Владимир Буракшаев, фото автора (с).
"Люблю АН-2 за простоту, и за немыслимую скорость,
И за паденья в пустоту, и за подъёмы чуть не в космос.
Люблю за табельный уют, и за посадки на полянах,
За карамель - что не дают, за ассов - что немного пьяны.
Летит по небу не такси, и не автобус многоместный,
"Аэрофлота" блудный сын - звенящий, гордый, лёгковесный!"
(Из песни.)
Сейчас это выглядит атавизмом, но еще лет 20 назад наша огромная, и как тогда казалось, нерушимая страна была покрыта густой сетью местных авиалиний. На небольших самолетах можно было слетать не только в соседний областной центр, но и в райцентры, и даже в деревню к дедушке. А стоимость билета была такой же небольшой, как и сама региональная авиация. И казалось, что так будет всегда.
Но грянули 1990-е: распад СССР, развал советского "Аэрофлота". Вновь образованные независимые республики оказались не в состоянии финансировать убыточные местные воздушные линии. А главное - к этому времени в стране было построено достаточно автодорог и небольшие "кукурузники" да вертолеты перестали быть единственным транспортом, способным доставить пассажиров и почту в какое-то удаленное село.
Теперь у них другое значение: и хорошо, если это полеты по санзаданию, доставка вахт, аэрофотосъемка, воздушное патрулирование или авиалесохрана. А зачастую простаивают на оказавшемся не нужным аэродроме, превращенном в аэроклуб, лишь в выходные кидая парашютистов в теплый сезон.
Однако, не все так грусно. Еще остались "оазисы" региональной авиации в России и странах СНГ. И это не только пропиаренные прессой рейсы "Регионавиа" из Москвы в знаменитое текстилем Иваново или древний Псков. Есть заповедники той самой малой авиации, знакомой с детства, живущей еще той жизнью и только благодаря дотациям; той авиации, доставшейся в наследство от советского прошлого. И это не только Костромское авиапредприятие. Есть рейсы из Вологды на ЯК-40 в Вытегру, Великий Устюг и Кичменгский городок. Есть петрозаводский аэропорт Пески с вертолетным (МИ-8) рейсом на Кижи в зимний сезон. Есть Архангельск с рейсами в Лешуконское на АН-2, которые зимой на лыжном шасси. Есть Нарьян-Мар. Есть Тарко-Сале и т.д. А чего стоит маршрут "Белавиа" Гомель - Минск на самолете АН-24 всего за 15 долларов! А Кострома - уже своего рода культовое место, куда из года в год специально приезжают туристы, чтобы слетать на вертолете в Кинешму, Юрьевец или же прокатиться до Шарьи на АН-2.
Взлет из Костромы. Он длится считанные минуты, но эти радостные минуты запоминаются
на всю жизнь.
Весь часовой полет проходит на высоте 200-400 метров и все это время можно любоваться
ландшафтом, проплывающим под крылом.
Леса, деревни, дороги предстают словно на топографической карте.
Типичный вид из АН-2: крылья, стойки, расчалки всегда будут перед глазами.
Костромская область - край лесов и полей. Но лесов все же больше.
Человек отвоевывает место у природы, рубит леса, строит деревни, прокладывает дороги.
Но когда он уходит, природа забирает свое. Внизу - брошенная деревня, остатки церкви и лес.
Костромские просторы.
В салоне рейсового АН-2 Кострома - Шарья. Маршрут очень востребован, самолет
практически не летает пустой.
А там, внизу, спешит куда-то поезд.
Над Судиславлем.
Костромская земля богата реками, озерами и болотами.
В такие непроходимые дебри когда-то завел поляков легендарный Иван Сусанин.
Ближе к Мантурово лесов еще больше.
Вид на Мантурово и реку Унжа.
Между Мантурово и Шарьей есть крупное село Шекшема.
Над Ветлугой.
Окрестности города Шарьи.
Заход на посадку.
Аэропорт Шарья. Когда-то здесь стояла целая эскадрилья.
АН-2 в шарьинском аэропорту. Ему еще лететь в Боговарово и обратно.
Кабина пилотов самолета АН-2.
К взлету готов!
"Он улетел, но обещал вернуться".
А я пока посмотрел аэровокзал.
И вот он возвращается.
Интересно приземляется АН-2: сначала полосы касаеются основные стойки, потом - заднее колесо.
Пробег, короткая стоянка и лететь ему назад, в Кострому.
Счастливого пути!
А мы отправляемся смотреть город. Дорога в аэропорт разбита, зато нет пробок!
Памятник защитникам Родины - одна из немногих достопримечательностей Шарьи.
Средняя школа №21 знаменита тем, что здесь училась О. М. Степанова, геройски погибшая
в годы Великой Отечественной войны.
Старинный дом с колоннами. В нем какая-то межевая комиссия.
Украшение города - деревянный храм, построенный недавно
на средства местного лесного магната.
И небольшая церковь в честь преподобного Варнавы.
Местный раритет.
Железнодорожная станция Шарья.
Станция Буй.
Вечерний сюжет.
Для размещения снимков использован хостинг IMGSRC.RU