В процессе съемки практически каждый фотограф мечтает, чтобы ему не попадали в кадр посторонние вещи. Причем это могут быть как одушевленные предметы - люди, например, во время съемок городского пейзажа, так и неодушевленные, например, осадки в виде снега или дождя, ветки деревьев, заборы и прочее.
Я не исключение. В течение долгого времени во время съемки городского пейзажа я терпеливо ждал, пока люди выйдут из кадра. Это могло продолжаться в течение 10-15 минут, если я никуда не спешил и гулял один и без экскурсии во время какого-нибудь путешествия. Когда я понимал, что шансов нет, людской поток не иссякал, то просто выключал камеру. А чтобы все-таки сделать нужный мне кадр, я приходил в другой день, например, рано утром, когда людей гораздо меньше, если подворачивалась такая возможность.
Со временем я привык к тому, что люди - это неотъемлемая часть фотографии. С ними в кадре зачастую снимок смотрится иначе, иногда загадочнее, чем если бы их не было совсем. И само наличие людей может придать композиции другие краски. Если вы будете фотографировать на длинной выдержке, тогда люди превратятся в неких бестелесных существ, тени, сгустки, тем самым придавая самому обыкновенному плану немного загадочности.
В декабре я несколько раз вечером, гуляя по городу, приходил на Красную площадь, чтобы сфотографировать карусель. Это отнюдь не самое любимое место для прогулок, но мне хотелось сделать кадр, чтобы на одном плане был стоящий веками собор Василия Блаженного и вращающаяся карусель с людьми. Движение и статика на одном снимке. Не могу сказать, что полностью удовлетворен полученным результатом, возможно, стоило поэкспериментировать еще. Но в данном случае я не говорю о художественной, даже для себя, ценности полученных фотографий, а рассуждаю о том, как использовать в кадре толпы праздношатающихся людей, которым совершенно наплевать, что вы там себе фотографируете.
Ведь Красная площадь - одно из самых многолюдных мест города, поэтому во время съемки, особенно в часы пик, невозможно избежать лишних людей в кадре. К тому же по моим наблюдениям, сделанным за время подобных прогулок, достаточно большое количество пришедших туда людей - не москвичи. Они приходят туда сфотографироваться, проникнуться предпраздничной атмосферой. Тогда нужно постараться сделать так, чтобы они стали союзником фотографа. Это не всегда получается, зачастую нужно потратить уйму времени, сделать несколько десятков одинаковых кадров, чтобы потом выбрать всего один.
Мне кажется, на этих кадрах хаотично бродящие люди на площади удачно их дополняют, не акцентируя на себе внимание зрителя. В первую очередь вы обращаете внимание на два световых пятна на фотографии, а уже потом на все остальное.
В сильный снегопад, если использовать вспышку, то можно подсветить снежинки на переднем плане, и тогда фотография заиграет другими красками.
Сравните эту фотографию с заглавной в этом посте. Здесь я снимал без вспышки
Или еще один пример.
Без вспышки
Со вспышкой
В всех случаях, как мне кажется, снимки, на которых подсвечены снежинки, выглядят живее и интереснее.
Но иногда и без вспышки можно добиться нужного эффекта, если включить в кадр светящиеся фонари и всю ту новогоднюю мишуру, в которую наряжают город в преддверии новогодних праздников.
В сильный снегопад зажженные в вечернее время фонари и лампочки, флажки привносят в кадр зимнее веселое настроение вместо унылости, которую он мог бы вызвать, если бы я сделал его при дневном освещении
Снятые в дождливую погоду фотографии в зависимости от того, что хочет подчеркнуть фотограф, могут иметь налет печали или грусти или, наоборот, веселости. Разноцветные зонтики и плащи поднимут настроение, а вымокшая собака вызовет жалость и сочувствие.
Как всегда, приглашаю заглядывать ко мне в
телеграм-канал: там меньше слов и больше всяких разных картинок 🙂.
#зимавместе
#сегоднябрь
#10неупущенных