Оригинал взят у
agnidzorziazan в
Слава Полунин о Счастье (видео и конспект) взято у Юны ЮжинойСегодня увидела у замечательной Юны
http://yunayu.livejournal.com/ серию постов, которые мне понравились.
Но цитировать 3 поста, я не захотела. И решила их объединить в один.
Правда большой. Но если у кого то, кто захочет все это посмотреть и прочитать, будет желание, то сможет осилить.
Слава Полунин о Счастье
Click to view
Click to view
Часть 1.
Есть пара мест впереди, возьмите свои стулья, садитесь вперед. Вы от меня далеко, я вас не чувствую. Иначе мне придется стоять вот тут рядом с вами.
шум, разговоры, люди пересаживаются ближе
Вот уже хорошо, другое дело, а то как будто вы там, а я тут. Ну вот. Клоуны существуют для того, чтобы создавать беспорядок.
Часть 2.
Только в беспорядке существует душа, радость и веселье. Нужно обязательно все нарушать (роняет стул, вытаскивает и разбрасывает салфетки). Я понял, что главное пространство, где мне интересно. Как же называется момент, когда все идет вверх ногами? Где-то на границе хаоса, еще сантиметр и все свалится в ужас, а за сантиметр до этого все кипит, бурлит, Живет. А то, что стоит оно не живет, оно замирает и не живет. Я создаю беспорядки.
Я никогда не читал лекции. Это первый раз. Я иногда собираюсь с коллегами, чтобы поделиться тем, что умеем, кому что пригодится. Но Володя Яковлев провокатор, сказал, что надо не только себе богатства радости и удовольствия, но и другим чуть-чуть отдать. Мне пришлось сосредоточится, чего я никогда не делаю. Чтобы понять почему я счастливый такой всю жизнь. Я вдруг понял, что я всю жизнь очень счастливый и никогда об этом не думал. Просто был и все. С начала и сейчас и всегда. Думаете у меня не было трагедий? Все было. Но вопреки, ползком, в обход, через колючую проволоку прорвемся к радости. Я подумал, как же во мне все это живет? Решил написать три странички для внучки. То, что я буду вам говорить, это я готовлю для своей внучки, может ей пригодится. Все будет бестолково, случайно, где-то зацепилось за меня, но правда. Кому-то пригодится.
Попробую подойти, это такой огромный монумент "счастье", не то из камня, не то из тумана, не то из мечты из нашей. Как всю жизнь быть в этом удивительном состоянии, когда хочется летать.
Вот мы тут провели два дня с Борей Гребенщиковым, а у нас есть такая организация, которая называется Мировая Академия дураков. Мы туда пригласили всех самых сумасшедших, безбашенных и они собираются время от времени на свои конгрессы, мы находим поводы для них. Мы нашли повод сейчас, что мы запутались и перестали насвистывать. Подумайте об этом, это не простая история. Чтобы быть счастливым надо насвистывать. Насвистывать не потому, что хочешь быть счастливым, а потому что счастливые люди насвистывают. Когда у вас такое состояние, значит, это и есть тот самый момент. Как прийти к этому? Кто-то уже пришел, учиться у них. Учиться нужно у детей, они самые счастливые существа на свете. Они сразу попали в это место. За что они там цепляются, опираются в этом месте? Мои главные учителя дети, собаки, пьяные, сумасшедшие. Это мои учителя, я за ними слежу, как он идет, что делает. Есть часть людей, которые не думают, а живут. Не думая они делают правильно каждый свой шаг. Даже не делая, а подпрыгивая.
"Собирай только тех, кого хочешь обнять" это важный момент. С теми, кого не хочешь обнять ничего не получится. Все мои команды, это те, кого я хотел обнять. Для того чтобы куда-то прорватья нужно собрать команду, самые близкие люди, без которых ты пропадаешь. Моя команда Лицидеи или Снежное шоу, для нас ужас если мы расстаемся. Нам так жалко, что мы не так часто встречаемся, как хотелось бы. Но я специально делаю, чтобы они встречались не так часто, как хотелось бы. Я режиссер своей жизни, это нужно режиссировать. Время встреч и расставаний.
Где ты это делаешь? Я как пчела кружусь кругами, пока не создам место, где мне захочется работать. Ищешь место. где все будет жить. Сначала Снежное шоу на Пушкинской, 10 - потрясающее место, но ничего не выходит. Потом еще и не идет. Потом нашел заброшенный парк в Пушкине, где ходил кучерявый наш. Там дырка в космос. Мое место. Пока там не появилось 5 театров в пустых домиках, всех туда затащил и тогда я сел в уголочке и стал работать. Вот место.
