Одной из целей нашего недавно завершившегося осеннего путешествия на Русский Север был небольшой город Лальск в Кировской области. Готовясь к поездке, мы, как обычно, много чего читали и выяснили, что совсем недалеко от него в лесу на берегу Лузы стоит очень красивая церковь.
Ее запечатлел на своей картине «Крестный ход» художник Илларион Михайлович Прянишников (картина хранится в Русском музее), которого с Лальском связывали родственные отношения - его старший брат Сергей долгое время работал на местной бумажной фабрике. Мы решили обязательно отыскать и увидеть эту заброшенную церковь.
Путь к ней был тернист и непрост. Вообще, чтобы попасть в Лальск из Великого Устюга, надо быть готовым к довольно долгой и не очень комфортной дороге. Туда всего два пути: на пароме через Сухону и Юг и дальше по грунтовке километров 90. Или же по шоссе через Котлас, Коряжму, Ильинско-Подольское, а дальше опять по грунтовке еще примерно 90 км. Во втором случае путь становится в два раза длиннее. Мы рассчитывали сэкономить время и топливо и оба раза воспользоваться паромом. Имейте ввиду, что время отправления последнего парома из Кузино в Устюг в 18:00.
У нас были обширные планы на тот день. Помимо Покровской церкви мы собирались внимательно изучить Лальск. В нашем воображении этот городок должен был застыть где-то в прошлом. Правда, мы себе не представляли насколько в отдаленном. В любом случае, у нас появилась возможность попутешествовать во времени, которой было бы глупо не воспользоваться. Но это путешествие требует отдельного рассказа.
Сначала мы собирались увидеть Покровскую церковь. Не очень понимая, откуда к ней лучше подъезжать, мы выбрали самый тяжелый и неочевидный маршрут от города Лузы по правому берегу одноименной реки. Умеренно плохая дорога с большим количеством тракторных колей, следов выгона стада, ямы, лужи, впрочем ничего необычного для нас. Примерно по такой дороге мы еженедельно преодолеваем последний отрезок дороги в нашу деревню. Стадо у нас никто не пасет - колхоз, а вместе с ним и большое хозяйство остались далеко в прошлом. Но мы преодолеваем поросшие деревьями и кустарниками бывшие поля, брод, канавы, которые весной и в дождливую погоду превращаются в ручьи.
Небольшая всхолмленность, поля и открывающиеся красивые виды на реку немного убаюкали нас - мы решили, что такие пейзажи будут открываться нам на протяжении всего пути, а состояние дороги, точнее сказать направления, не изменится. Ан нет. Вскоре полевая дорога превратилась в грязевое месиво, по которому очевидно ездили только охотники на УАЗиках и болотоходах.
Приходилось все чаще покидать автомобиль и в буквальном смысле прощупывать колеи, руководствуясь мудрой поговоркой «не зная броду, не суйся в воду». Не по всем из них можно было проехать, иногда приходилась искать объездные пути. В случае застревания ждать помощи было неоткуда, трактора нам по дороге не попадались. А чем дальше мы продвигались, тем дольше пришлось бы идти в обратном направлении в его поисках. Один из ориентиров, полузаброшенная деревушка Ершова Запонь, судя по навигатору, была совсем недалеко.
До поры до времени мы везде проезжали. Но когда до цели оставалось около 5-7 км, я осознал, что шансы увидеть церковь таят на глазах. Слишком много времени уходило на внимательный осмотр очередного сложного отрезка пути. И когда мы подъехали к довольно болотистому участку, который можно было бы преодолеть, мы все-таки повернули назад. Если дальше вся дорога будет такая, то мы доберемся до церкви только к вечеру, а ведь предстоял еще и обратный путь.
Я стал разворачиваться, и вдруг из-под машины раздался скрежет. Выяснилось, что один из листов защиты практически оторвался и остался висеть лишь на одном болте. Конечно, это произошло не одномоментно здесь и сейчас, и скорее всего основную роль в этом сыграли реагенты, которыми щедро поливают московские дороги зимой, но случилось это совсем в неподходящий момент.
Мои попытки как-то решить этот вопрос прямо на месте не увенчались успехом. Полежав минут 20 под автомобилем, я так и не сумел окончательно оторвать лист защиты, настолько прикипел последний крепежный болт. Ни открутить, ни выбить. Требовался подъемник и болгарка. Никаких других вариантов, кроме как ехать до ближайшего автосервиса, не оставалось.
Пока мы возвращались по полям и песчаному грейдеру, все было ничего. Погромыхивали, конечно, но не сильно, да и зрителей, которых мог бы привлечь неожиданный звук, не было. Стоило нам добраться до твердого покрытия, как сразу вспомнились слова из сказки про царевну-лягушку. Всем встреченным людям, которые указывали на нас пальцем хотелось ответить словами: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!». Будто мы нарочно скрежетали и грохотали.
В ожидании своей очереди возле автосервиса
От нечего делать, решил поснимать забавные автопортреты
Цена вопроса - пара часов ожидания и 1000 рублей. Защиту поставили на место. Закрепили намертво, насколько это было возможно. Попутно мы уточнили, как все-таки добраться до этой самой Покровской церкви (азарт не угас), и решили предпринять повторную попытку ее увидеть, которая в итоге увенчалась успехом.
Продолжение увлекательного путешествия. Не менее интересные фотографии смотрите в моем
телеграм-канале.
#жилабылаосень
#10точекнакарте
#русскийсевер