Пару месяцев назад ехал в сторону Чудского озера через эстонский посёлок Авинурме, где последнюю железную дорогу разобрали ещё к началу 70-х годов прошлого века, и случайно увидел картину: через реку Авийыги, на которой расположился посёлок, перекинут железнодорожный мост с узкоколейным составом. Из рекламного баннера на стенде возле моста я понял, что передо мной музейный поезд, посвящённый проходившей когда-то через посёлок узкоколейной железной дороге Сонда - Муствеэ, который в тёплое время года с мая по октябрь делает регулярные рейсы по воостановленному в 2001 году короткому участку этой железной дороги.
1. Состав музейного поезда состоит из мотовоза Муз4-2228, узкоколейного пассажирского вагона и грузовой платформы с бортами.
2. Насколько понял из информации на стенде, узкоколейная железная дорога, проходившая через посёлок, действовала с 1926 года, однако сам железнодорожный мост был воздвигнут в 1931 году, о чем гласит дата на опоре моста.
3. Неподалёку на рельсах можно увидеть четырёхосный крытый вагон с маленькой шахтной вагонеткой. На торце крытого вагона указана, как мне показалось, дата депортации гражданского населения Прибалтики.
4. За мостом находится двухпутный разъезд, за которым начинается короткий восстановленный участок разобранной узкоколейки Сонда - Муствеэ, по которому в тёплое время года с мая по октябрь курсирует музейный состав.
5. Стрелки на разъезде ручные. Сейчас их всего две, но когда-то было больше. Во время полноценной работы железной дороги на станции Авинурме было три пути и тупиковая ветка для погрузки песка.
6. На разъезде за мостом сохранился семафор, по разрешающему сигналу которого возможно происходит отправление музейного поезда в тёплые летние дни.
7.
8. По разобранной в 70-х годах прошлого века узкоколейке осуществлялось не только грузовое, но и пассажирское сообщение с конечным пунктом в городе Муствеэ на берегу Чудского озера на расстоянии около 22 км от этого места. Свидетельством этого является здание пассажирского вокзала станции Муствеэ, сохранившееся до настоящего времени и перестроенное в жилой дом.
9. Станция Муствеэ была конечным пунктом пассажирского движения, но пути продолжались дальше и выходили на побережье Чудского озера, где по сей день находится небольшой порт. Сейчас на месте разобранных когда-то путей проходит улица города и абсолютно ничего не напоминает о проходившей здесь когда-то узкоколейной железной дороге.
10. За бывшим пассажирским вокзалом расположился ещё один артефакт существовавшей здесь когда-то железной дороги - водонапорная башня, служившая для заправки паровозов водой.
11.
12. Мост в посёлке Авинурме и короткий восстановленный участок за ним - единственное на протяжении этой ветки место, которое благодаря местным энтузиастам напоминает сейчас о проходившей здесь когда-то узкоколейке.
13.
14.
Благодарю за внимание!