Давненько уже хотел написать на тему цирка и как-то всё откладывал. Написать хотел потому, что постоянно имею возможность наблюдать в общественном транспорте объявления а-ля "Ура! Цирк приехал!". И как человек, в прошлом имеющий отношение к цирковой культуре и цирку вообще, часто я смотрю на эти объявления с подозрением.
Безусловно, я не могу говорить за всё явление постсоветского цирка в целом, за все коллективы. Каждый из них в чем-то индивидуален. Даже реквизит и подходы отличаются порой настолько, что когда представители одного жанра и даже номера встречаются, им всегда есть чему удивиться и что обсудить. Так вот, пусть меня простят представители некоторых профессиональных трупп, но иногда это совершенно не тот цирк, который я видел. Точнее даже будет сказать - не тот, в котором я вырос, поскольку в цирковую студию одного коллектива меня отдали в 5 лет. (на самом деле, наверное, это самый оптимальный возраст для начала занятий). Не тот по уровню, не те у него подходы и т.д. Вот, хотелось бы поговорить об этом и не только об этом.
Лично мне цирк дал очень много. Начиная с общего физического развития, развития координации и заканчивая тем, что я познакомился со сценой. В процессе занятий формируется особый тип мышления. Цирк - это прежде всего работа, постоянная работа, упорство. Переход количества в качество. Победы над страхами и т.д. И если рассматривать его в качестве основы для физического развития ребенка и формирования определенных качеств, я крайне рекомендую родителям данный вариант, если они пока еще не определились с тем, чем бы ребенка занять и если они не хотят отдавать его в какие-то чисто спортивные секции. Цирк для этого подходит более всего. Потому что в нем сочетается всестороннее физическое развитие и безопасность. Безопасность в цирке - всё. Потому что всегда есть риск. Риск должен быть минимизирован. Особенно этот вариант подходит, если этот ребенок гиперактивный. В рамках подготовки цирковой студии ребенок так или иначе будет осваивать: акробатику, групповую акробатику, эквилибристику, жонглирование, хореографию (ох, как же мы её не любили!) и различные силовые элементы. Мало ему не покажется, после репетиции будет засыпать как убитый.
Ну а потом, после сотен занятий, рано или поздно ему нужно будет выходить на сцену. И это сам по себе опыт крайне полезный.
Я закончил заниматься цирком в 16 лет, примерно в 1998 году, то есть, профессионалом в полном смысле слова я не стал. Были определенные причины. Возможно, я как-нибудь расскажу о них позднее, тем более, что отчасти причиной являлись как раз те изменения, которые произошли с цирком. Ну так вот, когда я из цирка ушел, у меня на тот момент уже были определенные достижения, заслуги, награды. Я являлся лауреатом и дипломантом различных городских, областных и всероссийских конкурсов и фестивалей. Со своим номером мне удалось съездить на множество гастролей, в том числе - в тогда еще советский Таджикистан. Я получил крайне ценный опыт, мощные впечатления и незабываемые воспоминания. Я не могу сейчас представить, кем бы я был, если бы не цирк и не мои художественные руководители и преподаватели.
Иногда, когда в компаниях заходят разговоры о цирке, я слышу от некоторых презрительные реплики, что-то типа: "кто в армии был, тот в цирке не смеется" или "был в цирке - не смеялся". Тут мне часто непонятно, почему эти люди сводят цирк к чисто комической клоунской составляющей. Можно только сделать вывод о том, что люди, наверное, и цирка то не видели.
Вот, кстати, весьма интересный номер - эквилибр на стульях.
Click to view
В общем, или они цирка не видели, или видели тот самый "не тот" цирк. потому что, комическая составляющая цирка вовсе не доминирует. Хотя и весьма важна. Согласно цирковой традиции, клоун - самый уважаемый человек в коллективе, это да. И как правило - руководитель коллектива или один из них. Представления могут быть устроены по разному, но как правило, за то, как оно будет проходить и за решение всех форс-мажоров отвечает именно он. Иногда - в роли ведущего. Бывает даже так, что клоун может выполнить на неком среднем уровне почти все номера программы, если кто-то из артистов не смог выступать. А там ведь весьма разные бывают жанры, начиная с эквилибристики и заканчивая той или иной акробатикой.
Вот, кстати, прекрасный ролик про советского клоуна Леонида Енгибарова. Это - высший класс. Обожаю его. Наверное так же как и Деда - Юрия Владимировича Никулина (в цирке его имя звучит как "Отец").
Click to view
Так почему нынешний цирк иногда "не тот"? Моё мнение по этому поводу следующее - рынок оказал на него немалое влияние, как и на многое в нашей жизни. Влияние не лучшее. Я не могу сказать, что в СССР не было каких-то таких, проявлений. Нет, безусловно, они были. Начали появляться уже с годов 70-х, а может быть и ранее. Но всё же, в основе своей, советский цирк был другой и задавал иные стандарты. Как я уже говорил, я не могу говорить за все нынешние коллективы. И за весь цирк в СССР говорить тоже не могу, СССР был большим государством и на различные региональные коллективы накладывалась так или иначе местная специфика. Но мне хотелось бы сказать о том, что я видел, что я застал. Я сколько-то поездил по фестивалям, видел разные коллективы, видел разницу подходов. Что-то я рассказать очень даже могу.
