Оглядываясь назад: по Западной Украине и Закарпатью. Август 2006. (Окончание.)

Oct 14, 2007 17:45

Владимир Буракшаев (с). Фото автора.
(Использованные здесь снимки других лиц подписаны отдельно.)

Часть - 3. Антоновка - Заречное: железная дорога живет!

Эта линия, идущая к белорусской границе, не показана на большинстве карт. Кроме того, в разное время она имела разных хозяев: МПС, Леспромхоз, и «Укрзализница» теперь. Долгие годы дорога служила для вывоза леса. После Перестройки грузовое движение на ней упало, а содержать линию для пассажирских перевозок - не выгодно. Не раз приходили слухи о ее закрытии, но, к счастью - это не так. Установив, что пассажирское движение на дороге все таки есть, решаем съездить туда, успеть, ведь никто не знает, сколько времени она еще проживет.
Антоновка - маленькая станция на линии Ковель - Сарны. За сутки здесь проходит не больше трех пассажирских поездов. Один из них Львов - Киев, проходящий глубокой ночью. Еще есть несколько пар пригородных Сарны - Ковель, венгеррских дизелей Д1.
Чтобы не торчать пол-ночи на маленьком необустроенном вокзале, есть смысл выйти в Сарнах, а утром, первым дизелем, проехать пару остановок до Антоновки. Так мы и сделали.
Прибыв утром в Антоновку, находим рядом с вокзалом узкоколейный тупик. Рядом с ним - 2 сарая из бывших грузовых вагонов узкой колеи. Поезд на Заречное ходит только 1 раз в день, отправляясь в 7 часов утра. Состав подается к платформе из депо вагонами вперед, при этом тамбуре присутствует составитель. По нынешним меркам поезд довольно длинный - аж 4 вагона ПВ-51. Пассажирский тепловоз один и тот же - ТУ2-066. Локомотивная бригада категорически не желала брать никого в кабину, поэтому размещаемся в служебном - первом вагоне. Там же едут путейцы и две проводницы, обилечивающие пассажиров в пути. Сейчас им выдали электроныый билетопечатающий аппарат, но относительно недавно тут господствовали картонки, изготовленные еще в эпоху СССР. В вагоне расклеены ксерокопии со схемой, историеческой справкой и нечеткими фотографиями, указывающие на другую - туристскую сущность узкоколейки и призывающие совершить поездку по ней.
Наконец, отправляемся. В составе человек двадцать. Много бабушек, кто-то едет с детьми. За кривой к полотну подходят рельсы широкой колеи. Видно, здесь была перегрузка. Недалеко и локомотивное депо. Кроме главной тяговой единицы - тепловоза ТУ2, есть несколько капотных ТУ7, один из которых обслуживает путейцев. Так же несколько пассажирских вагонов. В тени на лавках сидят рабочие. Потом мы попытались у них выяснить о паровозах. Оказалось, что паровозов на дороге нету уже давно и все туристские составы обслуживает тот же самый ТУ2. Они начали вспоминать, как в прошлом, имевшиеся на дороге узкоколейные паровозы ездили на дровах, а в пути, бывало, вставали прямо на перегоне и шли ломать сухостой. Как все было дешево при застое а по дороге регулярно возили лес. Наконец, как после страшной катастрофы в Чернобыле, эту местность объявили 3-ей зоной радиационного загрязнения, из которой решили не выселять людей. (Выселяли только из 1-й.) И теперь местным жителям доплачивают «гробовые» за то, что они здесь живут. Говорят, что, прожив тут три года, уже можно получить компенсации и соответствующий «чернобыльский» документ.
За селом начинается сенокос, а дальше с обоих сторон дороги в окнах мелькает лес. Яркими пятнами пестреют гроздья рябины. Солнце еще очень низко. Только в разрывах леса можно увидеть, как оно поднимается над горизонтом. Трава и листья деревьев - в блестящих каплях росы. Влага на стеклах, стене; все мокрые от травы ступеньки вагонов.
В лесу у переезда первая остановка. Путевая казарма с прицепом от «пионерки». Аккуратные стога на лугу, тут же мирно пасутся кони. Теперь еще стоят вышки - пришла сюда сотовая связь.
Следующая - станция Владимирец. Маленький деревянный вокзал и семафор. Происходит передача жезлов. Причем и здесь, и далее отдают только жезл, без проволочного обода - подавателя. Пассажиров много, в основном заполняются два последних вагона. В другой части станции - нерабочий прожекторный светофор.
После каждой остановки проводницы идут по вагонам обилечивать пассажиров. Билет до Заречного стоит в гривнах 4,95 (по-нашему - почти 30 рублей). После ночи вагоны все еще холодные, поездная бригада подстилает на сиденья теплые одеяла.
За окнами по прежнему мелькают сосны с мощными коричневыми стволами. Небольшая выемка. За ней справа начинается луг. Короткая остановка посреди поля и снова тянется лес. Земля выстлана мхом. За очередной кривой показалась деревня. Но мы ее проезжаем и останавливаемся чуть ли не в километре за ней. Это платформа Хиночи. Деревня Хиночи будет, если проехать еще вперед.
Снова едем. На открытом пространстве опять большое село. Брусчаткой выложен переезд. Ближайшая остановка - Воронки. Выходит несколько пассажиров. Их встречают. У поезда ждет телега и запряженный в телегу конь. Сейчас все в нее сядут и поедут домой, в село.
