16М, прибывший с грузовым поездом, уходит на отдых.



Маневрирующий ТГ16.



ТГ16 следует резервом по перегону Взморье - Тихая.



Грузовой поезд на ветке Арсентьевка - Ильинск.



Красоты Сахалина. Озеро Лебяжье.



Пригородный поезд на перегоне Углезаводск - Быков.



Кузов дрезины АС1 на станции Быков.



Быков. Шахта Долинская.



Советская мозайка.

Очередной день провели в Южно-Сахалинске, где осмотрели крупнейшее на острове депо, музей Сахалинской железной дороги и побывали в городе.



Самое известное на острове здание японской постройки - Областной краеведческий музей.



Пассажирский поезд из Ноглик прибывает в Южно-Сахалинск.



Локомотивное депо. Головной вагон японского дизель-поезда Д2.



Паровоз 4-78 - памятник на территории Тепловозовагоноремонтного завода. Он был построен в 1937 году на Новочеркасском локомотивостроительном заводе имени С.М. Будённого. Паровоз задействовали на перевозке угля на шахте у поселка Агнево. Известно, что его эксплуатировали с 1940 по 1945 годы. Когда шахту закрыли, паровоз вывозить не стали и забыли про него. Раритет нашли ребята из туристско-краеведческого клуба «Пилигрим». Паровоз удалось доставить в Южно-Сахалинск, где его отреставрировали на тепловозовагоноремонтном заводе.



Еще одна "голова" от Д2.



Тепловозы ТГ16 в депо Южно-Сахалинск.



В кабине тепловоза ТГ16.



Секция тепловоза ТГ16М.



В кабине ТГ16М.



Японский паровоз D-51 - один из двух "рабочих лошадок", дошедших до наших дней. Выпускались в 1936-51 года. Несколько таких машин достались Советскому Союзу вместе с Южным Сахалином, а ещё одна партия из 30 паровозов в 1949-50 годах была построена в Японии специально по советскому заказу. Эксплуатировались до 1979 года. Обе уцелевшие машины - именно из послевоенной партии. В первой половине 2000-х годов этот паровоз ещё работал с ретро-поездами, но из-за повреждения котла, был отставлен от поездок и сохраняется как исторический экспонат.



Цех дизельных поездов.



Экипировка тепловоза ТГ16.



Японский поворотный круг в депо Южно-Сахалинск.



Японская стрелка.



Японский пассажирский вагон. Это был основной тип вагонов на Сахалине до начала 2000-х годов.



Тепловоз ТГ22. После реставрации он станет экспонатом музея.



Путейская автомотриса.



Струг-снегоочиститель "Маккри-70".

Не далеко от вокзала расположился музей Сахалинской железной дороги, в котором можно увидеть уникальные образцы железнодорожной техники, многие из которых уже не встретишь в работе. В том числе: паровой роторный снегоочиститель, японский дизель-поезд КиХа, снегоочиститель на базе тепловоза ТГ16, подвижной состав узкоколейки Ноглики - Оха.



Паровой роторный снегоочиститель 1936 года выпуска. Эксплуатировался до 1995 года.



Вагон дизель-поезда КиХа. Несколько таких составов в 1993 году были переданы на Сахалин с железных дорог Японии и работали на протяжении 1990-х годов.



Двухосные крытый вагон и платформа.



паровой экскаватор на гусеничном ходу. Его построили в 1935 году на Ковровском машиностроительном заводе. С 1952 года до конца 1980-х годов экскаватор работал в карьере на погрузке песчано-гравийной смеси для нужд железной дороги. На заднем плане - мощный отвальный плуг (МОП-10). Он был построен на заводе «LOWA Lokomotivbau Windau VEB» (Германия) в 1949 году. Эксплуатировали эту машину на участках с тоннелями на дороге, ведущей к Холмску.



Снегоочиститель "Сахалинец", изготовленный на базе ТГ16.



Узкоколейный тепловоз ТУ7.



