Фото Владимира Буракшаева (с).
Люди старшего поколения хорошо помнят эти машины живьем, а нам они знакомы больше по архивным фотографиям и кинохронике прошлых лет. В свое время эти мощные тепловозы, пришедшие на смену паровой тяге, стали одной из самых массовых серий в СССР. Когда-то они работали на железных всех дорогах бывшего СССР, мелькали в репортажах с великих советских строек, в том числе БАМа. Их считали не только мощными, но современными, чистыми (по-сравнению то с паравозами), прогрессивными.
Сегодня в приписном парке ОАО РЖД не осталось ни одного рабочего тепловоза ТЭ3. Теперь они заняли свое место в музеях, стали памятниками на станциях и в депо. Немногие все еще действующие в России тепловозы ТЭ3 принадлежат различным ППЖТ и ведомственным компаниям. Эксплуатируются, в основном, по одной секции и попадаются на глаза не часто. Одной из таких компаний является ОАО Ямальская железнодорожная компания, обеспечивающая перевозки в суровых условиях крайнего Севера, по территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Встреча с этими легендарными машинами стала одной из причин моего визита в поселок Коротчаево.
Здесь, в Коротчаево, где кончаются пути РЖД, находится депо Ямальской железнодорожной компании, насчитывающее около десятка действующих ТЭ3. Правда, сейчас большинство из них законсервировано, но при необходимости, будет запущено в работу вновь. Наряду с "тройками" работают и сцепленные попарно тепловозы ТЭМ2У.
Основной обслуживаемый участок Коротчаево - Новый Уренгой - Пангоды и ветка Новый Уренгой - Ямбург. Рельсы проложены и дальше, до Старого Надыма. Этот участок еще в советских 80-х был построен при участии Министерства топливной промышленности. В его основу легла часть нереализованного сталинского железнодорожного проекта Салехард - Игарка. А вот ветка в Ямбург довольно новая. Пассажирского движения на Пангоды - Старый Надым нет, тут развито автомобильное и автобусное движение. Поезд на Ямбург грузопассажирский, для въезда туда нужно оформлять разрешение, которое проверяют уже при посадке в вагон. Для легального попадания в Новый Уренгой, Надым, Салехард теперь также требуется оформлять пропуска, а у вокзала в Коротчаево теперь установлен информационный щит, предупреждающий о начале погранзоны.
Поселок носит имя Дмитрия Ивановича Коротчаева - строителя железных дорог в суровых условиях Севера. Состоит из нескольких малоэтажных домов. Имееются магазины со всеми необходимыми товарами, цены в которых заметно выше московских. Есть школа, строится православный храм.
Коротчаево. Поселок выстроен на песке, в окружении леса и болот.
Вокзал в Коротчаево.
Памятная доска на стене вокзала.
Станция Коротчаево. Товарный поезд с ТЭ3, и пассажирский Екатеринбург - Новый Уренгой.
Локомотивное депо в Коротчаево.
Законсервированный тепловоз в депо.
Сплотка.
ТЭ3 с поездом отправился в Новый Уренгой.
В Коротчаево еще можно ТЭ3 увидеть живой, а где-то им ставят памятники - к примеру,
у вокзала Сургут.
И как везде, внедряется здесь современная техника. Тепловоз ТЭП70 БС.