Самое главное. Всю жизнь делать только то, что люблю. Ни за какие калачи не делать того, что не любишь. Иногда приходится, бывают калачи, потерпи годок, потом тебе пригодится. Так я пошел в цирк дюсолей, терпел, терпел, хорошее место, но не мое и все. Или вот в фильм с Рязановым ввязался, в "Дуралей", а он мне дал 20 листов текста - учи. Как учить, когда я слово запомнить не могу. И так я там мучился, конечно, ничего хорошего не вышло.
Так вот про цирк дю Солей, когда через полгода все превратилось в заводик, который выдавал продукцию, стало невозможно. Выдавать продукцию мне не интересно. И у меня депрессия, стал ходить по врачам, мне плохо, занимаюсь какой-то ерундой. Пришел "отпустите меня, хоть контракт еще на год, не могу". Они говорят, найди себе хорошую замену. Я выбежал на улицу, ловлю такси, а там Юра - мим, который мечтал быть клоуном. Я ему говорю "ты с завтрашнего дня работаешь в цирке дю Солей". Для него это мечта, счастье, а я свободен. И вот в один день Юра просит подменить его, чтобы он сходил в цирк, который приехал с гастролями. Я думаю, один день ничего и согласился. Надеваю свой носик, с паутинкой, красота, а у меня как затылок свело. Свело так, повернуться не мог несколько дней. То есть мозгами я согласился, а весь организм против. В этом состоянии отработал спектакль и сказал, что больше никогда. Никогда не делать то, что нужно, а только то, что взахлеб, в удовольствие. Может не у всех так. Бывает по нескольку лет терплю, заработаю денег, сделаю любимый спектакль. Но это невозможно, ужас.
Ухитряться из ничего получать удовольствие и радость. Я собираю таких людей, которым палец покажи и они три часа веселиться будут. Когда правильные люди собраны, то любая вещь становится фантастической. Мы никогда не говорим о плохом, это запрещено у нас. Мы говорим, только какой ты потрясающий, ты такое сделал! Мы вдохновляем друг-друга, врем, восхищаемся.
Атмосфера радости и удовольствия - только в ней вырастает что-то настоящее!
Заниматься маленьким и простым не интересно. Мы завоюем весь мир, за нами пойдут миллионы. Ставить невозможные цели. Для нас это естественно, я никогда об этом не думал, мы так жили. Я-то, конечно, хитрован, режиссер, должен об этом подумать, как другим помочь. Вещи-то простые.
Никогда не проси у другого больше, чем сам ему даешь! Простая вещь. Куча людей вокруг тебя. "Отнеси ту лавку", а что ты для него сделал, чтобы он вписался в эту лавку? Ты ему три лавки и тогда он может быть одну согласится. Ты всегда должен дать больше, чем хочешь от кого-то получить. Я никогда не задумывался о том, что хочу от кого-то получить. Я всегда говорю "бежим туда", увлекал за собой. Никого не учить, не требовать, а увлекать своим восхищением и люди тоже начинают восхищаться. Становиться обожателем кравивых вещей в жизни.
Не бери бутерброд, больше чем рот. Это важное правило. Сил у каждого определенное количество. Радость бывает, когда сил в избытке, только тогда. Не когда ты высунул язык. Бери бочек ровно столько сколько ты можешь в гору нести в припрыжку и насвистывая. За этим надо обязательно следить! Составляю расписание на год. Больше восьми недель я никогда не выступаю. 9 неделя спад. У меня так, у каждого свое. 9-ю неделю мы всегда отдыхаем. Я никогда не работаю 4-й спекткаль подряд, отдыхаю. Важно знать свои ритмы и следовать им. В расписании года у меня все подробно расписано. У меня было, что я 9 месяцев составлял контракт. С Бродвеем. На всю жизнь. Я люблю свой спектакль, как ребенка и должен его холить и лелеять. Мы сидели с кучей дорогих юристов, чтобы понять каждую букву контракта. Все уже согласовали, но мы не согласовали 2 пункта о том, что мы не можем взять семью на гастроли и то, что они контролируют мой спектакль. Они убьют его. Если человек поехал на полгода без семьи, то никакого творчества не будет. Они и семью разобьют и никакого удовольствия не будет. Эта внимательность нужна для возможности быть счастливым. Если ты все это пропустишь, на тебя все это свалится. Я как режиссер говорю.
