Оказывается, вчера в ВолгМУ проходило обсуждение проекта нового закона об образовании. Краеугольными камнями стали вопрос стипендий в ВУЗах и включения патриотического воспитания "от ЕДРа" в школах.
Хоте бы высказать несколько мыслей по поводу нашего высшего образования.
Мысли, возможно, будут глупыми. Просто наболело за 5 лет.
На данном этапе можно наблюдать деградацию высшего образования по ряду причин.
Буду описывать на примере родного ВолгГТУ или, по-простому, волгоградского политеха.
Причина первая - несоответствие предоставляемого объема знаний реальным задачам, с которыми специалист столкнется на работе.
Из собственного опыта учебы на факультете электроники и вычислительной техники: очевидно, что при подготовке программиста в первую очередь важна математика. Не физика, а математика. Однако, на протяжении первых двух курсов основной процент отчислений приходится именно на счет физики, которая преподается 3 семестра (матанализ - 2) и в гораздо большем объеме, нежели матан. Вопрос: зачем мне как программисту в совершенстве знать законы термодинамики (преподается 1 семестр из 3-х) в ущерб математике? Может я чего-то не понимаю в этой жизни?
Почему на 4 курсе самым сложным для сдачи предметом является социология?
Хочется отметить еще несколько моментов, связанных с учебными курсами.
Часто можно заметить, что создаются фактически дутые предметы вроде Концептуального проектирования или Системного анализа, суть которых можно выразить в течение одной лекции, либо нельзя выразить вообще.
Хотя причина появления таких предметов понятна - занятие чем-то часов преподавателей и получение денег.
При этом из средств проектирования более-менее полноценно изучался только С++ с объектно-ориентированной библиотекой Qt.
Интересной является дисциплина "Планирование и учет ресурсов на предприятии". Лабораторные по ней должны выполняться в среде 1С Предприятие, при условии, что ни одной лекции даже по основам разработки на 1С не предусмотрено.
Преподаватели при этом высокомерно отвечают, что студенты старших курсов должны осваивать среды разработки самостоятельно. Если это так, то в чем, собственно, заключается функция преподавателей?
Причина вторая - преподавательский состав.
Выражаясь языком дисциплины "Теория автоматического управления", ВУЗ представляет собой систему управления с отсутствием обратной связи (от управляемого объекта - студента к управляющей системе - преподавателю). Очевидно, что такая система нестабильна и имеет склонность к деградации.
Налицо примеры того, как преподаватель может чуть ли не рассказывать анекдоты на парах в течение всего семестра, а на сессии устроить "сюрприз" в виде полноценного экзамена по курсу обучения. И спроса с него не будет никакого.
Про клановость и преобладание людей с подозрительно одинаковыми фамилиями на кафедрах, думаю, не стоит упоминать.
Из последнего: предмет "концептуальное проектирование" у нас вела пожилая женщина - профессор-химик. На лекциях она рассказывала о разном: начиная от выбора символики ЭКСПО-2010 и заканчивая международной обстановкой. И ради этого я поступал в магистратуру?!
Еще нравятся феерические задания на семестровые работы, порой выдаваемые студентам. Распространен вариант, когда преподаватель работает в коммерческой структуре и свои заказы раздает студентам, которые работают за зачет. Чувствуете выгоду?
Не так давно позабавила методичка по "Планированию и учету" ("автор" - д.т.н.), абсолютная копия которой (только с более ранней датой издания) была найдена на сайте какого-то саратовского ВУЗа.
Про отношение преподавателей к учащимся в моем родном ВУЗе тоже промолчу.
Итог можно подвести так: преподаватель по потношению к студентам волен вести себя ровно так, как захочет. Никаких мер воздействия "снизу" просто нет.
Причина третья - лженаука.
К сожалению, в ряде научных работ более половины составляют аналоги "Корчевателя" (см.
ссылку). Про то, как с помощью подобных трудов пилятся гранты, промолчу.
А самое паскудное заключается в том, что пребывая "в системе" достаточно долго, от нее начинает просто тошнить. И желания "идти в науку" у меня лично не возникает. К сожалению.