Во многих метрополитенах мира есть станции, выведенные из эксплуатации и прекратившее своё существование. На примере бывшего СССР многим известно о существовавшей в период 1966 - 1977 гг. в Санкт-Петербурге станции "Дачное", о закрытых станциях "Первомайская" и "Калужская" в Москве. Была такая станция и в метро Стокгольма - распологавшаяся в южной части первой (зелёной) линии конечная станция стокгольмского метро "Bagarmossen", открытая в 50-е годы прошлого века и продолжительное время находившаяся на поверхности земли, прекратила своё существование в 1994 году во время продления линии на юг. Для большинства жителей района сегодня мало что напоминает о находившейся когда-то в этом месте станции метро, т. к. с появлением новых жилых домов и пешеходных дорожек окружающая местность немного изменилась, но если присмотреться, то не составит труда угадать точное место нахождения бывшей станции метро.
1. Станция стокгольмского метро "Bagarmossen" впервые открыла для пассажиров свои двери 19 ноября 1958 года в составе участка Hammarbyhöjden - Bagarmossen первой (зелёной) линии. Как и большинство станций первой линии, она располагалась на поверхности и не представляла собой ничего уникального, просуществовав в таком виде почти 36 лет. Сегодня вдоль бывшей линии метро проходит пешеходная дорожка, а на месте железнодорожных путей "выросли" жилые дома и появилась автомобильная парковка.
2. Вид в противоположную сторону. Где-то за мостом должны были находится оборотные тупиковые пути станции.
3. Более половины территории бывшей станции метро сейчас занимает трёхэтажный жилой дом, внешне напоминающий знакомую каждому жителю бывшего СССР хрущёвку. Насколько понимаю, где-то на месте этого жилого дома и находились тупиковые пути станции. Однако это лишь моё предположение.
4. Примерно такой вид открывался с моста на станцию, открытка 50-х годов прошлого века.
5. На станции состав из вагонов серии C4, которых уже не встретишь в метро Стокгольма, 1960 г.
6. Торжественная церемония открытия станции 18 ноября 1958 г.
7. Станция являлась конечной точкой линии T17. Согласно проекту развития стокгольмского метро 1965 г. от этой станции планировалось вести метро по поверхности до р-на Bollmora Стокгольмского округа, но планы изменились и линия, обойдя станцию стороной, "нырнула" под землю на глубину 19 метров, уйдя далее в Skarpnäck. Схема развития стокгольмского метро 1965 г. в последующие годы потерпела большие изменения, но нынешние планы строительства метро в Стокгольме во многом частично схожи с ней.
8. Станция была навсегда закрыта 8 июля 1994 г. Чуть более, чем через месяц 15 августа 1994 г. вместо закрытой станции начала работу новая одноимённая подземная станция, расположенная неподалёку на глубине 19 метров и обслуживающая жилой массив до сих пор. Лёгкий остеклённый вестибюль новой поздемной станции "Bagarmossen", наши дни.
9. Новая станция метро является последним на сегодняшний день аккордом стокгольмского метростроения и представляет собой последний тип станций глубокого заложения, строившихся в Стокгольме. Станция вырублена в скалах и наиболее близка к односводчатому типу с узкой платформой без разделения пассажиропотоков и выходом в одном из торцов станционного зала. Станционный зал не симметричен и к противоположному от выхода торцу становится ещё более узким.
10. На сегодняшний день это пока единственная действовшая станция метро в Стокгольме, которая была закрыта. Однако в связи со скорым продлением третьей (синей) линии в спальные районы Южного Стокгольма и закрытием параллельного ей участка первой (зелёной) линии таких станций в Стокгольме станет больше.
Благодарю за внимание!