Как я собираю счастливых людей? Я собираю тех, у кого хочу учиться жить радостно. Каждый из этих людей бриллиант. Это еще те, бриллианты, не каждый человек даже один день с ними выдержит. Мне важно, чтобы в моей команде были не профессионалы, а счастливые радостные люди. Мы с ними любую стену пробьем своим отношением к жизни, энергией. Люди приходят на наш спектакль просто чтобы побыть в этой атмосфере, зарядиться от нее, поправить свою. Снежное шоу это атомная электростанция радостного отношения к жизни.
Вот человек,Олег Сосновиков. Найден мной в коридоре какого-то заведения вот с такой улыбкой. у него три высших образования, все бросил, занимается черти чем, сторожем работает. Делает то, от чего счастлив. Постоянно меняет работы, то ножички собирает, то флейты выстругивает, всегда радостный. Я у него учусь. За километр знаю, что он идет, бросаю свои дела.
А например, Андрюша Бартеньев и вот у него на автоответчике "Здравствуй, радостный человек". Это как чистить зубы - следить за состоянием радости. А Саша Фриш, работал еще с Никулиным, был правой рукой. Я так счастлив, что Саня со мной рядом. Все смотрят на него как на солнышко, когда он входит в комнату. Он самый талантливый человек в общении, через минуту любой человек его лучший друг. Это его состояние.
Это лучшие представители моей коллекции, у меня десятка два таких людей. Если вам удастся найти таких и побыть с ними, то это уже половина дела - быть счастливым. То, что я говорю все сумбурно, случайно, но мне самому нравится, может внучке пригодится.
Делай обыденное великим, фантастическим, невозможным. У нас на Мельнице...Это такое место в двух словах: однажды я прочитал о театрализации жизни, мне это так понравилось. Создать свою жизнь, как произведение искусства. Создавать внимательными мазками каждый свой день. Хочу попробовать ее осуществить. Нашел место в получасе от Парижа. Что значит нашел? Потратил 4 года. Нашел 8 городов, где можно быть счастливым. Пожил в каждом по полгода. Нашел место. Париж, но его я не люблю и отмерил полчаса от Парижа и стал там искать. Нужна и гора, и вода, и дерево, значит Мельница. Смотрел 200 мельниц в 30 минутах. Никто не поедет дальше 30 минут, если вы хотите видеть всех своих друзей. Это важно. Вы знаете как я расчитываю залы. Сколько у меня должно быть метров до последнего зрителя, где-то 17, где-то 25, но если я возьму хоть на метр больше, то не смогу охватить, уже люди не включатся.
Оригинал взят у
yunayu в
Конспект лекции "Счастье". Слава Полунин на проекте Возраст счастья. Часть 3. Click to view
А чего это я вдруг об этом? А! Мельница! Там все затопляется и никому из французов не нужно. Это место, где я уже 15 лет изучаю идею театрализации жизни. Я предлагаю соединить жизнь, искуство и добавить природу. С природой не сравнится ничего. Между этими тремя вещами на Мельнице исчезли границы. Обыденное превращается в фантастическое и особенное. Там на Мельнице собирается компания, я не всех знаю, кто там живет. Нужно как-то кормиться, кто-то должен спать, готовить, какие-то дежурства. Чтобы это не было скучно придумали цветные недели. Те, кто дежурит на кухне сегодня делает все красным, завтра все желтым. Все ингридиенты должны быть желтыми. И такие задания на каждом сантиметре жизни. Ты проживешь счастливым, если все правильно замутишь. Только через творчество получаешь радость, удовольствие и все-все-все. Творчество это фантастическая дверь, которая ведет к счастью.
На каждом сантиметре твоей жизни должно быть творчество, чтобы ты ни делал. Как ты открываешь дверь, как готовишь, что угодно. Я этому научился у сына.
- Принеси ту тарелку железную.
Он ложится и ползет, потом по стене. Почему так? А я партизан, а там пропасть... Т.е. он включает игру в свою жизнь.
За полчаса перед нашим спектаклем никто не знает что мы будем играть. Я прихожу и говорю что мы будем играть. Все знают все роли в спектакле. Я говорю "мы играем без юмора или мы играем Хармса..." и делаю это за секунду до спектакля. Каждый ищет себя сегодняшнего. Все смотрят на мои первые 10 шагов в спектакле, ловят ритм спектакля. Каждый раз он разный.
Мы ходим на рынок. Так, идем Мушкетерами и мы целый день проводим в мушкетерском стиле. Или крестьянами, курами ))) Или однажды нам сказали про выставку в Париже грузинской художницы и мы все сделали себе усы. Мужчины, женщины все пришли на выставку с усами. Непередаваемое удовольствие игры.