Вагоны с Охинской узкоколейки, ликвидированной в 2006 году. На заднем плане - горнопроходческий щит. Он был спроектирован в Санкт-Петербургском институте «Ленгипротрансмост» и изготовлен в 1993 году. С помощью этой конструкции были реконструированы тоннели, построенные еще японцами.

Последним пунктом сахалинской экспедиции стал город Холмск. Только здесь остался в работе замечательный дизель-поезд Д2. Эти составы были сделаны японской фирмой Fuji Heavy Industries для замены устаревших дизель-поездов А1. Эксплуатация Д2 началась с 1987 года, составы работали в пригородах Южно-Сахалинска и Холмска. Примечательно, что кузова вагонов изготовлены из нержавеющей стали и не окрашивались.



Одно из красивейших мест Сахалина - Тайное водохранилище под Холмском. По его берегу проходит ветка в Николайчук.



Дизель-поезд Д2 на станции Холмск-Сортировочный.





Дизель-поезд Д2 сообщением Холмск - Чехов в окрестности Холмска.



Локомотивное депо Холмск.



ТГ16 с товарным поездом на станции Пионеры-Сахалинские.



Товарный поезд с тепловозом ТГ16 подходит к берегу Татарского пролива. Линия Холмск - Чехов.



Модернизированный ТГ16 с хозяйственным поездом на станции Чехов.



Японские вагоны Tokyu Car Corporation перестали возить пассажиров в начале 2000-х годов, но используются в хозяйственных поездах и для проживания рабочих. Станция Чехов.

Прокатиться в подобных вагоне мне не пришлось, но я попросил и мне показали их интерьер. Внутри они очень напоминают купейные, завода "Аммендорф". Такие же четырехместные купе, обшитые коричневым пластиком, и тоже 36 мест. Купе в японских вагонах узкие: в проходе между полок помещается только один человек. Вдвоем уже будет не разойтись. В вагоне всего один тамбур, а два туалета расположены рядом - в другом конце коридора. Отдельное купе для проводника. Вагоны делали купейные и сидячие - с двухместными мягкими диванами. Плацкартных на Сахалине не было, вплоть до прихода в начале 2000-х новых вагонов "материкового" типа, выпущенных в Твери.



А это багажный вагон японского производства.



Ланшафты Сахалина. ТГ16 с поездом у тоннеля на перегоне Пензенская - Томари.



Пока ждали поезд, вдоль берега пролетел вертолет МИ-8.



Станция Томари.



Товарный поезд с ТГ16 на станции Томари.



На берегу Татарского пролива. Холмск.

Пребывание на острове подошло к концу. меньше чем за неделю мы проехали остров вдоль и поперек: с севера на юг и запада на восток. Конечно, не передашь все красоты острова одними фотографиями. Тем более когда основной темой является железная дорога. А сколько всего удивительного осталось за рамками программы: чудом уцелевшие, немногочисленные японские сооружения в Холмске, коренные народы и их быт, рыбные и крабовые промыслы. Разрушенный землетрясением бывший город Нефтегорск. А какие различия в климате на восточной и западном побережье. На западе - в Холмске, мы купались, подолгу не выходя из воды. На восточном - во Взморье в июле одевали ветровки. Еще заметно меняются ландшафты, при движении через весь остров с южного Корсакова в северную Оху. Ну что же, может быть будет повод посетить остров вновь. На утро нас ждет паром, который повезет через Татарский пролив на материк. А капская колея - она же третья по распространённости в мире после "стефенсонской" (1435-мм) и "русской" (1520-мм) - 112 тысяч километров путей, в основном в Южной Африке, в островных государства востока - Японии, Тайване, Филиппинах, Индонезии, Новой Зеландии.