За селом, у насыпи, пасется стадо коров. Чуть поодаль - стоит одинокая путевая казарма. В одном из поворотов - целая опушка молодого высохшего леса. Местами, будто украдкой, растет подлесок. Здесь - низина, болота. Но вот люди вглядываются в окна - прямо у полотна растут лисички. Август, грибной сезон!
Опять поселок. На растянутых у домов веревках сохнет выстиранное белье. Станция Луко. Здесь зашли в вагон две старухи с полными ведрами грибов.
От Луко до Билы (Белой) поезд следует полем. За ним, укрытое деревьями, снова какое-то село. Босоногий мальчишка вскарабкался на забор и в оба глядит на поезд. Промчалась навстречу лошадь, запряженная в телегу с мужиком. На Белой - разъезд. Есть семафор и маленький вокзал. Очередная передача жезлов. Дежурная с диском встречает и отправляет состав.
В поле, за стогом сена, пасется на привязи молодой конь. Увидев поезд, он громко заржал и забегал кругами, подбрасывая копыта высоко вверх. Видно, впервые в жизни увидел поезд, не привык еще. Едем лесом на Млинок. Вскоре начинается насыпь, с которой поезд выезжает на мост. Мост полностью деревянный, с едва шевелящимся отражением в воде. На станции выходит много, Млинок - достаточно большое село. Прямо к поезду подъехала лошадь, и люди стали из телеги загружать какие-то мешки в вагон. На одном из столбов станции обнаружилось журавлиное гнездо. Нам и дальше попадались эти птицы - около реки Стир.
Дорога снова идет сквозь поле. Мелькают редкие деревья и кустарники. Опять проехал в телеге крестьянин. На бескрайних просторах пасется в далеке скот.
В Боровом снова выходит много. Залезают в телегу несколько только что прибывших старух. Кто-то даже к поезду приехал верхом.
До Островска поезд следует через лес, делая несколько остановок. Где два, где три пассажира ждут его у кромки пути. Островск - тоже разъезд. Совсем старенькая дежурная с флажком встречает состав. Она же приносит машинисту тепловоза жезл. У здания - дежурки такой же старенький мотоцикл «Урал». Кто-то из пассажиров грузит в тамбур велосипед. Гурьбой по станции бродят гуси, совсем не боясь людей.
Едем дальше. По бокам снова тянется лес. За ним блестит водной гладью озеро. Лужайки зарастают молодыми деревьями. Сосны здесь растут особенно хорошо. Березы - тонкие и кривые, есть даже загнутые к земле дугой. Узкоколейка много петляет. Изредка на грунтовых проселочных переездах встречаются старые крестовины «Берегись поезда», известные с допотопных времен. Перегон длинный. Проводники успевают позавтракать.
На одной из остановок проводница прямо с обочины срывает три подосиновика и гордо вносит в вагон. Отъехав метров сто от остановки опять притормаживаем, и уже обе проводницы приносят несколько штук грибов.
Так доезжаем до Заречного. Поезд принимают к вокзалу, на первый путь. Теперь на станции путей всего три. Второй - для обгона локомотива, третий - видимо, не используется, и сильно зарос травой. В горловине, пусть не рабочий, но по прежнему стоит семафор. Путей раньше было больше. Их разобрали за ненадобностью, убрали, переложили грузовые тупики. Сейчас тупик остался один - им завершается ветка узкоколейки.
На всем протяжении узкоколейки, а это 106 километров, очень хороший путь. Скорость на отдельных участках достигает 50 км/ч. Это одна из нескольких самых длинных узкоколеек, оставшихся в СНГ по настоящий день.
У вокзала маленький деревянный сарай. Путейцы в нем хранят инвентарь. У дверей стоят, прислонившись, велосипеды. Это такой же распространенный здесь транспорт, как лошадь с телегой и мужиком. Путейцы тоже ездят на работу на велосипедах. Кроме них, в Заречном есть «пионерка» с двумя прицепами к ней, которая временно не работает - двигателю требуется ремонт.
Пока стояли на станции, все время здесь работала путейская бригада, которая боролась с прорастающей вдоль полотна травой. По всей трассе дороги путейцы регулярно обкашивают пикетные и километровые столбы. Если раньше, в Советском Союзе, это делали в основном женщины, большими бригадами, то сегодня это чисто мужской коллектив из 4-х человек. Но по прежнему основной инструмент - простая тяпка с деревянной ручкой. Зато у всех работников узкоколейки есть те же льготы, что и на широкой колее.
Грузовое движение отсутствует несколько лет. По необходимости может проити лишь хозяйственный поезд.
Вокзал в Заречном имеет зал ожидания. Билетная касса начинает работать с прибытием поезда из Антоновки, и после отправления закрывается. Многие пассажиры приходят на станцию задолго до отъезда в Антоновку. Есть в Заречном автовокзал. Движение автобусов достаточно развито, в отличие от поезда узкоколейки, который ходит один раз в день. Автобусные рейсы проходят как по окрестностям, так и связывают село со столицей - городом Киев.




























(Фото с мостами - Леонида Сватикова.)

И немного по Киеву:





Previous post Next post
Up