Как делать неприятное? У нас есть закон о плохом не говорить. Мы не читаем газет, не смотрим телевизор, как раньше люди жили у костра. Я не говорю, что делаю правильно. Есть другие и такие как я выродки. У каждого своя судьба и свой закон, я рассказываю только о себе. Вот нужно поругать человека за то, что он опоздал в театр. Все должны прийти за полчаса. Все стоят и улыбаются, потому что кто-то опоздал. Этот человек должен принести тортик в следующий раз. И его опоздание радость для всех.
Есть сложные и трудные вещи, например, деньги. Нужны деньги, без них никак. Простая история о балансе. Никогда ни одна сторона не должна перевешивать. На одной стороне творчество, на другой деньги. Нужно следить, чтобы весы не отклонялись ни в одну сторону. Меня научили англичане, когда идут переговоры двое, то есть третий человек - закон. Мы то в России не знали об этом. Проследи за тем, чтобы сидящий на против тебя получил выгоду, чтобы вам было хорошо.
Задайте вопрос, я туда забегу. Про спорт? Мне не повезло. Я столько часов на сцене, что потом уже никакого спорта. Я боюсь лазить высоко. Танец мы изучали, йогу изучали, мы упорные.
Как я изобрел велосипед? Когда я пришел из деревни в Питер в студию, думал, что я такой умный. Вот - суставная гимнастика. Свобода во всех сочленениях. Написал трактат. Вот думаю, я выдал! Только начинаю, 18 лет, а я уже такое разработал. А мне говорят, что это уже 100 лет назад все сочинили. Как так? Пошел в институт физкультуры, послушал лекцию и точно, все уже сочинили об этом. И прежде чем что-то делать я стал перечитывать все, что до меня написали. Вот сейчас анимацией хочу заниматься. Сначала я все книжки должен достать, перечитать, съездить к коллекционерам все выведать. Важный момент - всему отдаваться на полную катушку, как в рок-н-ролле. Нигде не экономьте, расходуйте и оно вернется обратно. Без любви невозможно.
Там где уже все были, туда не ходи. У меня было искушение пойти в театральный, думал, буду артистом. Не взяли. Стал искать студии, другие пути. Через 15 лет понял как мне повезло, что я не попал в школу, в систему, где все все уже знают. Сам искал. Куда ни пойдешь все не так, но это опыт и через него ты узнаешь, какой ты. У меня огромное количество учителей, идеалов. Влюбляться в своих учителей, идти за ними, потом бросать, идти в другую сторону. Сейчас ты мнешь глину, сейчас лазиешь по стене, испытываешь себя.
Задайте вопросик!
Что делать если счастливый человек погрустнел? Что делать?
Если друг, то вместе грустить, вытаскивать.
У меня закон внутренний во всех сообществах: "Циников и нытиков - вон!"
Никогда не имейте с ними дел, это страшно заразно! Заражает тут же! Ведь те, кто счастливы они же ни на чем строят свое счастье. Пузыри и пушинки, как на них добраться до облаков. А тут еще кто-нибудь таким тоном "Да, это же пушинки всего навсего" и все летит в тартарары.
Я так делаю. Ко мне какой-нибудь нытик подойтет, а я "ой, живот заболел" и убегаю. Я не человек насилия, для меня это невозможно, но я стараюсь избегать их. У меня было много событий в жизни, когда я придя к чему-то в жизни говорил, что трагедия в жизни неизбежна (бросить друзей. расстаться с любимыми), это всегда страшно. Необходимо время от времени говорить, что если твое предназначение залезло в клетку, тебе необходимо от туда выбраться. И ты с близкими начинаешь говорить как от туда выбраться.
Почему люди смеются?
У Райкина есть целый монолог с уровнями смеха. Для меня самое большое удовольствие - смех без причины, от радости жизни. Переполняет тебя и хочется хохотать и орать от полноты жизни от влюбленности во все. Самое лучшее. Смех ироничный, саркастичный это от меня далеко. Иронично-цинничные высказывания могут иметь любовь, это особый способ игры с миром. Райкин говорил, когда я к нему пришел после провала спектакля и говорил, что больше не хочу быть артистом, а он "дурак, только сейчас ты становишься артистом". Райкин говорил, что ты имеешь право смеяться только над тем, за что ты страдаешь даже больше, чем тот человек. Это твоя помощь ему через это. Это не "эй, ты дубовая башка" Разный тип смеха. Никулин, Быков, Райкин и Енгибаров - мои прямые учителя, дали понять что такое радость, что такое смех.