Рано утром идем на набережную смотреть и фотографировать приход парома из Ванино. У паромов нет фиксированного расписания. Время прихода/отхода указывается накануне, на сайте паромной компании и в окошках паромных касс Холмска и Ванино. Паромная переправа Холмск - Ванино по своему уникальна. Ведь после открытия движения по Крымскому мосту, она остается чуть ли не единственной железнодорожной переправой в стране. Переправа начала работать в 1973 году. Специально для нее в Калининграде было построено 10 паромов "Сахалин", осуществляющих перевозку товарных вагонов, пассажиров, легковых и грузовых автомобилей. Сейчас из 10 паромов осталось в работе три: "Сахалин-8", "Сахалин-9", "Сахалин-10". Последний задействован в перевозке опасных грузов, пассажиров он не берет. Вагоны перевозятся в пароме на "материковых" колесных тележках, замена на колесные тележки японской ширины (и обратно) производилась в порту Холмск. Вместимость каждого парома - 28 вагонов. Загружают их в трюм маневровыми тепловозами, через кормовую палубу. Там же перевозятся автомобили. Пассажиры едут в каютах трюма и главной палубы. Расстояние между Холмском и Ванино (около 260 км.), в зависимости от погоды и обстановки на море, паром проходит за 12-16 часов. Постоянного расписания у паромов нет, они ходят в зависимости от наличия груза (большегрузных автомобилей или вагонов). Обычно 2 рейса в сутки. Пассажиры перед посадкой на паром проходят регистрацию и досмотр вещей. Помимо различных опасных веществ, к перевозке запрещен алкоголь. Его так же не продают на пароме. В стоимость билета входит однократное питание в буфете парома.



В Татарском проливе.



Паром "Сахалин-8" заходит в бухту морского порта Холмск.





Зал ожидания морского вокзала. Холмск.



Паромный причал в Холмске.



Вид носовой части парома.



Вид с парома на бухту и город Холмск.

На пароме имеются каюты различной вместимости: в трюме и на главной палубе, а так же сидячие места. Сидячее место невозможно приобрести в зимнее время. Часть кают в трюме не имеют иллюминаторов, к тому же летом в них слишком душно и жарко.



У берегов Сахалина.



Курс - на материк!



Детали.





Сидячий салон.



В холле.



Паромный буфет.



Коридор главной палубы.



Лестница в трюм.



Коридор трюма.



Двухместная каюта на главной палубе.

Выйдя из Холмска в районе обеда, прибыли в Ванино к утру следующего дня. Самолет домой летит из Владивостока, туда будет поезд только вечером. Впереди целый день. Отправляемся на живописную станцию Дюанка. Эта маленькая станция на берегу бухты Силантьева, открытая в середине 1940-х годов получила известность после природной катастрофы, произошедшей в 1981 году. Ночью 6 августа 1981 года регион накрыл тайфун "Филлис", в горах Сихотэ-Алиня прошёл сильнейший ливень, что вызвало очень быстрый подъём воды в реке Большая Дюанка. Станция была полностью уничтожена стихией, размыто железнодорожное полотно, прервано движение. Погибли 8 человек, включая двух детей. Дежурный по станции успел передать о катастрофе и заблокировать движение составов, но покинуть станцию уже не успел. После этого события станцию не восстанавливали в полном объёме, работал ж/д разъезд, а село постепенно стало приходить в упадок. Стихия полностью изменила русло реки, вынесла в бухту Силантьева много грунта - она стала очень мелкая. По сей день в бухте притоплено много вынесенных рекой деревьев.



Поезд Владивосток - Советская Гавань возле вокзала Ванино.



Отправление поезда в Советскую Гавань.



Дюанка. Бухта Силантьева, ставшая мелководной после стихии 6 августа 1981 года.



Движение грузовых поездов в Дюанке. Ввиду сложного рельефа и профиля пути, товарные поезда здесь ходят с "толкачами" - вспомогательным тепловозом в хвосте состава.



Кривая у станции Дюанка.



Все фотографии автора.
При публикации текста и фотоснимков ссылка на автора обязательна.
На снимке в заголовке - локомотивное депо Южно-Сахалинск.
Для размещения иллюстраций использован хостинг IMGSRC.RU

железная дорога, Сахалин, транспорт, путешествия

Previous post
Up