Жизнь и символ

Aug 30, 2016 21:40

В переломные времена, когда надеяться, казалось бы уже не на что, иногда вдруг происходит чудо и рождается личность, благодаря которой многое менятеся, враги отступают, беззаконие прекращается и в общем, все как-то приходит на круги своя. Иногда, такой человек, выполнив некие предначертания, идет дальше своей миссии, и тогда его деятельность уже становится если не сомнительной, то уж двусмысленной весьма часто. Такие личности почти всегда «ниоткуда», за ними, как правило, никто изначально не стоит, а заглядывать в бездну, которая их извергла бывает даже страшновато. Жизнь этих людей окутана легендами, а уж жизнь «после смерти» и подавно. Вот, например, официальная версия и легенда о" жизни после смерти" Жанны Д’арк , человека безусловно подходящего под описания «потрясателей мира», мною приведенных.

ЖИЗНЬ ПЕРВАЯ. НАРОДНАЯ ГЕРОИНЯ
Вкратце о том, что говорится в каноническом варианте этой истории. Жанна Д'Арк, родившаяся в семье деревенского старосты в селении Домреми во время Столетней войны, довольно рано поняла, что ей предстоит непростая жизнь. Однажды она услышала голоса святых Маргариты и Екатерины, которые сообщили девушке, что именно ей предстоит спасти Францию от английского нашествия. Когда пришло время, Жанна покинула родной дом, добилась встречи с дофином Карлом VII и стала во главе французского войска. Она освободила несколько городов, в частности Орлеан, после чего начала именоваться Орлеанской девой. Вскоре Карл VII был коронован в Реймсе, а Жанна одержала еще ряд важных военных побед. 23 мая 1430 года во время вылазки близ города Компьен отряд Жанны был взят в плен бургундцами, которые передали ее герцогу Люксембургскому, а тот, в свою очередь, англичанам. Ходили также упорные слухи, что Жанну предали приближенные Карла VII.
В январе 1431 года в Руане начался процесс над Жанной Д'Арк. Инквизиция выдвинула 12 статей обвинения. В это время в Париже королем французским и английским был провозглашен Генрих VI. Суд над Жанной был призван доказать, что Карла VII возвела на трон еретичка и колдунья. Процесс вел епископ Пьер Кошон, который еще до начала суда подверг Жанну медицинскому освидетельствованию, дабы установить, что девушка не невинна, что она вступила в связь с дьяволом. Но осмотр показал, что Жанна девственна, и суду пришлось отказаться от этого обвинения. Процесс, полный каверзных вопросов и ловушек, в которые по замыслу инквизиторов должна была попасться Жанна, продолжался несколько месяцев. Наконец 29 мая 1431 года судьи вынесли окончательное решение о том, что подсудимая передается в руки светских властей. Ее приговорили к сожжению на костре. Жанне в то время был всего лишь 21 год.
30 мая 1431 года приговор привели в исполнение. Дощечка на столбе, к которому привязали девушку, гласила: "Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка". Казнь проводилась при большом стечении народа, эшафот оцепили шеренги английских солдат. Через 25 лет после гибели Жанна Д'Арк была реабилитирована и признана национальной героиней, а в XX веке католическая церковь провозгласила ее святой. Однако слухи о том, что на самом деле Жанна Д'Арк не умерла на костре, а спаслась, начали ходить в народе сразу же после казни.