(Весьма непростой номер - свободная проволока. На ней, например, во время исполнения номера могут делать кувырки. Говорили мне, кто-то даже сальто исполнял, но сам я не видел)
Единственное, про что я не могу и не буду рассказывать, так это про цирк с животными. Это для меня совершенно незнакомая тема и я даже не очень это направление воспринимаю. Для меня есть цирк и есть отдельное явление под названием цирк с животными. Второе меня всегда мало интересовало. Нет, есть конечно и суперпрофессиональные коллективы в этом направлении, и профессионалы экстра класса, но я, вообще-то, не про них. Я хотел сказать про то, что вот этим некоторые малые цирковые коллективы сегодня "отличаются".
(Вполне возможно, на приведенном фото неплохие цирки с животными, но, порой, в передвижных цирках по стране можно видеть не очень хорошие примеры.)
Как-то так получилось, что я попал на концертную программу одного цирка-шапито, название сейчас, к сожалению, не вспомню. Думал - ну вот, сейчас окунусь в такой знакомый мне мир, получу кучу эмоций, уйду довольным. К сожалению, в процессе просмотра представления я обнаружил, что концертная программа была откровенно слаба. По художественной реализации, по технике исполнения, по подходу к реализации номеров в целом. Я не был художественным руководителем, не могу оценить в полной мере, но мне очень не понравилось. То, что делали мы в рамках любительского цирка было гораздо интереснее, художественнее и красивее.
(Вот, например, представительница отличного профессинального забайкальского передвижного цирка, у которого в программе есть и животные)
И не понравилось мне именно то, что, в основном, программа цирка строилась на работе с животными, а все остальное, как ни странно, было как будто чем-то дополнительным. Зато зверушек было полно. Всяких-разных, летающих, плавающих, прыгающих и скачущих. И при этом всём богатстве я не увидел какого-то особого мастерства дрессировщиков. Возникло такое подозрение, что просто понакупали зверушек и стали их показывать за деньги в рамках демонстрации псевдоцирковой программы. Попутно не очень заботясь о всех остальных составляющих. С моей точки зрения - являющихся ключевыми. И понять-то можно, почему решили так сделать. Потому что, зачастую, основные посетители цирка - дети. А им зверушки нравятся.
Можно еще в антрактах и после представления за деньги нафотографироваться с животными всласть и напродавать всякого, шариков, свистулек, конфет и прочего. Чем и занялся данный коллектив, на представлении которого я присутствовал.
(Оживленная торговля в антракте (или после представления) - у детей глаза разбегаются)
Я уж даже не касаюсь тут методов дрессировки животных, это действительно больная тема. Возможно, у меня цирк с животными вызывает отторжение именно потому, что я немного видел всё это с другой стороны кулис. Скажу сразу - никаких ужасов лично я не видел, но надо понимать - чтобы человеку справляться с множеством зверей, ему нужно над ними доминировать, а для этого самому надо немного выпустить зверя. И нельзя сказать, что это плохо, просто так нужно. Нет, конечно, есть разные школы, Куклачев вот, говорят, с кошками как будто играет, но все-таки, есть разные уровни той же дрессировки и школы разные. И Дрессировщики тоже весьма разные бывают. Тем более, когда это работа, с помщью которой надо семью кормить. Так что, "та сторона" бывает иногда весьма специфическая. Но, повторюсь - подход к работе с животными может кардинально отличаться. Я бы не хотел говорить, что цирк с животными - это плохо. Просто это что-то, с чем я сталкивался мало и от моего цирка далекое.
И вот, смотря на подобное, можно вспомнить, что в Советском Союзе существовала совершенно невероятное по своему уровню явление именно любительского, непрофессионального цирка, где животных не было вообще. Примерно с 5 до 8 лет я занимался в цирковой студии, проходил, так сказать, первоначальную подготовку. Студия подготавливает детей, и когда, в какой-то момент, кто-то из них проявляет определенный интерес к какому-то номеру или жанровому направлению, его уже можно переводить в коллектив, это уже будет следующий уровень. Ну так вот, когда я перешел из студии в коллектив, у нас на всех участников профессионалов было наверное человека два. И то, это были руководители, отдавшие цирку жизнь. Остальные - это были дети и взрослые, для которых это было увлечением. Дети, понятно, а вот взрослые приходили на репетиции после работы, например - на заводе. У коллектива существовала концертная программа, которая, на мой взгляд, вполне себе дала бы фору программам некоторых профессиональных цирков. Об этом мне в свое время говорили именно профессионалы.
(На фото, я так понял - любительский коллектив Дворца культуры имени 1 мая в Красноярске)
Ну как, интересный разговор? Cтоит ли продолжать? ) В цирковой жизни есть нюансы, например, которые человек, от этой темы далекий, наверное и не узнает никогда.
А вот мой жанр - эквилибр на катушках. У меня был подобный классический номер. Пять катушек - максимальная конструкция. Пятерку я взял, правда, уровень был, честно скажу - несколько пониже, чем у этого исполнителя. В какой-то момент я начал его поднимать, но... Жизнь распорядилась иначе и направила меня по другому пути. А мог бы освоить техники, что показываются в ролике.
Click to view