Недалеко от Пловдива, на авиабазе Крумово, разместился не очень известный, но уникальный для Болгарии музей авиации, в котором собрана самая большая в этой стране коллекция самолетов и вертолетов. Машины - преимущественно военные, хотя есть несколько пассажирских. Но на гражданские самолеты болгарские любители авиации и прибывающие туда туристы могут полюбоваться и на площадке перед аэропортом Бургас. А в этот музей, расположенный у платформы Маврудово ветки Пловдив - Асеновград, добираются уже истинные любители авиации, которым не жалко потратить на это день.
Благо, день летом длинный. Сотрудники музея доброжелательны и немного понимают по русски. Цена билета летом 2017 года составляла 5 левов, фотографировать можно, но только музейную экспозицию, а не объекты авиабазы. Я не силен в военной авиатехнике, поэтому описание к фотоснимкам даю на основе сведений с "Авиафорума", из которого и узнал, до поездки в Болгарию, о существовании данного музея. А вообще то я полагаю, что через какое-то время, в будущем, на нашей планете люди совсем не будут воевать. Никогда. И боевая техника, и оружие не будут производиться, так как будут совершенно не нужны. А люди приходящие в этот или иной подобный музей, будут любоваться на сохраненные самолеты прошлого и искренне удивляться: ну как могли люди тратить деньги, ресурсы, силы на создание неких громоздких летающих машин, которые кроме как воевать, ни для чего другого, больше в общем то, не нужны.
Реплика самолета Асена Йорданова (1915 г.). Подарок музею от Фонда "Болгарские ВВС", 2015 г.
Противолодочный самолет разведчик времен Второй мировой войны - Арадо-196 А-3. В Болгарии носил название "Акула". Изготовлен в Варнемюнде, летал с 1943 по 1955 гг. с гидроаэродрома Чайка (Варна). В музее с 1991 г.
Истребитель Як-9П. Як-9 поставлялся в Болгарию в 1945 году, а после войны были поставки самолетов Як-9П. На вооружении состояли до 1951 г.
В 1940-е годы в ВВС Болгарии появились самолеты Ил-2 и Ил-2У. Эксплуатировались по 1958 г.
Торпедоносец Ту-2Т. Состоял на службе в ВВС Болгарии в 1947-1954. Самолет летал в Балчике (севернее Варны), совершил вынужденную на воду, экипаж спасли, самолет эвакуировали. В музее с 1993 г.
Реактивные самолеты Як-23 использовались с 1951 до 1958 года.
Самолет Ил-28. Первый советский реактивный фронтовой бомбардировщик. В середине 1950-х годов был основной ударной силой фронтовой авиации СССР и стран Варшавского договора.
В 1951 и 1960 годы в Болгарию поступили самолеты МиГ-15. В июле 1955 года два таких болгарских самолета сбили нарушителя- израильский пассажирский самолет. Погибли 58 человек.
Фронтовой истребитель- бомбардировщик МиГ-17. На вооружении ВВС Болгарии состоял с 1956 по 1988 гг.
ВВС Болгарии имели на вооружении несколько модификаций МиГ-19, появившихся в 1958 году. В 1966 году поступили аналогичные самолеты, летавшие до этого в Польше.
Самолеты МиГ-21 в Болгарии числились на вооружении с 1963-го до декабря 2015 года.
В 1980 - 1990-е годы на вооружении состояли самолеты МиГ-23 нескольких модификаций.
Также ВВС Болгарии получали Су-22M4 и Су-22УM, пролетавших также до 2004 года.
Самолет Як-11.
ЗЛИН- 326 А "Акробат". LZ-011 был передан авиамузею в 1998 г. аэроклубом Пловдива.
Спортивно - тренировочный Як-50 использовался с 1979 г. для обучения высшему пилотажу. Этот экземпляр летал в аэроклубе Горна Оряховица.
Як-52. Из Ленинградского аэроклуба. В Болгарии с 1988 по 1989 год летал в пловдивском аэроклубе.
L-29 Dоlphin использовался с 1964 по 1998 гг. Летал в Академии ВВС на аэродроме в районе г. Русе.
Самолет Ан-2. Использовался для подготовки парашютистов. В гражданской авиации Ан-2 эксплуатировались на местных линиях, сельскохозяйственных и прочих работах.
Самолет Ли-2. Производился с 1942 по 1953 год в Ташкенте, на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного, в свою очередь, на основе лицензионного производства американского Douglas DC-3. Известные модификации: пассажирская (Ли-2П), транспортная (Ли-2Т), штабная, для наблюдения за погодой. Военная версия Ли-2 имела оборонительные пулеметы в верхней и задних боковых частях фюзеляжа. Ли-2 широко использовались для сброса парашютистов. Эксплуатировался до конца 1970-х годов.
Самолет Ил-14 разработан в конце 1940-х годов для замены устаревших Ли-2. Выпускался в СССР с 1953 по 1957 год, а так же - в Чехословакии и ГДР, эксплуатировался на регулярных пассажирских линиях до конца 1980-х годов. Применялся в качестве пассажирского и транспортного самолета, сброса парашютистов, перевозки высокопоставленных лиц, аэрофотосъемки. В Болгарии Ил-14 работали с 1958 по 1987 год.
Легкий транспортный самолет Ан-14 ("Пчелка"). Имел возможность короткого взлёта и посадки, был рассчитан на эксплуатацию с неподготовленных грунтовых площадок. Производился серийно с 1965 по 1972 год.
"Морава" Л-200 Д. В ВВС использовался как связной транспортный самолет с 60-ых по 80-ые гг. Отличался трехлопастными укороченными винтами.
Ан-24 использовался в пассажирских перевозках.
Як-40 - тоже пассажирский самолет. Некоторые имели салонную компоновку.
Л-410 советско-чешский пассажирский самолет для местных воздушных линий, так же используется аэроклубами для сброса парашютистов. Работает с 1983 года. Может эксплуатироваться на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП.
LET Z 37 A. Применяется в сельхозавиации.
Польский PZL-101 «Gavron», в строю с 1969-го.
И-1 СЛ-90 "Леший". Совместный проект 1994 г. между ступинским ОКБ "Интеравиа" и заводом "Авиатехника"(Пловдив) двухместного, многоцелевого самолета с двигателем 110 л. с. Прошел летные испытания, серийно не производился.
Цессна-510Л.
В коллекции музея несколько вертолетов, в основном советского производства.
Первый болгарский вертолет-самоделка Н11В1, Автор- изобретатель Николай Поповский. Совершил несколько полетов в 1991 году.
Ми-1, на вооружении с 1957-го по 1971-й год.
Ми-2 польского производства. На вооружении с 1972-го по 1995-й год.
Ми-4, на вооружении с 1957-го по 1985-й.
Ми-8
Морской вертолет Ми-14
Ка-26. Эксплуатируется в Болгарии с 1973 года.
Так же имеется несколько автомобилей советского производства, на которых смонтировано различное оборудование.
Проехать в музей можно с вокзала города Пловдив дизель-поездом Пловдив - Асеновград, до остановки Маврудово. Музей расположен слева по ходу поезда из Пловдива, недалеко от платформы. Дизель-поезд (современный, комфортабельный состав фирмы Siemens) делает несколько рейсов в день. С расписанием движения дизель-поезда можно ознакомиться на сайте БДЖ (Болгарских железных дорог).
У музея есть сайт
http://www.airmuseum-bg.com на котором можно получить необходимую информацию.
Все фотографии автора.
В комментариях использована информация "Авиафорума" (пользователя wetrolom) и
https://kerenmp.livejournal.com/305625.html.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU