Вологда - Кичменгский Городок: последний народный авиарейс

Jul 24, 2010 22:36

Владимир Буракшаев (с), фото автора.



Аномальная жара совсем отбила желание проводить отпуск что в городе, что на даче. И, прослушивая сводку погоды, все больше завидовать жителямм далеких северных городов. А не махнуть ли и впрямь на Север, подальше от московской жары? Сказано - сделано. Тем более что в планах на это лето стоял полет на местных линиях Вологодского авиапредприятия.

Воскресным июльским вечером состав из новеньких тверских вагонов уносил прочь из раскаленной Москвы меня и двух моих приятелей - Андрея и Сережу, поддержавших идею полета в ЯК-40 с посещением двух "жемчужин" вологодчины - Кичменгского Городка и Великого Устюга.


Выйдя утром на вологодский перрон, с облегчением вздохнули, увидев на электронном табло всего-то +23! Теперь предстоял марш-бросок через город в аэропорт. Как назло, 84-й автобус с утра никак не хотел начинать ходить, при том, что рейс улетал в 9-30 а регистрация в восемь часов утра! Тем не менее, мы успели.

Когда-то, в советском прошлом, из Вологды выполнялось много различных рейсов: и внутренних и межобластных. Основу парка составляли самолеты ЯК-40, работающие по сей день. Вертолеты МИ-2, МИ-8 летали по заявкам организаций, впрочем, как и теперь. В ряде населенных пунктов Вологодской области построили аэропорты с асфальтовой взлетно-посадосной полосой, расчитанной на прием ЯК-40. К счастью, кризис 90-х годов не убил окончательно внутриобластные авиаперевозки, сохранился и рейс в Москву. На начало второго тысячелетия, ЯК-40 летали из Вологды несколько раз в неделю в Ухту, Вытегру, Кичменгский Городок, Великий Устюг. Но к 2010 году из расписания исчезли Вытегра и Ухта. Аэропорт Великий Устюг закрыли на реконструкцию - готовят к приему больших воздушных судов с туристами из Москвы и даже планируют сделать международным! (Представляете, какие тогда будут цены на авиабилеты туда!) Теперь из Вологды осталось всего два рейса: в Москву и Кичменгский Городок. Последний - внутриобластной и благодаря дотациям из бюджета остается единственным "народным" авиаресом в области. А потому, практически не бывает пустой. Ведь поездка в автобусе, за 400 с лишним километров, займет более 10 часов, а ЯК-40 за 50 минут доставит в Кичменгский городок, и стоит немного больше.

Подъезжая к аэропорту, нельзя не заметить памятник самолету ИЛ-18. Этот турбовинтовой лайнер стал легендой "Аэрофлота" 60-70-х годов. Но в Вологду никогда не летал - полоса не позволяла. А стоит как напоминание тому, что в бывшей деревне Дилялево Вологодской губернии родился авиаконструктор С. В. Ильюшин.

Аэропорт, хоть и маленький, но уютный. Пускай и мало изменившийся с советских времен. Даже таблички "Регистрация" и "Выход на посадку" образца 80-х годов. Но чистый, просторный зал ожидания; доступный по ценам буфет, работающий в интересах пассажиров, а не ради наживы своих владельцев; вежливый персонал - все это оставляет очень приятное впечатление.
Часов в восемь, корпоративный автобус привозит основную массу сотрудников. Открывается касса, но перед этим, кассир здоровается с пассажирами, ожидающими у кассового окна. Затем выписывает билеты, заполняя шариковой ручкой стандартный бланк и посадочный талон. Купив билет, завтракаем. И я, и мои знакомые стараемся не пользоваться буфетами столичных аэропортов, торгующих по заоблачным ценам всякой ерундой. Скажу больше - искренне презираем их. Другое дело, в вологодком аэропорту, с удовольствием покупаем пельмени за 30 рублей, и бутерброд за 11. Берем по чаю за 5 рублей. А почему бы и нет, если все в интересах пассажира, и доступно по своей цене!

Объявляют регистрацию. Минут за 15-20 один сотрудник успевает обслужить два с лишним десятка пассажиров, вылетающих в Кичменгский Городок. Проходим спецконтроль, все как положено - с просвечиванием рюкзаков, с разуванием. Оборудование современное, безопасно для фотопленок. Но показало какой-то предмет похожий чем-то на нож. Попросили открыть рюкзак. Среди фотоаппаратуры и прочих вещей ножа не было, вопросы сняты. Пока идет спецконтроль, тягачем к выходу подтянули ЯК-40. Опустили хвостовой трап и пригласили всех на посадку. Аккуратная, улыбчивая стюардесса разрешила занять в салоне свободные места. Прошли в кабину пилоты. Экипаж на ЯК-40 всего из трех человек, в отличие от среднемагистральных отечественных самолетов. По громкоговорящей связи стюардесса объявила о необходимости застегнуть ремни и не ходить по салону во время руления, взлета и посадки. Почему-то, в малой авиации не говорят про аварийные выходы (хотя не позволяют возле них сидеть детям), не демонстрируют кислородные маски и спасательный жилет. С этим я сталкивался и ранее, когда летал по Костромской области на АН-2 и МИ-2. Зато дают информацию о скорости полета и высоте.

ЯК-40 быстро отрывается от полосы и набирает нужную высоту. И вот уже под нами плывут ватные клочки облаков. Пассажирам раздают минералку. Бортовое питание на таких коротких рейсах обычно не предусмотрено. Высота около пяти километров. Конечно, это не АН-2, но землю видно намного лучше, чем с летящего на десяти километрах Боинга. Перед снижением снова оповещение по громкоговорящей о необходимости пристегнуть ремни. Машина плавно снижается, делая несколко разворотом над какой-то деревней. Так и есть - село Кичменгский Городок. Касаемся асфальтовой полосы. Останавливаемся. Экипаж откидывает хвостовой трап. " - Спасибо, пилоты!" - чей-то ребенок произносит проходящим вдоль кресел летчикам. В ладоши хлопать тут не привыкли - это не чартер из какого-нибудь Египта. Экипаж выходит первым, командир говорит "до свидания" пассажирам. От самолета пешком с сумками идем чрез калитку, у которой уже собрались встречающие и пассажиры, вылетающие назад.

Аэропорт Кичменгский Городок стационарный. Имеет метеостанцию, диспечерскую и другие необходимые службы; зал ожидания, в котором со времен Союза оборудованы две кассы. Видимо,был еще больший пассажиропоток. Автобусы к нему не подходят, но хоть аэропорт и расположен на окраине села, до центра (а так же рынка и автостанции) 20 минут пешего хода. Зато весьма экзотично смотрится деревянный туалет с выгребной ямой, обустроенный на улице.

Село Кичменгский Городок, дальний райцентр, расположено на востоке области, на трассе Котлас - Великий Устюг - Никольск - Шарья. В разговорной речи его называют сокращенно Кич-городок. Даже в аэропорту: "билет в Кич-городок", "регистрация пассажиров вылетающих в Кич-городок", "самолет выполняет рейс Вологда - Кич-городок".

Село основано новгородцами, осваивавшими Заволочье в 11-13 веках. Письменное упоминание относится к 1468 году и связано с приходом казанских татар. На месте древнего городища, существовавшего в месте слияния рек Кичменьга и Юг, возведен каменный храм. Неподалеку расположен парк с памятником погибшим морякам - кичменогородцам. Практически все село представлено индивидуальной застройкой, но выглядит тем не менее вполне ухожено. Население занято сельским хозяйством, заготовкой и первичной переработкой леса. А еще здесь по сей день можно увидеть такие, казалось бы, оставшиеся в прошлом вещи, как полоскание женщинами белья с деревянных мостков в реке. Или людей, приезжающих на работу на громоздких советских велосипедах. Есть в городе рынок, на котором торгуют... не просто русские, а местные жители, как впрочем, и должно быть.

Автобусные рейсы связывют Кичменгский городок с Вологдой, Великим Устюгом, Никольском. Есть рейсы по деревням. Движение не очень частое. В основном, "ПАЗики" И "ГАЗели". В "ГАЗели" мы отправляемся в Великий Устюг.

Вместо положеных двух, "ГАЗель" домчалась в Устюг за полтора часа. На осмотр его у нас было запланировано пол-дня. Хотя конечно же, этого времени очень мало. Великий Устюг - это город-сказка. который надо увидеть самому. И описывать здесь я его не буду, ибо с тех пор, как он был объявлен "вотчиной деда Мороза", в сети появилось немало сайтов, рассаказывающих о нем, а различные туроператоры зазывают сюда туристов. Скажу только, что несмотря на то, что город с его деревянными домами и величественными храмами красив летом, сюда стоит ехать зимой. Это один из немногих российских городов, куда интересно попасть именно зимой.

А из Великого Устюга мы отправились в Котлас - этот непримечательный городок на юге Архангельской области, где побывав у Северной Двины, вернулись поездом в Москву.

А теперь фотографии из поездки.



Вологодский аэропорт.



В зале ожидания.



ИЛ-18 - памятник в аэропорту Вологды.



Взлет из Вологды. В окрестностях аэропорта многочисленные дачные участки.



Прошли облачность. И поднимаемся еще выше.



Облака - белогривые лошадки...





Когда-то такой красотой любоваться могли очень немногие. Гражданская авиация дает
возможность каждому из нас, хотя бы раз в году, наслаждаться этой красотой.



В салоне ЯК-40. Рейс дотируется из областного бюджета, а потому доступен по цене.
Самолет практически не летает пустой.



С пятикилометровой высоты гораздо лучше видно землю, чем с 10 тысяч метров, на которых
проходит большинство гражданских авиарейсов.



А нам еще и с погодой повезло.



Земля в иллюминаторе.



Вологодская земля с воздуха.



Снижение в Кичменгский Городок.



ЯК-40 в аэропорту Кичменгский Городок. Высадка пассажиров.



Вот такой он - местный аэропорт.



Встречают. Да, это вам не "Внуково"! Романтика местных авиалиний.



Вид с высокого берега реки Юг.



Сельское хозяйство по-прежнему развито у жителей села.



Люди издавна предпочитали селиться возле реки.



Река Юг. Вид к границе области.



Река Юг, песчаная отмель. Вид к устью Кичменьги, давшей название селу.



Знак на трассе Котлас - Никольск.



Один из храмов.



Памятник жертвам Великой Отечественной войны.





Памятник погибшим морякам - кичменогородцам.



Памятный знак на месте старого городища.



Символический камень и бывший храм.



Церковь на месте старого городища.



На реке.



Храм в Кичменгском Городке.

Теперь Великий Устюг.



Великий Устюг. Храм в центре города.



Великий Устюг. Одна из городских улиц.



В Великом Устюге больше всего церквей и деревянных домов. Очередной храм.



Тронный зал деда Мороза в Великом Устюге.



Почта деда Мороза.





Оформление одного из жилых домов.



На территории монастыря.



За монастырской стеной притулился стадион и какой-то импровизированный танк.









Храмы на берегу реки Сухона.





Река Сухона.





Общественный транспорт представлен автобусами МАН, ЛиАЗ-677М, бывшим московским
Икарусом-415. На снимке - городской автобус МАН.



Также попался единственный длинный Икарус-280 с нетрадиционным расположением дверей.

Еще несколько снимков, сделанных по пути из Великого Устюга в Москву.



Котлас. Река Северная Двина.



Ну как же без меня. На берегу Северной Двины.



Паровоз-памятник в Котласе.



Посадка в поезд Воркута - Москва на станции Котлас-Южный.



Вокзал в Ярославле.

Справочная информация:

ЯК-40 летает два раза в неделю, по понедельникам и средам в 9-30. Купить билет в Москве или другом городе скорее всего не выйдет, так как для популярных систем бронирования продажа на местные рейсы закрыта. Желающим слетать нужно звонить +7-8172-55-36-98 и договариваться о выкупе билета непосредственно в вологодском аэропорту в день вылета.

От вокзала Вологды в аэропорт курсирует автобус №84-А. Начало движения этого маршрута от вокзала в 7-30, а ехать надо через весь город. При посадке необходимо уточнять, идет он в аэропорт или на другую конечную. Поэтому рекомендуется доехать до центра троллейбусом (начинают ездить с 6 утра) и пересесть на автобус №101. Выходить у поворота на аэропорт (там есть стелла и указатель), затем пешком около километра.

Аэропорт Кичменгский Городок находится за мостом на окраине села. Выйдя через калитку, надо двигаться вправо по шоссе до перекрестка. Там снова направо, пройти мост, с которого открывается красивый вид села и реки Юг, за ним будет рынок и автостанция. Древнее городище хорошо видно с моста по стоящей на холме у реки белой церкви. По-близости сквер с памятником морякам. К другой церкви надо свернуть налево перед рынком.
Автобусы на Великий Устюг ходят несколько раз в день, есть удобный дневной рейс (в 13-30, 2010 г.), в пути 2 часа. Иногда пускают маломестную "ГАЗель" и не все могут уехать. Еще в кассе есть перерыв с 11 до 13 часов и скапливается очередь.

В Великом устюге от автостанции в центр города ходит автобус №1. Вокзал этого города не имеет больше пассажирского движения, поэтому выезд возможен через соседний Котлас. В нем три вокзала, главный же Котлас-Южный. К нему подходят автобусы и рядом речной вокзал на Северной Двине. В Котлас-Южный заходит много поездов, но не все. Те, что не заходят, останавливаются в Котласе-Узловом, расположенном неудобно, в стороне от города. Можно выйти на трассе в Ядрихе и пройти пешком до вокзала. Но в Ядрихе останавливаются не все поезда.

Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU
На фото в заголовке - самолет ЯК-40 в аэропорту Кичменгский Городок.

транспорт, Великий Устюг, авиация, Кичменгский городок, путешествия

Previous post Next post
Up