Я тут почти случайно открыла для себя детскую железную дорогу в Словакии. Пока что виртуально.
Преамбула, собсно. Та Малая Московская Детская Железная Дорога, что у нас под подмосковным Жуковским, в Кратово - это все мы знаем и любим, оно ищется гуглом. Когда я была маленькая, мне очень хотелось там порулить, но не сложилось.
А вот что дебри словацкого нета подкинули.
Пионерская железная дорога Прешов - Кокошовице - Сигорд, Чехословакия, 1961 - 1969.
Дорога, для «детской», не по-детски длинная - 11,3 км. Примечательно, что выбор ширины колеи в 760 мм взялся не просто с потолка (формально, узкоколейка - это все, что Уже стандартной ширины 1435 мм). 760 мм - это наследие Австро-Венгрии, а именно - последствие присоединения Боснии и Герцеговины в 1878 году и связанной с этим необходимости строительства 190 километров пути для военных нужд. Австрийские вояки, не будь дураками, отдали заказ на сооружение некой фирме Huge & Sager, у которых как раз завалялисьJ остатки матерьяльца после работ в Суэце, а также в Вене, при корректировании русла Дуная. Матерьялец подвернулся британского образца, 760 мм, и в Боснии приложился настолько удачно, что вместо исходных 190 км в конце концов получилась целая Боснийская железная дорога в 2000 км. Кстати, и колея 760 мм иногда называется «боснийской». На радостях австро-венгры применили этот стандарт узкоколейки во всей монархии.
Прешовская узкоколейка вначале служила народному хозяйству как лесная железная дорога. Разрешение на ее строительство было выдано аж в 1916 году, а уже в конце 1917 года прошли официальные испытания, и начали по ней возить лес из Сланских Врхов. До того его (лес) сплавляли по воде. К 1937 году длина дороги с первоначальных 17 км выросла до 24-х. И все было сравнительно хорошо примерно до 1954 года, когда построили автомобильную дорогу, древесину стали возить автомобилями, а узкоколейку признали нерентабельной, и решили переоборудовать ее в железную дорогу для пионеров.
В 1958 году начались работы по обновлению. Был уничтожен отрезок пути до вокзала после станции Прешов-Швабы - помешал планируемый маршрут троллейбуса, который бы пересекался с железной дорогой. Дорогу продлевали постепенно с 8 километров до окончательных 11,3.
Узкоколейка стала «дорогой молодежи» - к работе привлекались студенты и школьники, которые селились в палаточных лагерях вдоль путей. В Прешовском доме пионеров будущие железнодорожники получали необходимые теоретические знания. А пока пионеры развлекались тасканием шпал, взрослые товарищи развили бурную деятельность на другом конце дороги, в местечке Сигорд. Но не на строительстве конечной станции - а на строительстве дач. Люди взрослые быстро сообразили, что с появлением железнодорожного сообщения дачка в этих местах станет куда как более удобной (по мотивам статьи из газеты «Прешовский вечерник», 1999 г.)
Локомотив на отрезке между остановками Партизан и Градова.
Официальное открытие пионерской дороги состоялось 17 июня 1961 года. По ходу дела были перестроены все мосты и станция в Кокошовицах. Железная дорога работала до 1969 года. После закрытия еще примерно пять лет размышляли о возможном возобновлении, но в конце концов, рельсы разобрали (окончательно выкопали примерно в середине 1980-х), а вот станция осталась. Находится в районе Прешова Швабы на Пионерской улице.
Остатки здания станции
Очевидцы пишут, что когда ж/д уже не работала, но колея еще была, они тайком катались на дрезинеJ))) И вот какие остались вагончики в начале 1970-х.
Все фотки, равно как и тексты, потянуты отсюда
http://psoz.ic.cz/sigord0.htm, за что автору Петру Поповцу большое человеческое дякуемJ .