Часть - 3. От мыса Половинный к мысу Толстый.
Фото Владимира Буракшаева (с).
Серый, дождливый день скрывал от глаз горизонт, и, казалось, что хмурое небо
вдали сливалось с водной гладью Байкала. В такую погоду особенно не хочется
лишний раз выходить на улицу. Около полудня, со стороны Слюдянки, ожидался
поезд с туристами из Иркутска. Такие туры выходного дня практикуются на дороге
несколько лет. Поход в магазин мы решили совместить с его прибытием, прихватив
с собой на этот случай фотоаппарат и штатив. Магазин, как и в Ангасолке,
располагался в маленькой деревянно избе. Один - на несколько десятков
километров. Хозяйка (она же и продавец) живет здесь же, неподалеку. Основной
ассортимент - консервы, крупы, вода, чай, сладости. Товары первой необходимости.
За остальным необходимо ехать в Слюдянку, или же в порт Байкал.
Туристический поезд летом курсирует несколько раз в неделю. Современная
электричка рано утром отправляется из Иркутска, и до Слюдянки следует своим
ходом. Там к ней цепляют маневровый тепловоз, который ведет поезд по
неэлектрифицированному участку. Экскурсовод рассказывает о Байкале,
уникальной природе этого края и строительстве железной дороги. В пути -
несколько остановок, на которых туристы имеют возможность осмотреть
основные достопримечательности Кругобайкалки. В каждом вагоне есть
проводник, опускающий на остановках (за неимением посадочных платформ)
специальные лесенки.
Здесь, в Половинном, часовая стоянка. Несмотря на погоду, люди высыпали из
вагонов толпой. Все в куртках, несмотря на июль - месяц, с зонтиками в руках.
В такую погоду у озера особенно неуютно, как, например, у нас в Подмосковье,
где-нибудь в середине октября. Большинство отправилось смотреть тоннель, под
сводами которого можно спрятаться от дождя; кто-то пошел в поселок, а кто-то
решил спуститься к воде. Сырость заставила всех заранее собраться в вагонах и
в назначенное время состав отправился дальше. Если завтра дождя не будет, по
его следу пойдем и мы.
Экскурсионный поезд на входе в тоннель.
Тоннель длиной 779 метров является самым протяженным на КБЖД.
Утро следующего дня было облачным, но сухим. Берем снаряжение и продолжаем
путь. Сегодня нам предстоит пройти станцию Уланово, и мыс Толстый, откуда
останется еще день, чтобы завершить маршрут. Вскоре после тоннеля нам
попадается в деревне Пономаревка путевая казарма, являющаяся подлинным
образцом железнодорожной архитектуры начала прошлого столетия.
Вид за тоннелем в сторону станции Уланово и путевая казарма начала ХХ века.
108 километр КБЖД. Деревня Пономаревка.
В ряде мест на Кругобайкалке есть выходы мрамора. Того самого, который широко
используется для строительных и отделочных работ. В этих местах склоны гор
обычно белого цвета. Одно из таких мест находится у мыса Ивановский. Другое -
около порта Байкал. Нигде в России мне больше не приходилось видеть, чтобы
мрамор лежал так свободно, в открытом доступе. Вообще, по словам местных
жителей тут мрамора столько, что им даже посыпают путь.
Скальные выступы в районе мыса Ивановский. Место выхода мраморов
в береговой части озера.
Пока мы шли до мыса Ивановский, погода существенно прояснилась и в разрывах
облаков показалось синее небо. Где-то впереди раздался тепловозный гудок: со
стороны Шумихи ехал туристический поезд. Делаем привал, ставим аппаратуру.
Ныне заброшенная однопутная галерея Ивановская.
Туристический поезд Байкал - Иркутск около мыса Ивановский.
Галерея Малая Шумихинская.
"Итальянская стенка" - уникальное защитное сооружение в окрестностях Шумихи.
Кстати, на строительстве дороги, действительно, работали итальянцы.
Мост над рекой Малая Шумиха.
Водопропускное сооружение на Кругобайкалке.
Иногда случается и такое. Заваленный портал тоннеля в районе Шумихи.
Галерея Большая Шумиинская.
Гора и деревя Шумиха.
Рыбацкий берег. Шумиха.
Залив Байкала у деревни Шумиха.
Один из Тоннелей между Шумихой и Уланово.
Впереди показалась бухта Березовая, где сохранилась однопутная
противообвальная галерея, обрывающаяся прямо в воду. При строительстве
дороги через бухту был проложен временный мост, на который из галереи и
выходила железная дорога. После строительства обхода и обводного тоннеля
на нем, мост был демонтирован и увезен в другое место - на р. Выдринная.
Путь разобрали, и движение стало осуществляться только через обход.
Однопутная противообвальная галерея Березовая.
Тоннель на обходе бухты Березовая. Восточный портал. 1912-1914 гг.
Внутри имеет S-образный изгиб.
Бухта Березовая. Западный портал тоннеля с фрагментом моста.
Глубина.
Старый тоннель бухты Березовая. Вид с другой стороны.
Вид в бухте Березовой.
Отсюда недалеко до станции Уланово. В Уланово реконструирован (по-сути,
построен заново) ряд исторических сооружений железной дороги начала прошлого
века. Небольшой деревянный вокзал, фигурный забор, домик стрелочника, остатки
котельной возвращают в эпоху прабабушек и прадедушек. К услугам современных
туристов тут есть гостиница и баня. Часто пустые, так как стоимость там на уровне
отелей Москвы и европейских столиц.
Подходим к станции Уланово.
Старинные станционные постройки в Уланово. Кажется, бывшая котельная.
Вокзал.
Вид в направлении порта Байкал.
Водопропускное сооружение в Уланово.
Недействующий тоннель.
Поезд Слюдянка - порт Байкал в районе Уланово.
Мыс Толстый.
К мысу Толстый мы двигались вдоль освещенного солнцем склона. Небо давно
очистилось и, несмотря на вечер и присутствие рядом воды холодного озера,
было очень тепло. Хотелось расположиться здесь на ночлег, а утром, собрав
палатки, отправиться дальше, через тоннель. Но желание достичь конечной
цели на следующий день, успеть переправиться в Листвянку и посмотреть местный
музей, а так же оставить день на заповедник Тальцы, оказалось сильней, и мы
выдвинулись за мыс. Его обратная сторона была теневой, а воздух - холодный.
Очередная ночевка предполагалась у каторжанских тоннелей, к которым мы
подошли, когда солнце уходило за горизонт. Быстро поставили лагерь и
приготовили прекрасный ужин на байкальской воде. Рядом плескалась рыба,
волны били о берег, спешили в порт Байкал прогулочные катера и баржи с грузом.
Прогулочный катер на Байкале.
Тоннель через мыс Толстый.
Скальная выемка за мысом Толстый.
Тоннель Каторжанский 1.
Каторжанские тоннели. Вид из первого тоннеля на второй.
Баржи с углем следуют в порт Байкал (в районе Каторжанских тоннелей).
Окончание следует.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU
На снимке в заголовке: туристический поезд у мыса Половинный.