Как вы отдыхаете?
Это самое смешное. Я никогда не отдыхаю, мне жалко. Самое прекрасное что есть на свете, это мечтать о чем-то новеньком, что еще сделать. Я супер-профессионал фантазер. Ко мне приезжают люди научиться фантазировать. К счастью есть много этапов и самое интересно, не важно на каком этапе вы остановитесь. Вы можете на любом этапе все бросить и идти в другую сторону. Каждый из этих этапов бесконечное счастье. Найти место - счастье. Собирать команду - счастье. Получать радость от всего. Люблю путешествовать, жалко спать, отдыхать, делать перерывы. Вот это все удовольствие бросить и спать. Жалко.
Какой ваш дом?
До 50 лет у меня не было дома. Были чемоданы, машины, семья. Ведь дом это ты. Если появился дом, то это ты себя претворил в другом измерении. У меня не было для этого времени. Потом смотрю, моя жена начала грустить и понял, что моим любимым нужен дом. Я сказал, что в 50 лет у нас будет дом. Сказал - сделал. Думаю, жена получила большое удовольствие от творчества создания этого дома. У меня 50 проектов постоянно. Хоть один тебя отблагодарит. Я делаю 10 домов, чтобы хоть один получился. Начинал где-то под Питером, хотел построить Деревню Дураков, всем друзьям построить там дома. Красивый проект, он провалился. Под Марселем потом. Опять провалился.
Оригинал взят у
yunayu в
Конспект лекции "Счастье". Слава Полунин на проекте Возраст счастья. Часть 4. Click to view
Я вам рассказал, как выбирал место для дома 4 года. Но это только один проект.
Мое Снежное шоу шло в Нью-Йорке 1000 раз на Бродвее. Когда я уже устал (человек устает, когда ему уже не нравится то, что он делает, а пока он не устал он это любит) стал замечать что-то механическое в спектакле, не вкусное, не радостное. Думаю. надо закрывать. А у меня дом на Юнион сквер, туда приходят люди, валом валят, до тысячи человек. И вот я эту дверь закрыл.
Теперь мне нужно в Лондон. Почему в Лондон? Я посчитал-посмотрел, оказалось, что в Лондоне самое большое количество 1,5 тысячных театров в мире. Это мой размер. Я понял, что моя публика живет в Лондоне. Я приехал туда, нашел друзей, чудесный театр, где еще играл Чаплин. Лучший театр, как скрипка Страдивари. Мы поселились там, 7 лет в этом театре. В Лондоне невозможно свести концы с концами артисту. Какой-то продюссер позвал меня в Париж, там все получилось и я сделал свою Мельницу. Приглашаю вас всех на Желтую Мельницу, там чудеса, ни одного шага без подпрыгивания. Раз в месяц она открывает двери. Мы стали чудом света во Франции.
Где я нахожусь, там и мой дом. Куда мы приезжаем, там и делаем себе дом. Как делаем. В течении двух-трех недель на новом месте нужно завести друзей. Где друзья, там и дом. Общее дело, работа и вот уже счастье, дом.
Идеал нашего дома - Мельница. Каждая комната это мир. Там столько деталей, что надо там месяц прожить, чтобы заметить. Мы же сумасшедшие, если бабушкины кружева, то у нас и лочечки чайные с кружевами. Нам все равно чем заниматься, только скажите чем и мы будем получать удовольствие. Мы еще и садовники. Когда мы сделали первый проект садовники сказали, что это невозможно. Луг каждую неделю менял цвет. Семь садов - семь цветов. Получается дом - театр, сад - театр, жизнь - театр. Все мы превращаем в произведение искуства и в счастье.
Вы скажете, что это сказки. Показывает книгу с фотографиями "Slava Durak"
Будет выставка 5D с этими фотографиями. Подходишь к картине и ощущаешь запах, если там льется вода, то она льется из картины в ведро, звуки. Полное погружение. В Русском музее будет такая выставка, через полгодика. Правда, эту книгу мы быстренько хотели написать, а понадобилось 15 лет. Три предыдущие черновика книги я выбросил, пока она не стала такой, что я могу ее обнять.
Эта книга "Алхимия сНежности" только о Снежном шоу, о том как мы с ним работали.
Еще вопросы?
У меня трое мальчиков и уже две внучки, все они работают с нами.
Благодарит.
Салют из мыльных пузырей.