В своих планах на посещение Лальска и Покровской церкви, стоящей неподалеку на берегу Лузы, мы отводили один день. Но планы остались на бумаге, реальность оказалась несколько иной. Сидя вечером за бокалом красного вина в уютной квартире в Великом Устюге мы сетовали на погоду, которая установилась в тех краях. Равномерно серая облачность без каких-либо оттенков наводила некоторое уныние. Хотелось уже если не прояснений (на них особых надежд не было), то хотя бы дождя, ливня наконец для разнообразия. Но прогноз не сулил никаких перемен на ближайшие дни. На следующий день мы собирались в Лальск и очень надеялись, что в соседней Кировской области погода все-таки будет лучше.
Из Великого Устюга в Лальск на машине можно попасть двумя путями. Короткий, длиной около ста километров, включает в себя паромную переправу через Сухону и Юг и примерно 90 км по песчаному грейдеру. А второй - в два раза длиннее, но проходит исключительно по дорогам: сначала по шоссе через Котлас, Коряжму, Ильинско-Подольское, а дальше опять по грунтовке еще примерно 90 км. Так уж получилось, что мы воспользовались обоими вариантами, и с позиции личного опыта я советую использовать все-таки короткий маршрут, он романтичнее, быстрее и комфортнее, хотя последнее довольно условно.
Утром, чуть заранее, чтобы нам точно хватило места на ближайший рейс, мы подъехали к паромной переправе Великий Устюг - Кузино. Мы не представляли себе, насколько загружена линия, а интервалы в движении достаточно большие. В ожидании погрузки я с фотоаппаратом бродил по берегу. Ничего интересного ни возле, ни на самой реке не было, вдали лишь виднелись несколько резиновых лодок с рыбаками. Рассматривать их пусть и через телевик, было скучно. Поэтому я ограничился лишь пасмурной панорамой, казалось бы, еще не проснувшегося Великого Устюга: все-таки общая серость вносила свои оттенки в восприятие окружающей действительности.
К стоянке то и дело подъезжали автомобили. Я было обрадовался своей интуиции, мол мы вовремя приехали, но оказалось, что водители высаживали пассажиров и уезжали, поэтому излишнего ажиотажа не наблюдалось. Стало очевидным, что все мы без проблем поместимся на понтонной платформе.
Я попытался выяснить состояние грейдера у других водителей, ведь нам предстояло проехать по нему около 90 км, но никто, даже водитель почтовой буханки, дальше десяти-пятнадцати километров по нему не ездил. Наверное, это объяснимо. На всех машинах стояли вологодские номера, а мы ехали в Кировскую область.
Вскоре началась погрузка. На столь небольших паромах нам еще не приходилось плавать. Мы переправлялись на арендованной машине с острова Корфу на материковую часть Греции, плавали на пароме в Индонезии и на Мадагаскаре (но только как пассажиры, без автомобиля) - везде это были крупные морские суда. Был, правда, еще один паром на Ланту в Таиланде, но нас вез таксист, да и за давностью лет подробности той поездки уже не помню. Ах да, еще один раз переплывали на пароме Волгу в районе Конаково на автомобиле, но это было в какой-то совсем прошлой жизни. Наша нынешняя платформа вмещала до 6 легковых автомобилей, для пассажиров предусмотрен отдельный небольшой крытый павильон на случай осадков или сильного ветра. Маленький катер, который выступал в роли буксира, был из какого-то совсем далекого времени. Матрос, он же кондуктор да капитан - вот и весь экипаж.
Заехав на своих автомобилях на паром, почти все водители и их пассажиры остались внутри: зачем зябнуть, если в машине тепло. Матрос-кондуктор сам любезно ко всем подходил и собирал плату. Минут через тридцать мы пришвартовались на правом берегу пока еще Юга, Северная Двина начинается чуть ниже по течению, и поехали за почтовой буханкой, которая первой выехала с парома. Вскоре она свернула в ближайшую деревню, и мы надолго остались одни на дороге, лишь изредка навстречу нам попадались лесовозы. На переправе есть и грузовой паром, которых их доставляет практически прямо к шоссе. Деревень было совсем немного, а те, что попадались нам по пути, не сказать, чтобы были густо населены. Дорога до Лальска была чересчур простой, наверное, поэтому мы решили немного усложнить себе жизнь.
Планируя накануне свой маршрут, мы решили сначала отыскать Покровскую церковь и лишь потом поехать в Лальск. Не очень понимая, откуда к ней лучше подъезжать, мы выбрали самый тяжелый и неочевидный маршрут от города Лузы по левому берегу одноименной реки. Умеренно плохая дорога с большим количеством тракторных колей, следов выгона стада, ямы, лужи, впрочем - ничего необычного для нас. Примерно так мы еженедельно преодолеваем последний отрезок дороги в нашу деревню. Стадо у нас никто не пасет - колхоз, а вместе с ним и большое хозяйство остались далеко в прошлом. Но мы преодолеваем поросшие деревьями и кустарниками бывшие поля, брод, канавы, которые весной и в дождливую погоду превращаются в ручьи.