ЖИЗНЬ ВТОРАЯ. ВЕРНАЯ СУПРУГА И ДОБРОДЕТЕЛЬНАЯ МАТЬ
По одной из легенд, которая, в частности, излагается в целом ряде книг, включая книгу Черняка "Судебная петля", Жанна Д'Арк не только избежала гибели, но и остепенилась, вышла замуж за некого Робера Д'Армуаза и родила двоих сыновей. Потомки этого Д'Армуаза до сих пор считают себя родственниками Жанны и утверждают, что их досточтимый предок ни за что бы не женился на женщине, которая не предоставила бы ему подлинных документов, удостоверяющих свое происхождение. Люди, знавшие настоящую Жанну, - в частности, ее братья из селения Домреми и воевавшие вместе с ней солдаты - были твердо убеждены, что это она и есть. Один их этих вояк, хорошо знакомый с Девой со времен осады Орлеана, дружил с господином Д'Армуазом и тем не менее не усомнился в том, что его жена - та самая Жанна.
Впервые Жанна Д'Арк, или, как ее теперь называли, Жанна Д'Армуаз, возникла на горизонте лет через пять после своей трагической гибели. В 1436 году брат Жанны Жан дю Ли то и дело передавал письма своей сестре и ездил к ней в город Арлон (записи о расходах сохранились в счетной книге Орлеана). Известно, что эта таинственная дама жила в Арлоне, где вела бурную светскую жизнь, затем - в Кёльне, а позже из-за политических интриг снова вернулась в Арлон. В 1439 году чудом воскресшая Жанна объявилась в Орлеане. Судя по записям той же счетной книги, жители освобожденного ею города приняли Жанну Д'Армуаз более чем радушно. Ее не только узнали - в ее честь знатные горожане дали торжественный обед, а в подарок преподнесли 210 ливров: "за добрую службу, оказанную ею указанному городу во время осады". Кроме того, существуют косвенные доказательства, что в это время в Орлеане, возможно, находилась и мать настоящей Жанны Д'Арк Изабелла Роме. Могли ли все эти люди, прекрасно знавшие Жанну Д'Арк, впасть в коллективное заблуждение?

Могли или нет...какая разница? Вся эта история очень напоминает роман Никоса Казандзакиса "Последнее искушение", по которому Мартин Скорсезе снял блестящий фильм "Последнее искушение Христа". Суть в том, что до распятия и включая его, сюжет практически канонический, а далее следующее: к Христу на кресте является ангел и говорит: ну все, ты свое отстрадал. Сейчас боль исчезнет и я тебя заберу. Тот удивляется, мол, как так? На что ангел веско возражает: ну неужели ты думал, что твой отец дал бы тебе так мучиться еще сколько-то дней? Все! Пройдем со мной!

И он снимает Иисуса с креста, но толпа этого не видит, а продолжает бросать камни в уже пустое место. Далее, год за годом, на его глазах - он сам это видит - происходит искажение его учения. Иисус пытается вмешиваться, но ему возражают, мол, а ты кто такой? По какому праву ты говоришь от Его имени?
- Да потому что Он - это я!

Его, понятно, поднимают на смех, ибо всем ясно, что Он умер на кресте.
Проходят годы и уже в старости Иисус встречает Иуду, вернее, Иуда приходит, когда Иисус уже на смертном одре. Тут же при нем и тот самый ангел. И Иуда начинает его ругать, дескать, как же ты мог?! Ведь осталось всего ничего! Ты уже был на кресте и сошел с него! И теперь очистительной жертвы не произошло.
Иисус возражает, мол, это же ангел пришел от самого бога!
- Какого еще бога! - кричит Иуда и делает какой-то знак в сторону ангела. Что-то вроде крестного знаменья и на его месте вспыхивает огненный столб.
В общем, что было после этой точки на кресте уже неважно, ибо до нее был не человек даже, а символ, а после нее остался лишь человек, довольно ничтожный, кстати, и который, в сущности, уже никому не был интересен. Как это парадоксально и закономерно в одно и тоже время. Так, совершенно неважно, был ли действительно тот странный монашек из Тулона Наполеоном, бежавшим с острова Св.Елены. Неважно все это. Важно, что жизнь как символ завершилась и теперь не стоит лезть в те легенды, которые возникают после, поскольку это лишь разобьет "изящный поэтический замок" о реальность недостатков и несовершенств героев, уже как бы сошедших с Олимпа и ставших реальнее, самой грубой прозы.

Halifax( Nova Scotia) 2014
Опубликовал на прозе.ру

законченное, история, символизм, мысли, темы

Previous post Next post
Up