Небольшая всхолмленность, поля и открывающиеся красивые виды с высокого берега реки немного убаюкали нас - мы решили, что такие пейзажи будут ласкать наш взор на протяжении всего пути, а состояние дороги, точнее сказать направления, не изменится. Но мы сильно ошиблись. Вскоре более-менее накатанные колеи в полях превратились в грязевое месиво, по которому, очевидно, ездили только охотники на УАЗиках и болотоходах.
Приходилось все чаще покидать автомобиль и в буквальном смысле прощупывать лужи, руководствуясь мудрой поговоркой «не зная броду, не суйся в воду». Не по всем из них можно было проехать: под водой скрывался толстый слой глины, в котором вязли ноги, что уж говорить о машине. Тогда приходилось искать объездные пути. Застревать совершенно не хотелось, ждать помощи было неоткуда, трактора нам по дороге не попадались. А чем дальше мы продвигались, тем дольше пришлось бы идти в обратном направлении в его поисках.
До поры до времени мы везде проезжали. Но когда до цели оставалось около 5-7 км, я осознал, что шансы увидеть церковь тают на глазах. Слишком много времени уходило на внимательный осмотр очередного сложного отрезка пути. И когда мы подъехали к довольно болотистому участку, нам пришлось повернуть назад. Если дальше вся дорога будет такая, то мы доберемся до церкви только к вечеру, а ведь предстоял еще и обратный путь.
Я стал разворачиваться, как вдруг из-под машины раздался жуткий скрежет. Выяснилось, что один из листов защиты практически полностью оторвался и остался висеть лишь на одной шпильке. Конечно, это произошло не одномоментно здесь и сейчас, и скорее всего основную роль в этом сыграли реагенты, которыми щедро поливают московские дороги зимой, но случилось это в самый неподходящий момент.
Мои попытки решить этот вопрос прямо на месте не увенчались успехом. Полежав минут двадцать под автомобилем, я так и не сумел окончательно оторвать лист защиты, настолько прикипела последняя гайка. Ни открутить сил не было, ни сбить - кувалду в дорогу не взяли. Был с собой небольшой топор на случай, если надо будет что-нибудь срубить и подложить под колеса, но в этой ситуации от него не было никакого проку. Никаких других вариантов, кроме как ехать до ближайшего автосервиса, не оставалось. Требовались подъемник и болгарка.
В это время в стороне послышался приближающийся звук мотора. Я обрадовался, надеясь на помощь. Вряд ли местные жители суются в эти места без инструментов. Но увы, ничего у них с собой не было, на своем болотоходе они проезжают без видимых проблем. Поохав вместе с нами, они поехали дальше в Ершову Запонь, полузаброшенную деревушку, от которой до заветной церкви оставалось бы совсем чуть-чуть, но по их мнению я туда бы все равно не проехал: машина не той системы 🙂.
Пока мы возвращались по полям и песчаному грейдеру, все было ничего. Погромыхивали, конечно, но не сильно, да и зрителей, которых мог бы привлечь неожиданный звук, не было. Но стоило нам добраться до твердого покрытия, как сразу вспомнились слова из сказки про царевну-лягушку. Всем встреченным людям, которые указывали на нас пальцем хотелось ответить словами: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!» Будто мы нарочно скрежетали и грохотали.
У сервиса была очередь, пусть всего из одной машины, но и там казавшийся простым случай превратился в серьезную проблему. Стало очевидным, что нам придется выбирать между Лальском и второй попыткой отыскать дорогу к Покровской церкви.
Проведя на сервисе около 2,5 часов, мы наконец-то узнали из первых уст, как с наименьшими затратами добраться до заброшенной церкви. Выбранная изначально дорога оказалось ошибочной, никто в здравом уме туда таким маршрутом не ездит. Ехать надо через Лальск, перебираться по понтонному мосту на другой берег Лузы, сворачивать в лес, а дальше двигаться по наезженной дороге, на каждой развилке держась правее. Но именно последнее уточнение было самым неочевидным и тоже заставило нас поколесить по лесу в поисках единственно верного маршрута.
Как вы, наверное, догадались, мы все-таки попытались добраться до этой действительно заброшенной церкви, но об этом в другой части моего повествования.
Продолжение следует...
Начало рассказа Больше фотографий в моем
телеграм-канале. Присоединяйтесь!
#веснаестьвесна
#10точекнакарте
#путешествия